Искусство Западной Европы в XVII веке
Великие географические открытия, начатые еще в эпоху Возрождения, за ними — колонизация Нового Света, затем победа гелиоцентрической космогонии, теории бесконечности миров должны были потрясти сознание людей, изменить их мировоззрение.
В XVII столетии человек уже понимает, что он не есть ни средоточие Вселенной, ни мера всех вещей. Разница в понимании места, роли и возможностей человека и отличает прежде всего искусство XVII столетия от Ренессанса.
Сложность и противоречивость эпохи интенсивного образования абсолютистских национальных государств в Европе определили характер новой культуры, которую принято в истории искусства связывать со стилем барокко, но которая не исчерпывается только этим стилем. XVII столетие — это не только искусство барокко, но и классицизм, и реализм.
Мировоззрение Ренессанса строилось прежде всего на безграничной вере в гармонию мира, в силу и волю человека-героя, в то, что человек — мера всех вещей. Мировоззрение XVII столетия пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он занимает совсем не главное место, а растворен в его многообразии, подчинен среде, обществу, государству. Наука и искусство, углубившись, уже не идут рука об руку; никогда не объединяются в одном лице.
Отражая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессии удивительно уживаются в нем с трезвостью и приземленностью, с истинно бюргерской деловитостью. В нем преобладает в религиозной тематике интерес к сюжетам чудес и мученичества, где смогли ярко проявиться излюбленные для этого стиля гиперболичность, аффектированность, патетика. Величавость, сдержанность, статичность искусства Ренессанса сменяются любовью к динамике. На смену ренессансному чувству меры и ясности приходит искусство, построенное на контрастах, асимметрии, искусство, тяготеющее к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами.
Для барокко характерна живописная иллюзорность, желание обмануть глаз, выйти (например, в плафоне) из пространства изображенного в пространство реальное.
Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, находящиеся в тесной зависимости от архитектуры, парадный, репрезентативный портрет становятся основными видами искусства барокко. Натюрморт и пейзаж как самостоятельные жанры, равно как и жанр анималистический, дополняют картину развития изобразительных искусств этой эпохи.
Ни во Франции, ни в Голландии барокко не получило первенствующей роли. За исключением некоторых стран, оно затухает в Европе в начале XVIII в., уступая место рококо.
Основные пути развития искусства XVII в. определяют ведущие национальные школы: итальянская, испанская, фламандская, голландская и французская.
- 12. Искусство Италии XV века. Мазаччо, Брунеллески, Донателло и другие.
- Итальянское Возрождение
- Кватроченто
- 13. Искусство Высокого Возрождения. Леонардо, Рафаэль, Микеланджело.
- Высокий Ренессанс в Средней Италии
- 14. Искусство Высокого Возрождения в Венеции (Джорджоне, Тициан). Маньеризм.
- Маньеризм
- 15. Cеверное Возрождение. Нидерланды. Ян ванн Эйк. Босх. Брейгель.
- Нидерландское Возрождение
- 16. Cеверное Возрождение. Гольбейн. Дюрер.
- Немецкое Возрождение
- 17. Искусство барокко в Италии. Караваджо, Бернини.
- Искусство Западной Европы в XVII веке
- Итальянское искусство XVII века
- 18. Искусство барокко в Испании. Веласкес.
- Испанское искусство XVII века
- 19. Искусство барокко во Фландрии. Рубенс, Ван Дейк.
- Фламандское искусство XVII века
- 20. Искусство Голландии XVII века. Хальс, Рембрандт, Вермеер.
- Голландское искусство XVII века
- 21. Классицизм во Франции. Пуссен, Лоррен.
- Французское искусство XVII века
- 22. Рококо во Франции. Ватто, Буше, Фрагонар.
- Искусство Западной Европы в XVIII веке
- Французское искусство XVIII века