logo
"Смутное время" в истории России и значение данного этапа

Заключение

Смута произошла из-за того, что люди не верили законной власти, гражданской и церковной, которая заботилась об общем благе и говорила правду, а верили самозванцам и их сторонникам, которые заботились только о себе и говорили ложь. Во время чина покаяния в Успенском соборе Кремля Патриарх Иов «…дивился ослеплению народа, прельщенного бродягою, говорил: "Я давал вам страшную на себя клятву в удостоверение, что он самозванец; вы не хотели мне верить, и сделалось то, чему нет примера ни в священной, ни в светской истории… когда вымыслы нелепые, когда сволочь гнусная, тати, разбойники, беглые холопы могут столь ужасно возмущать отечество!"» Высокопреосвященнейший Иоанн. Указ. соч. С. 199-200. .

Люди верили любой клевете, направленной против правительства, потому что были недовольны им. Причина недовольства царем была в том, что они хотели жить для себя, а не для Бога и общего блага, поэтому отвергали тех, кто приходил к ним ради Бога и общего блага и верили тем, кто приходил «во имя свое» (Ин.5:43). Если народ принимал любую клевету на Бориса, который проявлял беспримерную в истории заботу о народе, то значит, он не принял бы любого законного царя. Отвергая власть, поставленную Богом, русский народ отвергал Самого Бога. Именно поэтому каждый самозванец, приходивший ради себя, приходил и для того, чтобы отнять у народа истинную веру.

Смута раскрыла, что в русском народе не было трех главных оснований государственной жизни: 1) сознания зависимости своей личной жизни и общественной; 2) понимания власти как силы, данной свыше и организующей жизнь общества, и 3) сознания своей внешней общественной жизни как служения Богу и общему благу.

Только когда Россия уже стояла на краю гибели, народу пришло понимание духовно-нравственного смысла бедствий Смуты. Он осознал слова Патриарха Ермогена, что «нет спасения там, где нет благословения свыше, что измена царю есть богоборчество» Там же. С. 200. . Это выразилось в словах соборной клятвы 1613 года, в которой «преступление против государства и государя признается…равно преступлением церковным, религиозным, направленным против промыслительного устроения земли Русской и достойного самых тяжких духовных кар» Там же. С. 202. .

Благодаря тяжким испытаниям, «в сознании людей победила идея отдать все ради общего блага, а не искать личной выгоды» История России… С. 97. . Теперь все сословия общества должны были жить не для своего благополучия, а «…обязаны были служить государству и отличались одно от другого лишь характером возложенных на них повинностей…» Некрасова М. Указ. соч. С. 85. «После Смутного времени…был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики… сословный строй как социальная структура» История России… С. 97. , а Православие - как основа жизни народа и государственной власти.

Список литературы

1. Кириллов В. История России: учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 661 с.

2. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 528 с.

3. Высокопреосвященнейший Иоанн, митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. - С-Пб., Изд-во Л.С. Яковлевой, 1994. - 352 с.

4. История Русской Церкви. Харьков. - Период Патриаршества. 1588-1720. Рига, 1847. - 250с.

5. Некрасова М. История России: Учебное пособие. - М.: Юрайт-Изддат, 2005. - 365 г.

6. Скрынников Р. История Российская. IX-XVII вв. - М.: Весь Мир, 1997. - 496 с.