15. Великая Отечественная война: цена победы (дискуссии историков).
Бушин В.С. Дело: «злобный навет на Великую Победу». – М., 2009.
Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. Новейшее справочное издание. (Рук.авт.колл. Г.Ф.Кривошеев). – М., 2009.
Вернер Хаупд. Битва за Москву. Первое решающее сражение Второй мировой. 1941-42. Пер.с нем. – М.: 2010.
Веселов В.В. Новый антиСуворов. – М., 2009.
Гареев М. Полководцы победы и их военное наследие. – М., 2003.
Гланц Дэвид. Советское военное чудо 1941-43г. Возрождение Красной Армии. (Пер.с англ.). - М., 2008.
Городецкий Г. Роковой самообман: Сталин и нападение Германии на Советский Союз. – М., 2001.
Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? Сб.ст. (Под ред.Г.Бордюгова).
– М., 1995.
Дайнес В.О. Рокосовский против Моделя. Гений маневра против мастера обороны. – М., 2010.
Дайнес В. Штрафбаты и заградотряды Красной Армии. – М., 2008. (Цена победы)
«Долина смерти». Трагедия 2-й Ударной армии: Сборник воспоминаний (Авт-сост. И.Иванова). - М., 2009.
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: В 2-х т. 13-е изд. – М., 2002.
Емельянов Ю.В. Десять мифов о Великой Отечественной войне. – М., 2009.
Зима В.Ф. Менталитет народов России в войне 1941-45гг. – М., 2000.
Капто А.С. Пакт Молотова-Риббентропа: мистификации или реальность? – М.: 2011.
Куманев Г.А. Подвиг и подлог: Страницы Великой Отечественной войны 1941-45гг. 3-е изд., доп. и испр. – М., 2007.
Куманев Г.А. Проблемы военной истории отечества 1938-1945гг. – М., 2008.
Пыхалов И., Дюков А. Великая оболганная война -2. Нам не за что каяться. – М.: 2008.
Соколов Б.Ю. Цена победы Великой Отечественной: неизвестное об известном. – М., 1991.
СССР VS Германия. В погоне за сверхоружием. (Сост. А.Г.Крючков). – М., 2010.
Темы курсовых, итоговых реферативных работ (объем – не менее 20 – 25 стр.)
Психологические портреты выдающихся россиян, европейцев, американцев, народов востока на фоне исторической эпохи. (по выбору)
Исторические основы православных традиций и нравов в России.
Мировые религии в нравственном воспитании народов.
История женского образования в России в XIX в. и зарубежный опыт.
История наказаний Западной Европе и в России: опыт и уроки.
История нищенства в России и зарубежных странах (по выбору).
История семейных отношений в Древней Руси и средневековой Европе (сравнительный анализ).
Идеи православного воспитания в «Поучении» Владимира Мономаха своим детям и современность.
Герои и патриоты России в прошлом и настоящем (на примере конкретных персоналий).
Праздничная культура Древней Руси; Западной Европы, Индии, Китая (по выбору).
Духовные подвижники древнерусской земли и мира.
Подвижничество и духовно-нравственный подвиг Сергия Радонежского.
Монашество и монастыри в духовной и политической жизни России Х – ХХ вв.
Феномен юродства и скоморошества в средневековой Руси.
«Домострой» как исторический источник русского быта и нравов в средние века.
Монастырский быт и нравы в средневековой Европе и на Руси (сравнительный анализ).
Крестьянский быт и нравы в феодальную эпоху в России и в Западной Европе.
Влияние Золотой Орды на быт и нравы наших предков в XIII – XV вв.
Дворянский быт и нравы в России XVIII – XIX вв.
Воспитание дворянина в эпоху Петра I и Екатерины II. Европейское влияние и самобытность.
«Юности честное зерцало» Петра I в воспитании юношества.
Основные идеи демократического воспитания и образования в «Азбуке воспитания» Екатерины II. Влияние европейских идей Просвещения.
Повседневная жизнь российского общества XVIII – XIX вв.: традиции и новации.
Влияние иностранцев на обиходную культуру россиян в эпоху Петра I и Екатерины II.
Московские меценаты и благотворители XIX в.
Нравственный облик и политические идеалы декабристов. Влияние Заграничных походов в Европу.
Религиозная этика Николая II и ее связь с историческими процессами в России и в мире конца XIX - нач. XX вв.
Менталитет и социальное поведение крестьян, рабочих и солдат России в период первой мировой войны и революции (1914 – 1918 гг.).
Женщина и война в повседневной жизни в период первой мировой войны (на примере России и стран Европы).
