logo
Историческое архивоведение бакалавриат 2011

Тема 7 Архивы, наука об архивах и архивное дело на современном этапе

Крушение монополии Главархива СССР. Расширение прав республик в образовании национальных архивов. Создание Роскомархива, положительные и негативные аспекты процесса децентрализации управления госархивами. Образование общественных организаций архивистов.

Рассекречивание и введение в научный оборот крупных комплексов ранее закрытых документов.

Ситуация, сложившаяся в архивных учреждениях после августовских (1991 г.) событий. Создание комиссий по коренной реорганизации структур архивов КПСС, КГБ и т. п. Факторы торможения архивной реформы объективного и субъективного характера. Проблемы, связанные с разработкой и принятием Закона об архивах РФ.

Постановление Верховного Совета РФ (19 июня 1992 г.) "О временном порядке доступа к архивным документам и их использовании".

Работа комиссий по рассекречиванию архивных документов. Закон об Архивном фонде РФ и архивах (7 июля 1993 г.).

Ситуация, сложившаяся в архивных учреждениях в ходе проведения архивной реформы.

Изменения, происшедшие в архивной отрасли после принятия закона об Архивном фонде РФ, и итоги архивной реформы.

Место и роль историка-архивиста в современной исторической науке и культуре в целом.

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ Практикум по архивной эвристике (Практикум по работе с научно-справочным аппаратом архивов).

Основной задачей практических и семинарских занятий для студентов-историков по дисциплине "Историческое архивоведение" является выработка у них навыков самостоятельной работы с архивными документами в процессе учебной и исследовательской работы. В ходе занятий они должны научиться понимать и уважать работу архивистов, ориентироваться в сложном научно-справочном аппарате, правильно оценивать полноту документальных источников в контексте органической целостности архивного фонда. Тематика практических занятий существенно дополняет лекционный курс за счет интерактивного общения преподавателя и студентов, свободного обмена мнениями по наиболее острым и малоизученным проблемам современного архивоведения.

Таким образом, практические и семинарские занятия рассматриваются автором как неотъемлемая часть процесса приобщения студентов-историков к истории отечественной архивоведческой мысли и архивного строительства в рамках общей истории духовной (гуманитарной) культуры на различных этапах жизнедеятельности человека.

Суть занятий для студентов-историков состоит в усилении акцентов на показе взаимодействия ведомственных и "узко административных" тенденций в архивном строительстве и культурологического подхода к целостной структуре архивов.

В связи с этим практические и семинарские занятия строятся на основе инициирования творческой заинтересованности студентов в выявлении специфических элементов, отражающих социальную и политическую зависимость архивов от соответствующих конкретно-исторических условий.

Помимо этой концептуальной основы, в замысел практикума по архивоведению включен и сугубо "технический" аспект: студенты-историки должны овладеть начальными знаниями в сфере архивной эвристики, знать правила работы с документами в архивохранилищах.

Занятия строятся по следующему принципу: вначале закрепляется знание студентами фундаментальных, теоретических проблем архивоведения как научной дисциплины, затем студенты осваивают работу с научно-справочными материалами, имеющимися в государственных архивохранилищах (путеводители, каталоги, описи, описания, обзоры и т. д.).