logo
Архивное_дело_ХХвек

4.2. Образование цау ссср.

10 апреля 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было образовано ЦАУ СССР (при ЦИК СССР) для общего исправления и объединения деятельности центральных архивных управлений союзных республик по заведованию фондами общесоюзного значения.

Архивными фондами общесоюзного значения признавались:

Таким образом, с учреждением ЦАУ СССР, вся совокупность архивных фондов, принадлежащих Советскому государству, представляло собой две, несколько обособленных в организационном отношении группы:

  1. Документальные комплексы союзных республик;

  2. Архивные собрания общесоюзного значения.

Перед ЦАУ СССР, ставились задачи, касающиеся почти исключительно архивных фондов общесоюзного значения: разработка проектов постановлений по этим собраниям, общее направление деятельности архивных управлений союзных республик и т.д.

Несмотря на поставленные задачи, юридические полномочия ЦАУ СССР как полноправного Союзно-республиканского органа были достаточно неопределенными. В состав ЦАУ СССР вошли те же лица, которые составляли ЦАУ РСФСР (заведующий – М.Н. Покровский, заместитель – В.В. Максаков, членами коллегии стали представители НКВД, РВС СССР и ОГПУ) Единственное отличие от республиканского ЦАУ было присутствие в Коллегии представителя ЦАУ УССР, а также Наркомфина. И поскольку ЦАУ РСФСР практически полностью являлось и ЦАУ СССР, то проблема распределения между ними обязанностей имела на протяжении 30-х годов чисто умозрительный характер. Постепенно ЦАУ СССР поглотило республиканское управление, и после принятия нового «Положения о ГАФ СССР» в 1941 г. вопрос о судьбе ЦАУ РСФСР как самостоятельного учреждения больше не поднимался в течение всех последующих десятилетий.

Вопрос о функциях ЦАУ СССР, стал одним из основных вопросов, волновавших участников 2-го съезда архивных работников РСФСР, который проходил в Москве с 25 мая по 1 июня 1929 г. На этом съезде в последний раз прозвучали голоса тех, кто вскоре будет репрессирован. На съезде присутствовали академики С.Ф. Платонов, М.К. Любавский, Е.В. Тарле, а также А.М. Рахлин, А.И. Андреев, Д.Г. Истнюк, А.К. Дрезен и многие другие историки, архивисты и краеведы. Последний раз архивисты сделают попытку свободно дискутировать по самым животрепещущим проблемам, не придерживаясь жестко регламентированной повестки дня и «спущенных» сверху указаний. Выступления представителей власти носили явно «агитационно-пропагандистский» характер.

В дальнейшем, на протяжении следующих десяти лет съезды не проводились, как дипломатично писали историки «по причинам, не зависящим от ЦАУ».

Именно на этом съезде отечественные архивисты впервые столкнулись с политикой «двойных моральных стандартов»: несомненно, нужно бороться за централизацию архивного дела и за концентрацию архивов под единым руководством верного «приказчика» государства – Центрархива. Но только в тех рамках, которые предписывались партийным руководством.

Но на практике по сути дела была загублена идея централизации архивного дела: сначала выделились из ГАФ «неприкасаемые» партийные архивы, затем и другие ведомственные архивы. Дело в том, что сталинскому тоталитарному государству требовался лишь комплекс разрозненных и тщательно охраняемых учреждений, обслуживающий, прежде всего, особый круг заинтересованных ведомств. И прежде всего необходимо было проверить, что же находится в архивах, и подобрать им настоящего властного «хозяина».

По существу, все события, которые происходили на протяжении 30-х гг. после окончания 2-го съезда архивных работников, были направлены на выполнение двуединой задачи, которую можно обозначить как «чистка архивов» и «чистка архивных кадров».

Внешне это выглядело как целый ряд мер организационного и административно-хозяйственного характера. И выразилось это прежде всего в замысле М.Н. Покровского о реорганизации структуры ГАФ СССР.

Исходя из ортодоксального понимания марксистско-ленинского деления всей истории человечества на четко определенные общественно-экономические формации, руководство ЦАУ в самом начале 30-х годов признало необходимым сгруппировать все документы ГАФ СССР в трех архивах: феодально-крепостнической эпохи, капиталистической и эпохи пролетарской диктатуры. Внутри каждого архива документы должны были быть распределены по шести отделам: экономическому, политическому, военно-историческому, внешних сношений, культурно-бытовому и особому. Проект остался практически нереализованным в связи «с исключительной трудностью с архивно-технической стороной». Некоторые шаги в сторону создания такой системы архивов все же были сделаны – в 1931 г. Древлехранилище Центрального исторического архива было переименовано в Государственный архив феодально-крепостнической эпохи (нынешний РГАДА). Однако на этом дело и застопорилось.

С 30-х же годов намечается еще одна неблагоприятная для архивохранилищ тенденция – проблема использования архивов в научных целях неуклонно заменяется проблемой их охраны и учета. Допускался без ограничения только один вид их использования – в «оперативно-чекистской работе».

Покровский и Максаков, отнюдь не отрицая необходимости и важности этих специфических задач «политического» характера, все-таки выступали за увеличение объема работы архивов как научно-исследовательских учреждений, относя к такой работе, прежде всего издательско-публикационную деятельность.

На это были, прежде всего, направлены их усилия по созданию в Архиве Октябрьской революции таких отдельных секций, как военная (Архив Красной Армии), профсоюзных материалов (Архив профсоюзов) и некоторых других. В течение 30-х годов все эти материалы были выделены из состава АОР в отдельные архивохранилища.