1.3 Содержание понятия “черная сотня”, её характеристика как политического движения
Термин “чёрная сотня” имел исторический контекст - на Руси так называлось податное городское население. В XVI веке эти слои общества сплотились под руководством купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, составив костяк русского ополчения.
Главными критериями, позволявшим отнести партию правого крыла к черносотенным, были бескомпромиссное отношение к попыткам ограничения самодержавия, требование главенства Русской Православной Церкви и утверждение превосходства русской народности.
С лёгкой руки еврейской оппозиционной прессы за правопатриотическими партиями закрепилось название “черносотенные”. Монархисты охотно приняли его, не видя ничего дурного в сравнении с простыми людьми.
“И мы, черносотенцы, будем и впредь нести наше название, которым должны гордиться, а не стыдиться его, как не стыдимся тому, что едим черный хлеб и на черной земле живём”.
Черносотенство объединило людей разных сословий: духовенство и интеллигенцию, крестьян и рабочих, дворян и студентов. В ряды движения вошли: будущие православные Святые Патриарх Тихон и праведный Иоанн Кронштадтский, выдающийся историк Вениамин Иванович Баскаков, Михаил Михайлович Бородкин, Иван Егорович Забелин, Дмитрий Иванович Иловайский, Юлиан Андреевич Кулаковский; академик Николай Петрович Лихачёв, филологи с мировым именами Антон Семёнович Будилович, Платон Андреевич Кулаковский и академик Алексей Иванович Соболевский; писатель Иван Александрович Родионов, талантливый журналист Алексей Сергеевич Суворин, блистательный законовед Николай Дмитриевич Сергеевский, командир легендарного крейсера “Варяг” контр-адмирал Всеволод Фёдорович Руднев, художник Виктор Михайлович Васнецов, жена и дочь Фёдора Михайловича Достоевского.
Участие и членство в национально-монархических партиях широких народных масс подтверждают слова оппонентов движения, Г.В.Плеханова: “Чёрная Сотня” на девять десятых состоит из пролетариев и полупролетариев”[6], и Ленина: “В нашем черносотенстве есть одна чрезвычайно оригинальная и чрезвычайно важная черта, на которую обращено недостаточно внимания. Это - тёмный мужицкий демократизм, самый грубый, но и самый глубокий”[4].
В России существовало несколько десятков правых организаций традиционалистского толка. Самыми крупными из них были Русское собрание, Союз русского народа, Монархическая партия, Русский народный союз имени Михаила Архангела.
Первой правой национальной организацией стало возникшее в 1900 году “Русское Собрание”. Объединив около 120 человек, в их числе будущий основатель ”Союза имени Михаила Архангела” В.М.Пуришкевич, и создатели “Союза русского народа” П.Ф.Булацель и Б.В.Никольский, изначально собрание выступало с идеей ознакомить людей с русской культурой, обогатить их духовно. Однако нараставшее в обществе напряжение не могло не придать политической окраски обсуждаемым вопросам. По мере расширения политического кризиса ряды “Русского собрания” пополнялись новыми приверженцами.
Во многих городах империи уже к 1904 году действовали отделения Собрания, чуть позже именно на их основе будут созданы первые политические партии монархического толка.
В ноябре 1905 года “Русское Собрание” опубликовало свою избирательную программу, в дальнейшем скопированную многими правыми партиями. Программа “Русского Собрания” гласила, что царское самодержавие является единственной возможной для России формой правления, и царь является выразителем воли народа; правительство не тождественно самодержцу и несет всю ответственность за проводимую внутри и вне государства политику; национальное самоопределение народов не должно идти вразрез с государственной политикой, недопустимы попытки отделения или самоуправления территорий национальных меньшинств. Особое место в программе занимал еврейский вопрос. “Русское Собрание” объявляло (не без оснований) евреев враждебной нацией, и, в виду их многочисленности, считало опасными для государства. Принятая Собранием программа позволяла активно участвовать в политической жизни страны, если бы не череда роковых событий. В конце 1905 года был подписан циркуляр, который запретил военнослужащим участие в политических обществах, в результате чего “Русское Собрание” лишилось более двухсот офицеров, в том числе одного из основателей - А.М.Золотарёва. Следующим ударом стала смерть видных активистов партии В.А.Грингмута и Б.М.Юзефовича. Различные взгляды на методы борьбы за власть усилили конфликты внутри партии. Все эти события и привели партию к ослаблению и выходу из политической борьбы.
Самой “элитарной” из консервативно-патриотических организаций была “Русская Монархическая партия”, социальной основой которой были дворяне и представители Русской Православной Церкви. Инициатором её создания стал редактор “Московских Ведомостей” Владимир Андреевич Грингмут. В газете высказывались мысли о необходимости противопоставления анархии единой, сильной монархической партии. Вскоре при редакции газеты было создано Центральное бюро. Лидерами партии стали В.А.Грингмут и протоиерей Восторгов.
