2. 9. Методические рекомендации для преподавателя
Изучение истории отечественной архивоведческой мысли в программе курса "Историческое архивоведение" является попыткой преодоления традиционных подходов к преподаванию данной дисциплины.
В ходе изучения опыта индивидуальной работы крупных ученых-архивоведов и историков-архивистов, а также их научных школ, который составил теоретические, методические и организационные основы архивного дела в России, применяется сравнительно-исторический метод исследования. Архивоведение рассматривается не как деперсонифицированный набор сведений о бесконечной цепи законодательных актов, правил, положений и т. д., а как интеллектуально-психологическое поле последовательной разработки современной целостной концепции архивоведения в качестве самостоятельной научной дисциплины, объектом изучения которой является самоценный архивный документ в контексте целостного исторического процесса, в котором главным субъектом и высшей ценностью является Человек.
Основная задача раздела "История архивоведческой мысли" - научить студентов самостоятельно выявлять и объективно оценивать личностные аспекты в становлении архивоведения как научной дисциплины, а также сознавать обусловленность истории разработки и реализации проектов архивного строительства общим состоянием государственного и культурного развития страны в целом.
Цель курса - научить студентов навыкам применения общих гуманитарных знаний в сфере истории архивоведения, научить различать общее и особенное при анализе концепций и оценок на основе современной парадигмы междисциплинарного подхода к методу исследования исходного документального материала - опубликованных и неопубликованных архивных источников по истории архивоведческой мысли.
Поэтому в данной ("теоретической") части курса по архивоведению особое внимание уделяется выделению этапов генезиса, становления, кульминации и падения "напряжения" в неразрывном и взаимосвязанном потоке взглядов различных ученых и специалистов на изменение отношения в обществе и государстве к архивам и архивному документу.
В ходе изучения этого раздела программы студент должен проявить творческую заинтересованность в самостоятельном поиске ответа на непростые вопросы о перспективах развития архивоведения, которое уже сегодня ищет научно обоснованные пути решения проблемы оптимального соотношения "управленческой" и "гуманитарной" функций архивов в условиях формирования общечеловеческой, глобальной информационной сети на основе принципа максимальной свободы доступа к национальным архивным фондам каждой из стран.
Архивоведческая мысль в России развивалась в три этапа (естественно, их хронологические рамки являются достаточно условными и в значительной степени определяются учебно-методическими целями).
При изучении первого этапа истории архивоведческой мысли ("эмпирическое архивоведение", или "архивистика"), который охватывает период от зарождения элементарных систем хранения письменных документов в XVII в. и появления профессии архивиста до разработки основ архивной методики во второй половине XIX в., основной акцент делается на историко-теоретическом осмыслении опыта выделения архивных ("исторических") частей в приказном и коллежском делопроизводстве. Деятельность Г.Ф. Миллера и его последователей рассматривается затем в контексте "переворота" в оценке научной ценности архивного документа как источника официальной "историографии" ("историописания").
Начало второго этапа ("прикладное" или "традиционное" архивоведение) соотносится с деятельностью Н.В. Калачова - первого представителя идеи "демократизации" архивного дела, воплощенной в проекте архивной реформы и создании губернских ученых архивных комиссий. Завершение второго этапа развития архивоведческой мысли датируется временем первого упоминания идеи об архивном фонде в "Науке об архивах" А.П. Воронова и полемикой Д.Я. Самоквасова с калачовскими идеями архивной реформы.
Начало третьего этапа датируется радикальной сменой парадигмы в отношениях историков с архивистами в конце XIX - начале XX в. Короткий период "открытия" архивов связывается с совместной реформаторской деятельностью ученых в рамках Союза российских архивных деятелей (Союз РАД). Особое внимание при изучении этого этапа уделяется "гуманитарным" аспектам профессиональной деятельности архивоведов и архивистов в работах А.С. Лап-по-Данилевского, А.С. Николаева, И.В. Пузино, Д.Н. Егорова, а также анализу их моделей взаимоотношений между историками и архивистами. Конец 20-х гг. - начало 30-х гг. выделяются как время начала "контрреформации" в истории архивоведческой мысли и ее резкого поворота к разработке "технических" аспектов архивного дела. Особое место отведено изучению эволюции архивоведческих взглядов И.Л. Маяковского, М.С. Вишневского, Б.И. Анфилова и других. Делается попытка анализа архивоведческих дискуссий, посвященным актуальным вопросам теории и методики архивного дела, по опубликованным и архивным источникам с середины 30-х по начало. 60-х гг.
