Семён Алексеевич Лавочкин (1900-1960)
С 1935 главный конструктор по самолётостроению.
Под его руководством были созданы самолёты-истребители
* ЛаГГ-3 (выпускался серийно, на нем впервые была использована дельтадревесина, а роль силовой установки выполнял двигатель водяного охлаждения),
* Ла-5 (создан на базе «ЛаГГ-3», в 1942 г. начал поступать на вооружение ВВС, намного превосходил по своим летным качествам лучшие немецкие самолеты подобного класс),
* Ла-7 (развивал скорость до 680 км/ч. На созданном позже «Ла-7Р» конструктор установил ракетно-жидкостный ускоритель, благодаря которому самолет достигал скорости до 742 км/ч. Но при таких скоростях комбинированная силовая установка оказалась неудобной),
* и ряд их модификаций, имевшие высокие боевые качества и сыгравшие большую роль в годы Великой Отечественной войны 1941-45.
После окончания войны под руководством С. А. Лавочкина начали создаваться реактивные истребители. Первым успешным проектом стал истребитель Ла-160 — первый отечественный реактивный истребитель со стреловидным крылом. Во время проводимых испытаний в 1947 г. самолет развил скорость до 1060 км/ч. Благодаря такому крылу (относительно малой толщины) появилась возможность проектирования еще более скоростных самолетов.
В 1948 г. Лавочкин представил свой новый опытный истребитель Ла-176. Во время испытательных полетов Ла-176 при снижении от 10 до 6 км и при горизонтальных полетах удалось достигнуть скорости звука (впервые в СССР). После того как на самолете заменили двигатель на более мощный «ВК-1», его потолок увеличился до 15 км. Таким образом истребитель «Ла-176» положил начало покорению сверхзвука.
С переходом авиации на около- и сверхзвуковые скорости возникла необходимость в герметичных кабинах и катапультируемых креслах для пилотов; нужно было совершенствовать средства торможения. Все эти детали конструкторское бюро Лавочкина отрабатывало на опытных проектах.
Итогом работы стала разработка боевого реактивного самолета Ла-15 с высокорасположенным стреловидным крылом изящной формы. Крыло обладало хорошей жесткостью на кручение и малой массой. Боевое снаряжение самолета составляли две пушки калибра 23 мм, установленные под двигателем. Но из-за малой тяги двигателя Ла-15 не получил широкого распространения.
С. А. Лавочкин продолжал работать над совершенствованием реактивных самолетов. В дальнейшем он создал модели «190» и «250». Сверхзвуковой истребитель-перехватчик «190» отличался совершенно новой компоновкой, что позволяло производить взлет на больших углах атаки. Его посадка осуществлялась с помощью тормозного парашюта, что значительно уменьшало длину пробега.
Огромный самолет-ракетоносец «250» был предназначен для перехвата воздушных целей. Во время одного из испытательных полетов погиб его создатель.
ИТОГ: под руководством С.А. Лавочкина созданы: ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Ла-9, Ла-11, Ла-15, Ла-150, Ла-160, Ла-168, Ла-176 (на этом самолете впервые в нашей стране был преодолен звуковой барьер), Ла-190, Ла-200, Ла-250, беспилотный Ла-17. Создал ряд образцов ракетной техники. Его имя носит НПО, созданное на базе ОКБ, которым он руководил.
Георгий Михайлович Бериев (Бериашвили) (1903-1979)
Выдающийся советский авиаконструктор.
В 1934—68 возглавлял опытно-конструкторское бюро.
Под руководством Г.М. Бериева созданы:
* гидросамолёты (МБР-2, МП-1, МП-1Т, МДР-5, МБР-7, Бе-6),
* реактивные летающие лодки (Р-1 и Бе-10),
* самолёты-амфибии (Бе-8, Бе-12 — с модификациями, Бе-12ПС — серийные),
* палубные катапультные поплавковые гидросамолёты – разведчики Бе-2 (другое название КОР-1) и Бе-4 (другое название КОР-2),
* сухопутный пассажирский самолёт (Бе-30 и Бе-32).
* опытный самолет-снаряд П-10.
Архип Михайлович Люлька (1908-1984)
Советский конструктор авиационных двигателей, один из основоположников теории ВРД [воздушно-реактивных двигателей].
В 1933—1939 начал работу над проблемой применения газовой турбины в качестве авиационного двигателя. В этот период А.М. Люлька разработал теорию и методику построения высотных и скоростных характеристик турбокомпрессорного ВРД и научно обосновал целесообразность применения этого двигателя в качестве силовой установки скоростного реактивного самолета.
В 1937—39 А.М. Люлька создал конструкцию первого экспериментального советского турбокомпрессорного ВРД.
В 1939—1941 разработал конструктивную схему ТРДД [турбореактивного двухконтурного двигателя], явившуюся прототипом ныне существующих схем, проект опытного образца турбореактивного двигателя с осевым компрессором.
Под руководством А.М. Люльки создан первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1, прошедший в феврале 1947 государственные испытания. Его решили установить на самолеты «Су-11» (П. О. Сухого) и «Ил-22» (С. В. Ильюшина).
В последующие годы под руководством А.М. Люльки был создан турбореактивный двигатель ТР-3 с семиступенчатым осевым компрессором и пусковым устройством. В серийное производство он пошел под маркой АЛ-5. И был установлен на самолете Як-1000.
Одновременно с созданием двигателя А. М. Люлька занимался разработкой нового сверхзвукового компрессора, появление которого значительно бы уменьшило массу и параметры двигателя. В 1952 г. он создал двигатель ТР-7 (АЛ-7) тягой 6500 кгс со сверхзвуковой первой ступенью осевого компрессора.
Свой вклад А.М. Люлька внес и в область гражданской авиации. Сконструированные им двигатели были установлены на самолете Ту-110.
Для мотопланера Ан-13 Люлька специально разработал маломощный двигатель «ТС-31М» тягой 55 кгс и массой 3 кг.
Под его руководством были созданы двигатели ТР-1, ТР-3 (АЛ-5), ТР-7 (АЛ-7), ТС-31М, АЛ-21Ф, АЛ-31Ф.
Двигатели А.М. Люльки применялись на самолётах П. О. Сухого, С. В. Ильюшина, А. Н. Туполева, Г. М. Бериева.
А.М. Люлька разработал ряд теоретических вопросов: им дана аналитическая зависимость границы вырождения турбореактивного двигателя в зависимости от скорости полета (переход в прямоточный двигатель) и др.
В 70-е гг. конструктор вновь начинает работу над ТРДД [двухконтурным турбореактивным двигателем], но уже с применением новых технологий. Конструкторское бюро под руководством Люльки создало довольно совершенные двигатели, значительно превосходившие подобные зарубежные аналоги. Но испытание этот двигатель проходил уже после смерти создателя.
- Лабораторная работа № 7.
- Выдающиеся авиаконструкторы.
- Андрей Николаевич Туполев (1888-1972)
- Алексей Андреевич Туполев (1925-2001)
- Артём Иванович Микоян (1905-1970)
- Сергей Владимирович Ильюшин (1894-1977)
- Александр Сергеевич Яковлев (1906-1989)
- Олег Константинович Антонов (1906-1984)
- Павел Осипович Сухой (1895-1975)
- Семён Алексеевич Лавочкин (1900-1960)
- Александр Александрович Микулин (1895-1985)
- Николай Ильич Камов (1902—1973)
- Сергей Викторович Михеев (род. В 1938)
- Михаил Леонтьевич Миль (1909-1970)