Политическое просвещение и культурно-массовая работа большевиков среди населения в годы революции.
Культурно-просветительская деятельность русской эмиграции в 20-30-е гг. ХХ в.
Крестьянские письма во власть как исторический источник общественного сознания крестьян советской России в 1920 – 30-х гг.
Деревенская частушка 30 –х гг. ХХ в. как исторический источник реалий советской эпохи.
Общественное сознание, ментальность советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945.
Социально-политическая, нравственная и психологическая природа партизанского движения в России, движения Сопротивления в Европе и явлений предательства и коллаборационизма (на конкретных примерах).
Советская школа и учительство в годы Великой Отечественной войны.
Война глазами детей.
Великая Отечественная война глазами ветеранов.
МПГУ, преподаватели и студенты факультета в годы войны. (По материалам экспозиций музея МПГУ).
Моя семья в годы войны (на основе семейной летописи).
Культурные процессы в России в период перестройки 1985 -1991гг.: обретения и потери.
Политическая активность молодежи как важный фактор формирования гражданского общества в России конца XX – нач. XXI вв.
Уроки религиозной толерантности в России на постсоветском пространстве начала XXI в.
История отечественной символики в воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников.
История духовной элиты России за десять веков (Х – ХХ вв.) (по выбору).
Балльно-рейтинговая система:
Выполнение самостоятельных письменных контрольных работ и тестов - 0 – 5 баллов (5 баллов – даны ответы на 90% - 100% вопросов теста; 4 балла – даны ответы на 70 – 89% вопросов теста, 3 балла – даны ответы на 50 – 69% вопросов теста; 2 балла – даны ответы на 40 – 49% вопросов теста; 1 балл – даны ответы на 30 – 39% вопросов теста; 0 – невыполнение).
Ответ на заранее сформулированный вопрос во время семинара – эвристической беседы – 2 – 5 баллов*
Участие в дискуссии – 2 – 5 баллов.
Выполнение заданий в ходе лабораторных работ (посещение музея МПГУ и Государственных исторических музеев по выбору студента) – 5 – 10 баллов.
Выполнение творческого проекта (эссе) – 5 – 10 баллов.
Выполнение информационного проекта (анализ электронной литературы по теме) – 5 – 10 баллов.
Выполнение реферата, курсовой работы – 7 – 15 баллов.
Посещение одной лекции – 1 балл.
Посещение одного семинара – 1 балл.
Поощрительные бонусы могут составлять до 10 баллов при выполнении дополнительных самостоятельных работ (аннотации и рецензии на научные статьи и монографии по истории, письменные доклады и сообщения, конспектирование рекомендуемой литературы).
Расчет итоговой рейтинговой оценки:
1) от 50 до 69 баллов - «удовлетворительно»
2) от 70 до 89 баллов - «хорошо»
3) от 90 до 100 баллов - «отлично»
Вопросы к экзамену:
Современные представления о месте истории в системе социально-гуманитарных наук. Значение исторического опыта в общественно-политической практике.
Особенности процесса исторического познания. Историк и исторический источник. Основные типы и виды исторических источников.
Основные представления об историографии, важнейших дискуссионных проблемах и периодизации всемирной и отечественной истории.
Пути и этапы начального образования общества и государства во всемирной истории. (Современные научные подходы).
Периодизация истории Древнего мира и основные особенности развития античной цивилизации, быта и нравов в античную эпоху.
Истоки российской цивилизации. Восточные славяне в древности: происхождение, расселение, образ жизни, быт и нравы.
Язычество восточных славян и его значение в становлении культурных традиций.
Образование и характер Древнерусского государства в IX-X вв.: дискуссии норманистов и антинорманистов.
Социально-политический и экономический строй Древней Руси. Особенности «военной демократии».
Народ и власть, культура и образование в Древней Руси.
Принятие Русью христианства: причины, исторические и ментальные последствия, двоеверие, роль религии в культурном и духовном развитии народа.
Причины появления удельной раздробленности Руси, региональные особенности и модели развития удельных земель XI-XII вв.
Античность и средневековье: общее и особенное. Черты средневековой цивилизации. Дискуссии историков о характере общественно-экономических отношений в Европе и Древней Руси в раннее средневековье.
Образование монгольской державы на Востоке. Причины и направления монгольской экспансии. Русь под властью Золотой Орды: влияние Орды на русские политические порядки.
Проблема взаимоотношений Руси и Золотой Орды: различные подходы в зарубежной и отечественной историографии.
Европейская экспансия в Западную и Северо-западную Русь в XIII в. Цивилизационный выбор Александра Невского: современные дискуссии.
