logo
"Смутное время" в истории России и значение данного этапа

3. Лжедмитрий I

Господь, видя, что народ отвергает Им поставленную власть и верит лжи, попустил появиться самозванцу. «В 1601 году митрополит Ростовский Иона объявил патриарху и царю, что в Чудовом московском монастыре "недостойный инок Григорий хочет быть сосудом диавольским". …молодой сын стрелецкого сотника Юрий Отрепьев, принявший по пострижении имя Григорий, вел себя на редкость странно. Проявляя большие способности, -- шутя, Отрепьев усваивал то, что другим не давалось, -- он в то же время вольничал в делах веры, вызывая этим подозрения в ереси. Но главное, в моменты откровенности он говаривал монастырской братии, что со временем непременно будет царем на Москве» Высокопреосвященнейший Иоанн. Указ. соч. 192. . Бедный боярский сын галичанин Юрий Отрепьев «был слугой Федора Никитича Романова, после ссылки которого постригся в монахи» История России… С. 89.. Он скитался по монастырям, пока не поселился в Чудовом монастыре. Оттуда его взял к себе для книжного дела патриарх Иов, т.к. он умел хорошо переписывать и сочинять каноны. Григорий часто ездил с патриархом во дворец и там, где мог, узнавал обстоятельства судьбы царевича Дмитрия и записывал их. После того, как стало известно о его намерениях, по приказу царя Бориса он был отправлен на Соловки на покаяние. В феврале 1602 г. он оттуда бежал в Киев, который тогда принадлежал Речи Посполитой, и поступил на службу богатому польскому вельможе Вишневецкому. Там он заявил, что является спасшимся царевичем Дмитрием. Об этом доложили польскому королю Сигизмунду III, который поверил ему и даже назначил ему жалование в 40 тыс. золотых ежегодно. Отрепьев принял католичество. Не рискуя лично нарушить 20-летнее перемирие с Москвой, Сигизмунд велел вельможам Мнишеку и Вишневецким собирать войско и идти против царя Бориса. Лжедмитрий пообещал, что в случае победы он отдаст Польше Смоленск Так называлось одно из наиболее обширных княжеств Древней Руси. В него входили современные области Черниговская, часть Полтавской, Курская, Могилевская, Калужская, часть Орловской, Тульская, часть Московской и Смоленская.. Отрепьев сделал предложение дочери воеводы Марине Мнишек и пообещал после свадьбы дать Мнишеку миллион злотых из московской казны и Смоленское и Северское княжества, а будущей жене - Новгород и Псков.

Лжедмитрий отправил на Дон посланника с грамотой, в которой призывал вольных воинов идти с ним «свергать раба и злодея с престола Иоаннова». В городах, в селах и на дорогах подкидывали грамоты Лжедмитрия к россиянам с вестью, что он жив и скоро к ним будет. Царь Борис, узнав об этом, обнародовал историю беглого монаха.

До 1604 г. никто из россиян не сомневался в смерти Дмитрия, но услышав явную ложь и узнав о приближении самозванца, они поверили ему и приняли его. 16 октября 1604 г. войско Отрепьева вступило в Россию. Оно едва насчитывало 1500 конных и пеших воинов. Остальную его часть составлял плохо вооруженный сброд. Но уже 18 октября жители Моравска встретили его с хлебом и солью и выдали ему связанных воевод. 26 октября ему покорился Чернигов. Народ встречал его возгласами: «Да здравствует государь наш Димитрий!» Затем на его сторону перешли Рыльск, Белгород, Воронеж и другие города.

Причиной такой легкости лжи явилась нелюбовь к государю. С своих бедствиях народ был виноват сам, но обвинял царя, а потому не любил его. «Лжедмитрий появился в обстановке всеобщего недовольства правительством Бориса Годунова со стороны как знати, так и русских крестьян, горожан, казаков» История России… С. 89. . Царь Борис выслал против Лжедмитрия войско и велел в храмах петь царевичу Дмитрию вечную память, а расстригу проклинать как злого еретика. «Патриарх Иов…разослал грамоту, требуя совершать ежедневное молебствие об успехах Бориса против самозванца» Там же. С. 18. . Но народ не верил ни царю, ни Патриарху. Он верил лжи, потому что связывал с Лжедмитрием надежды на улучшение своего положения. 21 января Лжедмитрий был разбит русским войском под Добрыничами Высокопреосвященнейший Иоанн. Указ. соч. 192. , а через несколько месяцев, «… его признали в ряде российских городов, в том числе в Курске, Туле, Рязани» Кириллов В. Указ. соч. С. 133.. Самозванца поддержали казаки, которые особенно желали свободы и не любили послушание власти.

13 апреля 1605 г. неожиданно умер царь Борис Годунов: поскольку народ отверг законного царя, то Господь взял его. Через день все присягнули его сыну 16-летнему Федору Борисовичу. 17 апреля Петр Басманов, поставленный Борисом главным воеводой царского войска, известил войско о воцарении Федора, и оно присягнуло ему. Но влиятельный боярин из рода Годуновых Семен Годунов добился назначения на должность главного воеводы своего зятя князя Андрея Телятевского-Хрипуна, а Басманов был назначен вторым воеводой. В этом он увидел смертельную обиду своей чести, потому что по тем понятиям местничества его отец занимал более высокий пост, чем дед Телятевского. «В присутствии бояр он заявил, что «Семен Годунов выдал его в «холопи» своему зятю Андрею Телятевскому, но он, Басманов, предпочитает смерть такому позору» Скрынников Р. Указ. соч. С. 403. . 7 мая Басманов объявил Лжедмитрия московским царем, несмотря на то, что до этого воевал против него. Тысячи воскликнули: «Да здравствует же отец наш государь Димитрий Иоаннович!» Московское войско перешло на сторону Лжедмитрия. Басманов сознательно объявил ложь, потому что желание первенства в нем было сильнее любви к правде. Из личной обиды он изменил присяге, а войско, как оказалось, было готово перейти к самозванцу, потому что для большинства личные интересы были дороже правды и интересов общества.

1 июня 1605 г. москвичи арестовали царя Федора, его мать, а затем их убили. 20 июня Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. «Народ, еще недавно столь настойчиво звавший Бориса на царство, присягавший ему как богоданному государю, попрал обеты верности, отринул законного наследника престола, попустил его злодейское убийство и воцарил над собой самозванца и вероотступника…» Высокопреосвященнейший Иоанн. Указ. соч. С. 193..

Но вскоре бояре и народ разочаровались в «царевиче». Лжедмитрий подтвердил указ о пятилетнем сыске беглых крестьян, ввел новые налоги, чтобы получить обещанные польским магнатам средства. Он также «позволил иезуитам служить литургию, дал им лучший дом в Москве, не хотел креститься перед иконами…не велел благословлять и кропить святой водой трапезу… сыпал деньгами и за три месяца промотал более 7 млн. рублей… бесчестил жен и девиц. Взял к себе в наложницы царевну Ксению» Высокопреосвященнейший Иоанн. Указ. соч. С. 193.. Прибывшие на его венчание с Мариной Мнишек поляки вели себя как в завоеванном городе. Это переполнило чашу терпения. «Настроением горожан решили воспользоваться бояре», и в мае 1606 г. Лжедмитрий был свергнут и убит.