logo
"Смутное время" в истории России и значение данного этапа

Введение

Смутным временем самими современниками был назван период в русской истории конца XVI -- начала XVII в. Слово «смута» означает «возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор меж народом и властью» (В.И. Даль). Смутное время - это эпоха кризиса, охватившего все стороны русской жизни: «...экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность». Советские историки считали его высшей формой борьбы угнетенных против эксплуататоров и объясняли его классовыми конфликтами. Поэтому в событиях тех лет, прежде всего, выделяли Крестьянскую войну, на фоне которой протекали события Смутного времени. Современные же историки определяют Смутное время как гражданскую войну.

Причины смуты многие видят «…в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений». Но, как пишет высокопреосвященнейший Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, «все это, конечно, могло иметь место и в совокупности дать повод к волнениям и непорядкам. Но именно повод, а не причину. Ее, как показывает наш исторический опыт, необходимо искать в сфере духовной, ибо именно там -- все начала и концы бытия человеческого». «Ее религиозной основой, ее духовной первопричиной стал грех гордыни, который, явившись сатанинским искушением самовластья, соблазнил соборную душу Руси. В суете и беспорядках, сопровождавших невиданное ранее, диковинное для Руси дело -- смену династии, народ не сумел удержать смиренное сознание промыслительности русской жизни. Вопреки богоустановленному порядку, он восхитил себе Божие право -- счел себя источником власти, присвоил право решать, какой быть России далее». «Потому-то и была Русь предана скорбям и искушениям Смуты до тех пор, пока люди не одумались, не раскаялись и не отреклись (на Соборе 1613 года) от притязания на самовластье, подклонившись вновь под "иго и бремя" власти богоданной, воплощенной Помазанником -- Православным Русским Царем». Историки Н. Карамзин и С. Соловьев также говорят о моральном разложении как о главной причине Смуты.

Почти все историки обвиняют в Смутном времени царя Бориса Годунова. Как пишет митр. Иоанн, такой взгляд прямо противоречит самим фактам. «Настойчивые попытки многих исследователей найти в характере Бориса одну из причин обрушившихся на Россию бед, объясняются довольно просто: не умея или не желая вникнуть в духовную подоплеку событий -- историки искали "виноватого". …Они стремились найти "того, кто все испортил", ибо это давало разуму, лишенному веры, иллюзию обретенной истины». смута годунов царствование лжедмитрий

Человек - это существо, прежде всего духовно-нравственное. Поэтому и человеческое общество - это, прежде всего духовно-нравственный организм. Понять действительную логику событий, как в личной жизни, так и в общественной, можно только с точки зрения религиозной. Задачей данной работы является воспроизвести основную цепь событий Смутного времени в их причинно-следственной взаимосвязи на основе христианского взгляда на историю. Это необходимо потому, что от того, как человек смотрит на историю, зависит его взгляд на свою жизнь и на себя. Если он не видит, что главной причиной всех исторических событий является духовно-нравственное состояние общества, то он не сможет правильно посмотреть на современную общественную жизнь и на свою личную, и что самое главное, не сможет осознать себя как личность, жизнь которой определяется духовно-нравственными законами, а не внешними причинами: политическими, экономическими или природными.

Основой для данной работы взят труд митр. Иоанна «Самодержавие духа», в котором дан духовно-нравственный взгляд на основные этапы русской истории. Большое внимание в работе уделено правлению Бориса Годунова при царе Федоре, а затем его царствованию потому, что именно с этого времени стали развиваться события, которые привели к Смуте. Поэтому подробный анализ именно этого периода позволяет понять ее духовно-нравственные причины.