logo
"Черные сотни" - опора самодержавия в борьбе против демократических движений в России в начале XX века

1.2 Зарождение и идейно-политическое становление правомонархических движений на политической арене России в начале XX века

Возникновение монархических партий было реакцией традиционалистской части населения на усиление оппозиции самодержавию и произошло довольно поздно. Изначально они имели вид обществ трезвости и кружков славянофилов. Необходимость в защите своих общественных позиций возникла с обострением политической ситуации, когда революционное движение, набрав обороты, стало реальной угрозой для государственного строя.

Официальное оформление политических партий в России произошло после буржуазно-демократической революции 1905 года. Существовавшие до оглашения октябрьского манифеста политические организации действовали нелегально или полулегально.

Фундаментом правомонархической идеологии, выраженным уваровской триадой “Православие, самодержавие, народность”, стала защита национальной традиции, система ценностей которой тесно сплетала главенство Русской Православной Церкви, незыблемость самодержавной власти, самобытность российского народа.

Стать серьезной политической силой правомонархическим организациям помогла их широкая социальная база, объединённая традиционалистским мировоззрением.

Желание защитить христианские мировоззренческие ценности, представленные существующим государственным строем, выражали представители различных слоёв населения: интеллигенция, привлечённая идеями славянофильства; дворянство, ранее желавшее либерализации власти, и ужаснувшееся плодами своих стремлений, увидев бунтующие толпы под красными знамёнами; церковнослужители, увидевшие растление душ и умов “товарищей”, громивших церкви; студенчество, уставшее от бесконечных забастовок.

В программы всех партий правого лагеря были включены пункты о неразделимости Церкви и власти, так как православие испокон веков было идеологической базой самодержавной России, и обеспечивало идеологическую целостность многонационального государства. Резкой критике правомонархических союзов подвергся законопроект, узаконивающий равноправие нехристианских конфессий. В противовес идеям отделения Церкви от государства и свободы вероисповедания, воспринятым правыми как крах национальной идеи и вырождение русской народности, движением была предложена концепция веротерпимости. Она утверждала право каждого исповедовать свою религию, но запрещала пропагандировать её.

Вопрос государственного устройства правые также рассматривали неоднозначно, видя источником царской власти и народ, и Бога. Богоданность формы правления, не похожей на все другие, убедительно доказывалась идеологами правого лагеря с помощью отсылок к нравственно-религиозным началам всего Российского государствования. Самодержавие, свойственное лишь православному народу, показывалось как Богом созданное и народом принятое. По их рассуждениям, попытки ограничения прав самодержца демократическими институтами рассматривались как покушение на власть данную Господом.

Различия России и Запада описывалось монархическими союзами как различия духовности и материализма. Непохожесть русско-православной и европейской цивилизаций легла в основу программных установок партий правого лагеря, обосновывая разные пути развития духовной (православие - католицизм), экономической (сельское хозяйство и промышленность), политической (самодержавие и конституционализм), правовой и культурной сфер.

В национальном вопросе правомонархические движения использовали наработки славянофилов, считая народность триединством вероисповедания, государственности и самобытности культуры. Понятия нации и национальности, пришедшие с запада, считали узкими и лишёнными всякой духовной составляющей; понятие “нация” трактовали как выродившуюся народность. Космополитизм же и вовсе представлялся крайне правым как явление, лишённое признаков не только народности, но и нации. Несмотря на многочисленные обвинения оппонентов в национализме и шовинизме, присущий правомонархической идеологии приоритет духовно-религиозного компонента позволил движению преодолеть националистические идеи расовой чистоты и национального превосходства и, в стремлении сохранить единую и неделимую Российскую империю, включить в него представителей других национальностей, что определило интернациональный характер правых партий.

Первостепенное место в программах правомонархических организаций занимало требование сохранения неделимости Российской империи. Это требование состояло из многих аспектов, но основными были унитарность государственного устройства Российской империи, государственный статус русского языка в национальных окраинах, самодержавие как основа существования многонационального государства.

Непринятие крайне правыми новых социально-экономических моделей и абсолютное недоверие к демократическим ценностям зачастую шло вразрез с политикой правительства.