Тема 7 Архивы, наука об архивах и архивное дело на современном этапе
Крушение монополии Главархива СССР. Расширение прав республик в образовании национальных архивов. Создание Роскомархива, положительные и негативные аспекты процесса децентрализации управления госархивами. Образование общественных организаций архивистов.
Рассекречивание и введение в научный оборот крупных комплексов ранее закрытых документов.
Ситуация, сложившаяся в архивных учреждениях после августовских (1991 г.) событий. Создание комиссий по коренной реорганизации структур архивов КПСС, КГБ и т. п. Факторы торможения архивной реформы объективного и субъективного характера. Проблемы, связанные с разработкой и принятием Закона об архивах РФ.
Постановление Верховного Совета РФ (19 июня 1992 г.) "О временном порядке доступа к архивным документам и их использовании".
Работа комиссий по рассекречиванию архивных документов. Закон об Архивном фонде РФ и архивах (7 июля 1993 г.).
Ситуация, сложившаяся в архивных учреждениях в ходе проведения архивной реформы.
Изменения, происшедшие в архивной отрасли после принятия закона об Архивном фонде РФ, и итоги архивной реформы.
Место и роль историка-архивиста в современной исторической науке и культуре в целом.
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ Практикум по архивной эвристике (Практикум по работе с научно-справочным аппаратом архивов).
Основной задачей практических и семинарских занятий для студентов-историков по дисциплине "Историческое архивоведение" является выработка у них навыков самостоятельной работы с архивными документами в процессе учебной и исследовательской работы. В ходе занятий они должны научиться понимать и уважать работу архивистов, ориентироваться в сложном научно-справочном аппарате, правильно оценивать полноту документальных источников в контексте органической целостности архивного фонда. Тематика практических занятий существенно дополняет лекционный курс за счет интерактивного общения преподавателя и студентов, свободного обмена мнениями по наиболее острым и малоизученным проблемам современного архивоведения.
Таким образом, практические и семинарские занятия рассматриваются автором как неотъемлемая часть процесса приобщения студентов-историков к истории отечественной архивоведческой мысли и архивного строительства в рамках общей истории духовной (гуманитарной) культуры на различных этапах жизнедеятельности человека.
Суть занятий для студентов-историков состоит в усилении акцентов на показе взаимодействия ведомственных и "узко административных" тенденций в архивном строительстве и культурологического подхода к целостной структуре архивов.
В связи с этим практические и семинарские занятия строятся на основе инициирования творческой заинтересованности студентов в выявлении специфических элементов, отражающих социальную и политическую зависимость архивов от соответствующих конкретно-исторических условий.
Помимо этой концептуальной основы, в замысел практикума по архивоведению включен и сугубо "технический" аспект: студенты-историки должны овладеть начальными знаниями в сфере архивной эвристики, знать правила работы с документами в архивохранилищах.
Занятия строятся по следующему принципу: вначале закрепляется знание студентами фундаментальных, теоретических проблем архивоведения как научной дисциплины, затем студенты осваивают работу с научно-справочными материалами, имеющимися в государственных архивохранилищах (путеводители, каталоги, описи, описания, обзоры и т. д.).
- Учебно-методический комплекс дисциплины историческое архивоведение направление – 030600 «история»
- Заведующий кафедрой:
- Содержание
- Часть I. Программа учебной дисциплины
- Часть II. Методические рекомендации и план освоения дисциплины
- 2.1.Виды учебной работы, общая трудоемкость дисциплины, распределение компетенций…………………………………………………………………………………………с.26
- Часть III. Технологическая карта дисциплины……………………………………..С. 62
- Часть I. Программа учебной дисциплины
- 1.1. Пояснительная записка
- Задачи дисциплины:
- 1.2. Распределение тематических разделов дисциплины и форма итогового контроля
- 1.3. Содержание дисциплины
- Тема 1 Эмпирическое архивоведение.
- Тема 2 Традиционное архивоведение.
- Тема 3 Фундаментальное архивоведение.
- Тема 1 архивы и архивное дело после свержения самодержавия и в первые годы советской власти (1917- 1921 гг.).
- Тема 2 Процесс централизации управления архивами и архивным делом в рсфср (1922 - 1929 гг.) '
- Тема 3 Создание командно-административной системы управления архивами и архивным делом (1930- 1940гг.).
- Тема 4 История архивов и архивное дело в период Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.).
- Тема 5 Отечественные архивы и архивное строительство в послевоенный период и период "оттепели" (1945 - начало 1960-х гг.).
- Тема 6 История госархивов и архивное строительство в 1960 - 1980-е гг.
- Тема 7 Архивы, наука об архивах и архивное дело на современном этапе
- 1.4. Список рекомендуемой литературы Источники
- Дополнительная литература:
- 1.4. Список Интернет ресурсов
- 1.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2.1. Виды учебной работы, общая трудоемкость дисциплины, распределение компетенций
- 2012 – 2013 Учебный год
- 2.2. Тематический план курса
- 2.2.1. Практические занятия
- Раздел II. Архивы России в новейшее время
- Тема 1."Дело" Академии Наук: архивоведческий аспект. (2часа)
- Литература:
- Алаторцева а.И. Начало ''дела” Академии наук (Стенограмма заседания Особой комиссии нк рки от 24 октября 1929 года) // Исторический архив. 1993. № 1. С. 79-109.
- Тема 2. Архивы и архивисты в тоталитарном государстве. (2часа) Вопросы для обсуждения.
- Литература:
- Тема 3. Великая Отечественная война и проблемы реституции. (2часа) Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Тема 4 . Проблема доступа к архивам: история и современное состояние. (2часа) Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Раздел III Практикум по архивной эвристике
- Тема 1. Роль архивной эвристики в работе историка-исследователя. (2 часа) Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Тема 2. Основные принципы и методы комплектования архивов. Справочники по архивным фондам: путеводители, каталоги, обзоры, описи. (6часа)
- Тема 1 Введение. Эмпирическое архивоведение.
- Тема 2 Традиционное архивоведение.
- Литература дополнительная
- Тема 3 Фундаментальное архивоведение. Литература основная
- 2.4. Примерная тематика докладов, рефератов и контрольных работ
- 2.5. Примерные контрольные вопросы
- 2.6.Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов Источники (опубликованные)
- Дополнительная литература:
- Список Интернет ресурсов
- 2.7. Вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля Вопросы для самоконтроля и самостоятельных занятий.
- 2.8. Перечень обучающих и контролирующих компьютерных программ
- 2. 9. Методические рекомендации для преподавателя
- 2.10.Методические указания для студентов
- Этапы подготовки доклада, сообщения, выступления и пр.
- Часть III