logo
12-22

16. Cеверное Возрождение. Гольбейн. Дюрер.

Особенности и основные этапы развития ренессансного искусства в Германии (Шонгауэр, Кранах, Грюневальд, Гольбейн). Расцвет немецкого искуччтва XVI в. Живопись, графика и научно-теоретическая деятельность А. Дюрера.

Северные города Европы (северные по отношению к Италии) не имели такой самостоятельности, как итальянские, они были более зависимы от власти крупного сеньора, короля или императо­ра, от всей классически развитой системы феодализма.

В искусстве Северного Ренессанса больше религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, более связано с готикой и, естественно, менее знакомо с античностью. Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие. Переход от средневековья к Новому времени происходил не только через Ренессанс, стремившийся возродить античную культуру, но и через Реформацию, призывающую католическую церковь возвратиться к «временам апостольским».

Несовместимость Возрождения и Реформации была уже очевидна и ярко выразилась в знаменитом диспуте (1524—1525) между крупнейшим гуманистом XVI в. Эразмом Роттердамским и первым реформатором Мартином Лютером. В протестантской церкви нет ни резьбы, ни скульптуры, ни витражей, а есть только голые стены, скамьи и крест. Влияние Реформации с ее реализмом и прагматиз­мом сказалось на искусстве Северного Ренессанса в пристальном внимании и любви к реалиям, к точности деталей, в интересе к изображению нарочито грубого.