Предпосылки и особенности образования единого централизованного русского государства. Москва и Тверь: борьба за политическое первенство. Причины возвышения Москвы.
Расширение политических и владельческих прав московской династии в XIV – XV вв. Завершение политического объединения русских земель в правлении Ивана III, ликвидация ордынской зависимости.
Духовно-нравственные последствия преодоления удельной раздробленности Руси и иностранного вмешательства.
Сословно-представительная монархия в Европе и на Руси в новое время: общее и особенное.
Великие географические открытия и начало Нового времени в Европе. Реформация, ее причины и последствия.
Особенности исторического развития России XVI – XVII вв. Иван Грозный: борьба альтернативных путей социально-политического развития страны. Дискуссии историков о смысле и последствиях царской опричнины.
«Смутное время» в русской истории: ослабление государственных начал. Оценка периода «смуты» в исторической литературе.
Государство при первых Романовых: эволюция социально-политического строя, становление абсолютизма в России.
Развитие абсолютизма в Европе и России: общее и особенное (сравнительный анализ).
Церковь и государство в XVII в. Церковный раскол и его последствия для общества.
Крепостная Россия: этапы закрепощения русского крестьянства, установление и развитие крепостного права XV – XVIII вв.
Петровская эпоха: модернизация и европеизация традиционного общества в России. Итоги и последствия реформ Петра I в оценках историков.
Дворцовые перевороты XVIII в.: их причины, характер, последствия для Российского общества.
Просвещенный абсолютизм в России и Европе: общее и особенное. Оценка правления императрицы Екатерины II.
Влияние идей Просвещения и европейских революций XVIII в. на мировое развитие, в том числе на формирование российской политической и духовной культуры XVIII в.
Попытки реформирования политической системы при Александре I.
Движение декабристов и новые подходы к его оценке в современной исторической литературе.
Наполеоновские войны в Европе и Священный союз как система общеевропейского порядка. Исторические оценки 200-летия победы России в войне 1812г. с Наполеоном.
Формирование колониальной системы и мирового капитализма. Европейский колониализм XIX в. на Востоке, в Африке и Америке.
Особенности исторического развития США. Война за независимость североамериканских колоний. Гражданская война. Декларация независимости.
Последствия промышленного переворота для международных связей и ускорение процесса европейской индустриализации в XIX веке.
Эволюция международных отношений в первой половине XIX в. от Венской системы к Крымской войне. Геополитические интересы России на Кавказе.
Процессы буржуазного реформирования России в период правления Александра II. Этапы решения аграрно-крестьянского вопроса, отмена крепостного права в России и ее оценка современниками и историками.
Общественная мысль России 30 – 50-х годов XIX в. Развитие революционно-демократических и либеральных идей, дискуссии западников и славянофилов об исторической судьбе России.
Особенности русской культуры XIX века, степень влияния европейской культуры и общественно-политической мысли.
Капиталистические войны конца XIX – начала ХХ в. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира, формирование колониальной системы.
Россия и мир в конце XIX – начале ХХ в. Сравнительный анализ экономического и политического положения ведущих мировых держав. Влияние иностранного капитала в России.
Изменения в политической системе российской империи в начале ХХ в. Опыт российского парламентаризма после Манифеста 17 октября 1905г.
Политические партии России 1905-1917г.: генезис, классификация, программы и тактика, степень влияния на массы.
Столыпинская модернизация: цели, сущность, результаты в оценках современной историографии.
Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги. Влияние войны на политическую карту мира. Установление Версальской системы международных отношений.
Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. Оценка политики Николая II современниками и участниками событий.
Революция 1917г.: борьба альтернативных вариантов развития России после падения монархии. Современные исторические дискуссии о характере и уроках российской революции.
Установление Советской власти в России в ходе гражданской войны и иностранной интервенции. Оценка «красного» и «белого» террора в современной историографии.
Русская революция и революционное движение в Европе в 1918 – 1919 гг., рост национально-освободительного движения колониальных народов.
Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций и отношение к ней Советской России.
Особенности эволюции советского политического режима в 20 – 30-е. годы. Установление однопартийной системы в СССР. Идейная борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Укрепление позиций И.В.Сталина.
Международный мир накануне Второй мировой войны. Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе 1939 - 40 гг.
Вторая мировая война: предпосылки, ход, участники. Оценки современных историков.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне. Современные дискуссии о вкладе Советского Союза в борьбу с фашистской угрозой, цене победы и опасности исторических фальсификаций.
Послевоенное устройство мира на основе стратегических решений союзников по антигитлеровской коалиции (от Тегерана до Потсдама). Укрепление международных позиций СССР и превращение США в сверхдержаву.
