logo
"Великая депрессия" в США

2.3 Промышленное производство

В начале XX в. промышленность США продолжала бурно развиваться. Объем продукции обрабатывающей промышленности сравнялся с суммарным производством таких стран, как Англия, Франция и Германия. [2]

Очень быстрыми темпами развивалась автомобильная промышленность США и накануне Первой мировой войны превратилась в одну из самых перспективных в стране. В отличие от других фирм, выпускавших автомобили, созданная в Детройте компания Форда производила машины с двигателями внутреннего сгорания, работавшими на бензине. К 1913 году на заводах Форда выпускалось 1 тыс. машин в день, более 250 тыс. в год, что составляло почти половину общего производства автомобилей в США. Здесь впервые была применена система научной организации производства, автором которой был инженер Ф. Тейлор. Благодаря внедрению этой системы, а затем в 1914 г. и движущегося конвейера, удалось интенсифицировать производство, сделать его более рентабельным и конкурентоспособным. Стоимость автомобиля снизилась с 950 до 290 долларов, и он смог завоевать широкого потребителя. Ведущими компаниями автомобильной промышленности становятся также «Дженерал Моторс» (образована в 1908 году), которая специализировалась кроме автомобилей на производстве телевизоров, дизелей, холодильников и т. д. Ядром будущего гиганта американского машиностроения была фирма «Бьюик», последовательно присоединившая к себе компании «Понтиак», «Кадиллак», и «Шевроле».

В жизнь Соединенных Штатов, в промышленность и быт быстро входило электричество. Электропровода, телеграфные и телефонные линии связывали между собой целые промышленные районы, административные центры, неузнаваемо меняли облик страны. Газовое и керосиновое освещение уступало место электрическому. Число телефонов в стране перед Первой мировой войной приближалось к 10 млн., в то время как в 1900 г. их насчитывалось всего 13 тыс.

Продолжалось в США и активное строительство железных дорог, что не могло не влиять на промышленный рост. Поскольку железнодорожный бизнес был очень прибыльным, хотя и рискованным предприятием, именно здесь аккумулировался капитал акционерных компаний, который затем инвестировался в другие сферы экономики, способствуя образованию сверхкрупных состояний, укреплению позиций финансовой олигархии.

Новые пути сообщения создали крупный рынок сбыта для черной металлургии. В свою очередь, расширение производства в металлургической промышленности повлекло ускоренное развитие добывающей и обрабатывающей отраслей. На железных дорогах быстро внедрялись технические новшества: в начале XX века железные рельсы были заменены стальными, возросла скорость движения - с 25 до 65 миль в час. Быстрыми темпами увеличивалась протяженность железных дорог: в 1870 г. она составляла 85 тыс. км, а в 1913 году - 411 тыс. км. На долю США приходилось около половины мировой железнодорожной сети.

Железнодорожное строительство стало фактором важнейших структурных изменений в экономике. Сооружение железных дорог способствовало складыванию специализации промышленности и сельского хозяйства, повышению мобильности рабочей силы и капитала, снижению издержек производства, росту производительности труда, процессу урбанизации. [3]