Немецкое Возрождение
На рубеже XIV—XV вв. Германия была еще более раздроблена, чем в предыдущие периоды, что содействовало живучести в ней феодальных устоев.
Развитие немецких городов запаздывало даже по отношению к Нидерландам. Возрождение в Германии: это Конрад Виц, Михаэль Пахер, затем Мартин Шонгауэр. В их алтарных образах появляются повествовательные элементы, стремление раскрыть человеческие чувства на религиозном сюжете. Но понимание пространства, введение золотых фонов, дробность рисунка, беспокойный ритм ломающихся линий («метафизический ветер», по остроумному замечанию одного исследователя) равно как и скрупулезное выписывание главного и частного, — все это говорит об отсутствии последовательности в художественном мировоззрении этих мастеров и тесной связи со средневековой традицией. XVI столетие для Германии начинается мощным движением крестьянства, рыцарства и бюргерства против княжеской власти и римского католицизма. С этим временем совпадает творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471—1528).
По разносторонности, по масштабу дарования, по широте восприятия действительности Дюрер — типичный художник Высокого Возрождения. Он был и живописцем, и гравером, и математиком, и анатомом, и перспективистом, и инженером. Он ездил два раза в Италию. Глубоко национальные образы Дюрера полны силы, но и сомнений, иногда тяжких раздумий, в них отсутствует ясная гармония Рафаэля или Леонардо. Художественный язык усложнен, аллегоричен.
Дюрер становится одним из самых крупных мастеров гравюры в Европе. Тема смерти — частая тема его графических листов. В конце 90-х годов Дюрер исполняет серию гравюр на дереве на темы Апокалипсиса, в которой средневековые образы переплетаются с событиями, навеянными современностью; несколько позже создает Малые и Большие (по величине досок) «Страсти Христовы» и несколько живописных автопортретов.
Дюрер первый в Германии плодотворно разрабатывает проблемы перспективы, анатомии, пропорций. К середине 10-х годов относятся три самые знаменитые гравюры Дюрера: «Всадник, смерть и дьявол», 1513;
«Св. Иероним»
и «Меланхолия», 1514.
Им давались разные толкования: в них усматривали попытку отразить положение рыцарства, духовенства, бюргерства, а в образе св. Иеронима видели писателя-гуманиста, ученого новой ренессансной эпохи.
Он пишет свои лучшие портреты наиболее близких ему по духу представителей немецкой интеллигенции: художника ван Орлея, графический портрет Эразма Роттердамского — образы психологически выразительные и чеканно-лаконичные по форме. В изобразительном языке Дюрера исчезает всякая дробность, красочная пестрота, линеарная жесткость. Портреты цельны по композиции, пластичны по форме. Высокое одухотворение, подлинная сила духа отличает каждое лицо.
В 1526 г. он создает свое последнее живописное произведение — «Четыре апостола», станковое по форме и назначению, но истинно монументальное по величавости образов.
Каноническим типам апостолов Дюрер придал глубоко индивидуальную характеристику, не лишив их вместе с тем синтетичности, обобщения, что всегда было одной из задач Высокого Возрождения.
Как истинный представитель ренессансной эпохи, подобно многим итальянским художникам, Дюрер оставил после себя значительные теоретические труды: трактат о пропорции и перспективе «Руководство к измерению», «Учение о пропорциях человеческого тела», «Об укреплении и защите городов».
Дюрер был несомненно самым глубоким и значительным мастером немецкого Возрождения. Наиболее близок к нему по задачам и направлению Ганс Бальдунг Грин, наиболее далек, прямо противоположен — Матиас Грюневальд (1457?—1530?), автор знаменитого «Изенгеймского алтаря», исполненного около 1516 г. для одной из церквей города Кольмара.
Нервность, экспрессивность произведения Грюневальда обусловлены прежде всего его удивительным колоритом, необычайно смелым. Почти совсем не занимался религиозной живописью Ганс Гольбейн Младший (1497—1543), меньше других немецких живописцев связанный со средневековой традицией. Самая сильная часть творчества Гольбейна — портреты, написанные всегда с натуры, остроправдивые, иногда безжалостные в своей характеристике, (портрет Томаса Мора,1527;
портрет сэра Моретта де Солье, 1534—1535;
портрет Генриха VIII, 1536; портрет Джейн Сеймур, 1536 и др.). Продолжателем лучших дюреровских традиций в области пейзажа был художник так называемой дунайской школы Альбрехт Альтдорфер (1480—1538),
мастер необычайно тонкий и лиричный, в творчестве которого пейзаж сложился как самостоятельный жанр. Последний художник немецкого Ренессанса Лукас Кранах (1472— 1553) близок Альтдорферу чувством природы, которая всегда присутствует в его религиозных картинах.
- 12. Искусство Италии XV века. Мазаччо, Брунеллески, Донателло и другие.
- Итальянское Возрождение
- Кватроченто
- 13. Искусство Высокого Возрождения. Леонардо, Рафаэль, Микеланджело.
- Высокий Ренессанс в Средней Италии
- 14. Искусство Высокого Возрождения в Венеции (Джорджоне, Тициан). Маньеризм.
- Маньеризм
- 15. Cеверное Возрождение. Нидерланды. Ян ванн Эйк. Босх. Брейгель.
- Нидерландское Возрождение
- 16. Cеверное Возрождение. Гольбейн. Дюрер.
- Немецкое Возрождение
- 17. Искусство барокко в Италии. Караваджо, Бернини.
- Искусство Западной Европы в XVII веке
- Итальянское искусство XVII века
- 18. Искусство барокко в Испании. Веласкес.
- Испанское искусство XVII века
- 19. Искусство барокко во Фландрии. Рубенс, Ван Дейк.
- Фламандское искусство XVII века
- 20. Искусство Голландии XVII века. Хальс, Рембрандт, Вермеер.
- Голландское искусство XVII века
- 21. Классицизм во Франции. Пуссен, Лоррен.
- Французское искусство XVII века
- 22. Рококо во Франции. Ватто, Буше, Фрагонар.
- Искусство Западной Европы в XVIII веке
- Французское искусство XVIII века