Распад антигитлеровской коалиции и установление биполярного мира.
Послевоенное восстановление народного хозяйства СССР в 40–50-е гг., ликвидация атомной монополии США и превращение СССР во вторую сверхдержаву и лидера социалистической системы.
Культурная жизнь Советского Союза в военное и послевоенное время. Духовный и патриотический подъем в сознании советского народа.
Основные тенденции развития СССР и мира в 50 – 60-е годы. Противоречия кампании десталинизации страны в период правления Н.С.Хрущева и ее влияние на международные позиции СССР в мире.
«Холодная война» и гонка вооружений (1945-91гг.) как форма межгосударственного противостояния. Роль ядерного оружия в межгосударственных отношениях. Проблема ядерного сдерживания как гарант мира.
Процесс распада колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. Особенности гандизма в Индии. Социалистическое движение в странах Запада и Востока.
Предпосылки и причины реформирования советской системы. «Перестройка» М.С.Горбачева 1985 – 91 гг.: цели, этапы, влияние на мировой политический процесс.
Причины и обстоятельства распада СССР и КПСС в оценках историков и современников.
Постсоветское пространство после распада СССР. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.
Особенности политической системы современной России. Влияние европейских ценностей либерализма и демократии в последней Конституции РФ 1993г.
Основные тенденции и противоречия мирового развития в условиях глобализации и перехода от биполярного к многополярному миру. Современные геополитические интересы России и стратегия национальной безопасности в начале XXI в.
Список литературы по учебному курсу «История»
а) Основная литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник.9-изд. – М.: «Академия», 2011.
Введение в лабораторию историка: Учебно-справочн.пособ. – М.: РАГС. 2009.
Вдовин А.И. История СССР от Ленина до Горбачева. – М.: Вече, 2011.
Всемирная история: Учебник для студ.вузов. (Под ред. Г.Б.Поляка) – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
Георгиева Н.Г., Георгиев В.А., Орлов А.С. История России: словарь-справочник: учебно-практич. пособие. – М.: Проспект, 2011.
Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.
Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.
История для бакалавров. Учебник для вузов. (П.С.Самыгин и др.), Ростов н/Д, 2011 (2012).
История (Отв. ред. Самыгин). Учебник. Изд.4-е, Ростов н/Д, Феникс, 2010.
Ланцов С.А. Политическая история России. Учеб.пособие. – СПб, Питер, 2009.
Наумов Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России: 3-е Изд., Уч.пос. для студ.вузов.: -М.: Академия, 2011.
Фортунатов В.В. Отечественная история: Учеб.пособ. для гуманитарных вузов. – СПб, Питер, 2009.
б) Дополнительные источники и литература (по разделам учебного курса):
- Доц. Марченкова н.П. Учебно-методические рекомендации по учебному курсу «История» для студентов I курса фнк (бакалавриат)
- Вопросы для самостоятельной работы
- 1. Образование древнерусского государства: дискуссионные проблемы
- 2. Древнерусское государство: особенности социально-политического устройства:
- 3. Великий Новгород: исторический опыт республиканского правления.
- 4. Экспансия с Запада и нашествие с Востока на Русь: цивилизационный выбор а.Невского.
- 5. Влияние Золотой Орды на политические порядки Руси и проблемы
- 6. Церковь и государство в средневековой Руси.
- 7. Смутное время: феномен самозванчества.
- 8. Смутное время: борьба альтернативных вариантов развития страны.
- 9. Быт и нравы средневековой Руси; История русской ментальности; Русский мир: характер,
- 10. Реформы Петра I: проблема цивилизационного раскола в петровскую эпоху и его влияние
- 11. Столыпинский план модернизации России.
- 12. Николай II : гибель императорской России.
- 13. Российская эмиграция «первой волны»: сохранение культурного наследия.
- 14. Режим личной власти Сталина: механизмы, социально-политический смысл, итоги и
- 15. Великая Отечественная война: цена победы (дискуссии историков).
- Раздел 1. История как наука. Теория и методология истории.
- Раздел 2. Проблемы источниковедения и историографии всемирной и отечественной
- Раздел 3. Особенности становления общества и государства во всемирной истории.
- Раздел 4. Европейское средневековье и Русские земли в XIII – XV веках.
- Раздел 5. Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской
- Раздел 6. Особенности и противоречия модернизационных процессов в России и мире
- XVIII – XIX веков.
- Раздел 7. Хх век во всемирной и российской истории.
- Раздел 8. Основные тенденции и особенности всемирных и региональных процессов