Тема 3 Создание командно-административной системы управления архивами и архивным делом (1930- 1940гг.).
"Тезисы" Ф.Д. Кретова о реорганизации (милитаризации) архивов и их значение для дальнейшего архивного строительства.
Мероприятия по упорядочению учета и контроля за архивами на местах (в колхозах, совхозах, МТС, районных и низовых учреждениях, организациях и на предприятиях). Циркуляр ЦАУ РСФСР от 17.11.1930 г.; постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.12.1934 г. и др. Создание новых архивохранилищ. "Макулатурные кампании" и ущерб, причиненный ими архивным фондам.
Постановление ЦИК СССР от 27.06.1935 г. о мероприятиях по упорядочению архивного дела в СССР. Репрессии среди архивных работников. Дело о "шпионской организации" в ЦАУ.
Мероприятия по подготовке архивных кадров. Переход от краткосрочных курсов к специализированным учебным заведениям. Открытие Института архивоведения (Историко-архивного института). Принципы подбора профессорско-преподавательского и студенческого составов, их эволюция в.30-х гг.
Значение постановления Президиума Верховного Совета СССР от 16.04.1938 г. о передаче архивных учреждений в ведение НКВД СССР. Оценки этого акта в историко-архивной литературе. Создание Главного архивного управления НКВД СССР и архивных отделов НКВД республик, УВД краев и областей. Масштабы мероприятий по засекречиванию фондов, переводу их в фонды ДСП и "спецхраны". Система "допусков" в архивы.
Постановление СНК СССР "Об утверждении Положения о ГАФ СССР и сети центральных государственных архивов". Завершение процесса отчуждения архивов и архивистов от активной научно-исследовательской деятельности. Установление приоритета "политико-воспитательной" и идеологической функций архивов. Использование архивных документов в интересах НКВД.
- Учебно-методический комплекс дисциплины историческое архивоведение направление – 030600 «история»
- Заведующий кафедрой:
- Содержание
- Часть I. Программа учебной дисциплины
- Часть II. Методические рекомендации и план освоения дисциплины
- 2.1.Виды учебной работы, общая трудоемкость дисциплины, распределение компетенций…………………………………………………………………………………………с.26
- Часть III. Технологическая карта дисциплины……………………………………..С. 62
- Часть I. Программа учебной дисциплины
- 1.1. Пояснительная записка
- Задачи дисциплины:
- 1.2. Распределение тематических разделов дисциплины и форма итогового контроля
- 1.3. Содержание дисциплины
- Тема 1 Эмпирическое архивоведение.
- Тема 2 Традиционное архивоведение.
- Тема 3 Фундаментальное архивоведение.
- Тема 1 архивы и архивное дело после свержения самодержавия и в первые годы советской власти (1917- 1921 гг.).
- Тема 2 Процесс централизации управления архивами и архивным делом в рсфср (1922 - 1929 гг.) '
- Тема 3 Создание командно-административной системы управления архивами и архивным делом (1930- 1940гг.).
- Тема 4 История архивов и архивное дело в период Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.).
- Тема 5 Отечественные архивы и архивное строительство в послевоенный период и период "оттепели" (1945 - начало 1960-х гг.).
- Тема 6 История госархивов и архивное строительство в 1960 - 1980-е гг.
- Тема 7 Архивы, наука об архивах и архивное дело на современном этапе
- 1.4. Список рекомендуемой литературы Источники
- Дополнительная литература:
- 1.4. Список Интернет ресурсов
- 1.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2.1. Виды учебной работы, общая трудоемкость дисциплины, распределение компетенций
- 2012 – 2013 Учебный год
- 2.2. Тематический план курса
- 2.2.1. Практические занятия
- Раздел II. Архивы России в новейшее время
- Тема 1."Дело" Академии Наук: архивоведческий аспект. (2часа)
- Литература:
- Алаторцева а.И. Начало ''дела” Академии наук (Стенограмма заседания Особой комиссии нк рки от 24 октября 1929 года) // Исторический архив. 1993. № 1. С. 79-109.
- Тема 2. Архивы и архивисты в тоталитарном государстве. (2часа) Вопросы для обсуждения.
- Литература:
- Тема 3. Великая Отечественная война и проблемы реституции. (2часа) Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Тема 4 . Проблема доступа к архивам: история и современное состояние. (2часа) Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Раздел III Практикум по архивной эвристике
- Тема 1. Роль архивной эвристики в работе историка-исследователя. (2 часа) Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Тема 2. Основные принципы и методы комплектования архивов. Справочники по архивным фондам: путеводители, каталоги, обзоры, описи. (6часа)
- Тема 1 Введение. Эмпирическое архивоведение.
- Тема 2 Традиционное архивоведение.
- Литература дополнительная
- Тема 3 Фундаментальное архивоведение. Литература основная
- 2.4. Примерная тематика докладов, рефератов и контрольных работ
- 2.5. Примерные контрольные вопросы
- 2.6.Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов Источники (опубликованные)
- Дополнительная литература:
- Список Интернет ресурсов
- 2.7. Вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля Вопросы для самоконтроля и самостоятельных занятий.
- 2.8. Перечень обучающих и контролирующих компьютерных программ
- 2. 9. Методические рекомендации для преподавателя
- 2.10.Методические указания для студентов
- Этапы подготовки доклада, сообщения, выступления и пр.
- Часть III