2.3 Промышленное производство
В начале XX в. промышленность США продолжала бурно развиваться. Объем продукции обрабатывающей промышленности сравнялся с суммарным производством таких стран, как Англия, Франция и Германия. [2]
Очень быстрыми темпами развивалась автомобильная промышленность США и накануне Первой мировой войны превратилась в одну из самых перспективных в стране. В отличие от других фирм, выпускавших автомобили, созданная в Детройте компания Форда производила машины с двигателями внутреннего сгорания, работавшими на бензине. К 1913 году на заводах Форда выпускалось 1 тыс. машин в день, более 250 тыс. в год, что составляло почти половину общего производства автомобилей в США. Здесь впервые была применена система научной организации производства, автором которой был инженер Ф. Тейлор. Благодаря внедрению этой системы, а затем в 1914 г. и движущегося конвейера, удалось интенсифицировать производство, сделать его более рентабельным и конкурентоспособным. Стоимость автомобиля снизилась с 950 до 290 долларов, и он смог завоевать широкого потребителя. Ведущими компаниями автомобильной промышленности становятся также «Дженерал Моторс» (образована в 1908 году), которая специализировалась кроме автомобилей на производстве телевизоров, дизелей, холодильников и т. д. Ядром будущего гиганта американского машиностроения была фирма «Бьюик», последовательно присоединившая к себе компании «Понтиак», «Кадиллак», и «Шевроле».
В жизнь Соединенных Штатов, в промышленность и быт быстро входило электричество. Электропровода, телеграфные и телефонные линии связывали между собой целые промышленные районы, административные центры, неузнаваемо меняли облик страны. Газовое и керосиновое освещение уступало место электрическому. Число телефонов в стране перед Первой мировой войной приближалось к 10 млн., в то время как в 1900 г. их насчитывалось всего 13 тыс.
Продолжалось в США и активное строительство железных дорог, что не могло не влиять на промышленный рост. Поскольку железнодорожный бизнес был очень прибыльным, хотя и рискованным предприятием, именно здесь аккумулировался капитал акционерных компаний, который затем инвестировался в другие сферы экономики, способствуя образованию сверхкрупных состояний, укреплению позиций финансовой олигархии.
Новые пути сообщения создали крупный рынок сбыта для черной металлургии. В свою очередь, расширение производства в металлургической промышленности повлекло ускоренное развитие добывающей и обрабатывающей отраслей. На железных дорогах быстро внедрялись технические новшества: в начале XX века железные рельсы были заменены стальными, возросла скорость движения - с 25 до 65 миль в час. Быстрыми темпами увеличивалась протяженность железных дорог: в 1870 г. она составляла 85 тыс. км, а в 1913 году - 411 тыс. км. На долю США приходилось около половины мировой железнодорожной сети.
Железнодорожное строительство стало фактором важнейших структурных изменений в экономике. Сооружение железных дорог способствовало складыванию специализации промышленности и сельского хозяйства, повышению мобильности рабочей силы и капитала, снижению издержек производства, росту производительности труда, процессу урбанизации. [3]
- Введение
- 1. США до начала ХХ века
- 1.1 Окончание гражданской войны и отмена рабства
- 1.2 Послевоенный подъем в США
- 1.3 Факторы быстрого экономического развития
- 1.4 Экономика США в последние десятилетия XIX века
- 2. Развитие США до Первой мировой войны
- 2.1 Эпоха прогрессизма
- 2.2 Монополистический капитализм
- 2.3 Промышленное производство
- 2.4 Сельское хозяйство
- 2.5 Положение рабочих и городского населения
- 2.6 Американская внешнеэкономическая экспансия
- 3. США до 1929 года
- 3.1 Первая мировая война
- 3.2 США в послевоенные годы
- 3.3 Период американского процветания
- 4. Мировой экономический кризис. «Великая депрессия»
- 4.1 Предпосылки экономического кризиса
- 4.2 Экономический кризис