Полемика "гуманитариев" из МГИАИ с "технократами" из Главархива и победа последних представлены как крах идеи "интеллектуализации" архивного дела, воплощенной, в частности, в учебнике "Теория и практика архивного дела" (1-е изд. 1966 г.; 2-е изд. 1980 г.).
Современный этап развития архивоведческой мысли в России (теоретическое архивоведение) датируется разработкой В.Н. Автократовым "общей" и "частных" теорий архивоведения в конце 70-х гг. Научные взгляды В.Н. Автократова анализируются с учетом его собственных оценок состояния архивоведческой мысли в дореволюционной России и отечественного архивоведения в 20-е гг., а также с учетом достижений и "лакун" в зарубежных теориях и методиках архивного дела.
Сегодняшний этап отечественной архивоведческой мысли связывается с эволюцией оригинальных оценок и представлений о месте и роли архивов в истории Человека и человечества на примере анализа работ Б.С. Илизарова, К.Б. Гельмана-Виноградова, Е.В. Старостина, В.П. Козлова, О.М. Медушевской и других. Особое внимание уделяется анализу значения принципа преемственности архивоведческих концепций на этапе становления "информационного общества" и внедрения новых архивно-информационных технологий.
Второй раздел программы курса "Архивоведение" посвящен проблемам всестороннего, комплексного изучения формирования и функционирования архивной системы в рамках целостного исторического процесса в России новейшего времени.
Его концептуальной основой является точка зрения на архивы как на сложную, динамическую систему, меняющую в зависимости от специфических социальных и политических условий форму проявления своей глубинной гуманитарной сущности.
Поэтому при рассмотрении данного раздела основная задача преподавателя - научить студентов самостоятельно выявлять и оценивать с помощью историко-компаративистских методов научного анализа характерные черты и особенности хода архивного строительства в контексте общей истории Отечества новейшего времени, а также взаимосвязь истории архивного дела и истории духовной (гуманитарной) культуры на различных этапах жизнедеятельности человека.
Цель, которая ставилась при разработке этого раздела, - воспитать у студентов сознание гуманистической миссии в современном мире, связанной с постоянно возрастающей ценностью архивов как основного элемента возникающей на стыке веков новой "глобальной информационной инфраструктуры" (по терминологии ЮНЕСКО) или "единого архивно-информационного пространства" (по терминологии современных отечественных архивоведов).
Концепция раздела "Историческое архивоведение (архивы России в новейшее время)" является принципиально новой. Суть этих нововведений и дополнений заключается в акцентировании внимания к выявлению разрушительного воздействия антидемократических тенденций на гуманитарную основу архивов, к эффекту тоталитаристского деформирования целостной системы отношений "архивы - человек", которая является неотъемлемой частью становления и развития духовной культуры.
В этом контексте особое значение придается освещению гуманистических традиций отечественного архивоведения и их влияния на ход формирования теоретических основ демократизации архивной системы в период с февраля 1917 г. до начала 1920-х гг. включительно.
Процесс централизации управления архивным делом в России (1922 -1929 гг.) анализируется под углом зрения противоборства "научной" и "политико-административной" концепции роли архивов, которое завершилось победой последней.
Торжество командно-административной системы наглядно проявилось во включении архивов в систему органов НКВД в 1938 г. В курсе приводятся различные, иногда взаимоисключающие оценки этого и последующих, ключевых событий в отечественной историографии архивного дела.
Принципиально важным представляется автору воспитать у студентов уважение к позициям и взглядам ученых, даже если они расходятся с современными концепциями и оценками. Надо, например, научить студентов различать объективные и субъективные стороны в эволюции такой госструктуры, как Главное архивное управление, просуществовавшее вплоть до его упразднения в 1991 г. В результате изучения курса они должны осознать всю сложность, которая сопровождает процесс поиска оптимального решения вопроса о наиболее эффективном сочетании административной (управленческой) и гуманитарной функций архивов в конкретных условиях государственного устройства, политического режима и общественной атмосферы России новейшего времени.