Программа была опубликована 15 октября 1905 года. Партия выступила против лозунга “народу мнение - Царю власть”, её главной отличительной чертой являлось отрицание принципа народного представительства. Основой русской государственности Монархическая партия видела непоколебимую самодержавную власть, опорой которой были духовенство, дворянство, верный царю бюрократический аппарат и православный народ. Решающую роль партия отводила Церкви с восстановленным патриаршеством. Непосредственным покровителем Монархической партии был св. Иоанн Кронштадтский. Все собрания начинались с молитвы.
Не смотря на правую направленность газета “Московские Ведомости” подвергалась преследованию со стороны власти. После публикации “Руководства черносотенца-монархиста” в 1906 году Грингмут был привлечен к суду за возбуждение вражды одной части населения против другой.
В 1908 году, после смерти Грингмута, Русская Монархическая партия была преобразована в Русский Монархический Союз.
Самой влиятельной из правых партий стал ”Союз русского народа”, основанный после октябрьского манифеста 1905 года. Инициаторами создания стали А.И.Дубровин и А.А.Майков. Вступление в ряды союза было разрешено только русским, независимо от пола и возраста. Ещё одним важным критерием вступления было православное вероисповедание.
Программа “Союза русского народа” определила своей целью развитие национальной русской самосознательности, объединение русского народа, независимо от сословий, в борьбе за процветание единой и неделимой России. Русской Православной Церкви в программе партии отводилась одна из главных в государстве ролей. Её христианская мораль должна была объединить русский народ. Самодержавие рассматривалось Союзом как единение царя с народом, в котором нет места “ядовитой” демократии.
Государственную Думу члены Союза хотели видеть совещательным органом, оповещавшим царя о нуждах народа, но не ограничивающим прав государя конституцией и другой “демократической ересью”. В составе Думы не должно было быть иноверцев и инородцев, даже этнических.
Государственную Думу, созванную в 1906 году члены ”Союза русского народа” не признавали, и своё присутствие в ней рассматривали как вынужденную необходимость с целью организации развала чуждого русскому духу образования, с дальнейшим созданием вместо неё истинно русского представительного органа - Земского Собора.
В документах Союза сделан акцент на невозможность отождествления царской власти и полицейско-бюрократического строя, который присвоил себе часть прав, составляющих исконную принадлежность Русской самодержавной власти. И строй этот должен быть искоренен, так как привел Россию к тяжелым бедствиям.
Программа партии допускала необходимость реформ, не противоречащих государственным интересам, которые понимались как незыблемость самодержавия и неделимость империи. Также программа СРН включала в себя пункты об ограничении крупной частной собственности, продаже крестьянам земли через Крестьянский банк, сокращении рабочего дня, улучшении условий труда и страховании рабочих. Особое место в программе отводилось национальному вопросу, в ходе освещения которого партия обнажала ярый антисемитизм.
С ноября 1905 года Союзом издавалась газета “Русское знамя”, вскоре ставшая одним из лидеров патриотической периодики.
Раскол в рядах правоконсервативного движения произошёл после подавления первой русской революции.
В 1907-1908 годах правомонархический лагерь был охвачен непрерывными внутренними конфликтами. Наиболее существенным был конфликт между А.И.Дубровиным и В.М.Пуришкевичем. Члены и руководство “Русского Собрания”, представлявшие различные стороны в данных конфликтах, перенесли их и в деятельность организации. Из состава Собрания вышли многие видные активисты, организацию покинул один из самых активных её членов - Б.В.Никольский.
В 1907-1910 гг. “Союз Русского Народа” разделился на три самостоятельные патриотические организации: “Союз Михаила Архангела” (под руководством В.М. Пуришкевича), “Союз Русского Народа” (под руководством Н.Е. Маркова) и “Всероссийский дубровинский Союз Русского Народа”. Разделившись на дубровинцев, непримиримых врагов демократических нововведений, и обновленцев, признавших ограниченность власти царя Государственной Думой и октябрьским Манифестом, движение тратило основные силы на борьбу “внутри себя”, обращая слишком мало внимания на внешних врагов.
Разногласия в целях и методах борьбы не позволили упрочиться позиции правых на политической арене. Приписанные черносотенцам погромы вынудили правительство провести ряд расследований. Виновные были наказаны; с этого момента звание черносотенца стало нести негативную окраску.
Черносотенное движение являлось неотъемлемой частью общероссийского политического процесса. Его появление на политической арене во время первой русской революции было отчаянной попыткой господствующего класса продлить свое существование. Наиболее крупными партиями движения можно назвать “Союз русского народа”, который затем разделился на “Союз Михаила архангела” и “Всероссийский дубровинский Союз русского народа”, “Русскую Монархическую партию”.
- Введение
- Глава 1. Черносотенство как общественно-политическое движение
- 1.1 Характеристика политической ситуации в Российской Империи на рубеже XIX-XX вв.
- 1.2 Зарождение и идейно-политическое становление правомонархических движений на политической арене России в начале XX века
- 1.3 Содержание понятия “черная сотня”, её характеристика как политического движения
- Глава 2. Роль “черных сотен” в борьбе против демократических движений
- 2.1 Взгляды различных авторов на деятельность “черных сотен”
- 2.2 Анализ деятельности и определение роли национально-патриотических монархических организаций в борьбе с демократическим движением
- Заключение