В связи с этим в основу изложения архивоведческого аспекта истории архивов России в новейшее время положен принцип "диалогизма" - студенты должны свободно ориентироваться в самом широком круге источников. Неотъемлемой частью усвоения раздела должно стать самостоятельное изучение неопубликованных архивных документов (фонд Главархива в ГАРФ), а также личных фондов видных деятелей архивного строительства в России - В.В. Максакова, И.Л. Маяковского, Б.И. Анфилова, В.Н. Автократова и других, - хранящихся в ГАРФ, ЦМАМ, А АН РФ и пр. Выполнение требований, предъявляемых к глубине и научной обоснованности оценок архивоведческого материала, должно способствовать выработке широкого историко-культурного кругозора у будущего исследователя-историка, которого призван готовить наш университет и который так нужен новым российским архивам в XXI в.
В преподавании дисциплины предполагается использование всей гаммы современных методик изучения дисциплины - написание рефератов и научных докладов, отстаивание своих взглядов в дискуссиях, обсуждение актуальных публикаций по историографии архивного дела в массовой и специальной печати, анализ конкретных проблемных ситуаций, сложившихся в современном архивном строительстве, и т. д.
- Учебно-методический комплекс дисциплины историческое архивоведение направление – 030600 «история»
- Заведующий кафедрой:
- Содержание
- Часть I. Программа учебной дисциплины
- Часть II. Методические рекомендации и план освоения дисциплины
- 2.1.Виды учебной работы, общая трудоемкость дисциплины, распределение компетенций…………………………………………………………………………………………с.26
- Часть III. Технологическая карта дисциплины……………………………………..С. 62
- Часть I. Программа учебной дисциплины
- 1.1. Пояснительная записка
- Задачи дисциплины:
- 1.2. Распределение тематических разделов дисциплины и форма итогового контроля
- 1.3. Содержание дисциплины
- Тема 1 Эмпирическое архивоведение.
- Тема 2 Традиционное архивоведение.
- Тема 3 Фундаментальное архивоведение.
- Тема 1 архивы и архивное дело после свержения самодержавия и в первые годы советской власти (1917- 1921 гг.).
- Тема 2 Процесс централизации управления архивами и архивным делом в рсфср (1922 - 1929 гг.) '
- Тема 3 Создание командно-административной системы управления архивами и архивным делом (1930- 1940гг.).
- Тема 4 История архивов и архивное дело в период Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.).
- Тема 5 Отечественные архивы и архивное строительство в послевоенный период и период "оттепели" (1945 - начало 1960-х гг.).
- Тема 6 История госархивов и архивное строительство в 1960 - 1980-е гг.
- Тема 7 Архивы, наука об архивах и архивное дело на современном этапе
- 1.4. Список рекомендуемой литературы Источники
- Дополнительная литература:
- 1.4. Список Интернет ресурсов
- 1.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2.1. Виды учебной работы, общая трудоемкость дисциплины, распределение компетенций
- 2012 – 2013 Учебный год
- 2.2. Тематический план курса
- 2.2.1. Практические занятия
- Раздел II. Архивы России в новейшее время
- Тема 1."Дело" Академии Наук: архивоведческий аспект. (2часа)
- Литература:
- Алаторцева а.И. Начало ''дела” Академии наук (Стенограмма заседания Особой комиссии нк рки от 24 октября 1929 года) // Исторический архив. 1993. № 1. С. 79-109.
- Тема 2. Архивы и архивисты в тоталитарном государстве. (2часа) Вопросы для обсуждения.
- Литература:
- Тема 3. Великая Отечественная война и проблемы реституции. (2часа) Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Тема 4 . Проблема доступа к архивам: история и современное состояние. (2часа) Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Раздел III Практикум по архивной эвристике
- Тема 1. Роль архивной эвристики в работе историка-исследователя. (2 часа) Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Тема 2. Основные принципы и методы комплектования архивов. Справочники по архивным фондам: путеводители, каталоги, обзоры, описи. (6часа)
- Тема 1 Введение. Эмпирическое архивоведение.
- Тема 2 Традиционное архивоведение.
- Литература дополнительная
- Тема 3 Фундаментальное архивоведение. Литература основная
- 2.4. Примерная тематика докладов, рефератов и контрольных работ
- 2.5. Примерные контрольные вопросы
- 2.6.Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов Источники (опубликованные)
- Дополнительная литература:
- Список Интернет ресурсов
- 2.7. Вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля Вопросы для самоконтроля и самостоятельных занятий.
- 2.8. Перечень обучающих и контролирующих компьютерных программ
- 2. 9. Методические рекомендации для преподавателя
- 2.10.Методические указания для студентов
- Этапы подготовки доклада, сообщения, выступления и пр.
- Часть III