logo
Taganov_-_otvety_nashi_vse

8. Организация епископских кафедр в испанской Америке. Первые епископы-миссионеры – Хуан Антонио де Сумаррага, Торибио Альфонсо де Могровехо. Учреждение инквизиции в колониях и её деятельность.

Организация епископских кафедр в испанской Америке.

Организацией церковной жизни до назначения в Новом Свете епископов занимались миссионерские ордена. 10 апреля 1521 г. папа Лев X буллой "Алиас фелисес" разрешил францисканским монахам выполнять функции священников, в том числе замещать иерархические должности там, где не было священников. 10 мая 1522 г. папа Адриан буллой "Экспони нобис", известной в Испанской Америке под названием "Омнимода" (Всемогущая), распространил эти права на все монашеские ордены, представители которых могли выполнять все функции духовенства, за исключением посвящения в духовный сан, там, где не было епископов или они находились на расстоянии двух дней пути от этих мест (60 км). Папские постановления означали, что представители монашеских орденов автоматически наделялись правами инквизиторов и, следовательно, могли на законном основании привлекать, судить и наказывать по обвинению в "еретической скверне" любого подданного испанского короля, проживающего на подведомственной им территории. Руководство монашеских орденов стремилось удержать привилегии, описанные в папских буллах. Индейские приходы финансово полностью участвовали в схеме, шедшей помимо епископов которых назначали на кафедры в крупных городах. Все епископы нового света оказались в этом странном положении. Получалось, что на местах царил хаос.

Так, когда в 1528 в Мексику в качестве "хранителя" прибылХуан Антонио де Сумаррага, то у него там не было епархии - были лишь миссионеры, подчинявшиеся только королевской светской власти, не было и приходов, т.к. они полностью принадлежали орденам; была горстка белого духовенства, рассеянного по разным местам, не отличавшегося набожностью.

В 1550-х была попытка робкого протеста епископов. Просили испанские власти, чтобы монахи хотя бы брали разрешение на открытие новых приходов и потом приглашали туда епископов. Ответ властей был следующий: 1. Епископы подчиняются королю 2. Король всегда прав 3. В данном случае испанская корона ничего делать не собирается. Тогда епископы пожаловались в Рим. Ничего не вышло - монахи торжествовали победу. В 1555 в Мехико Архиепископ Мексики Васко де Кирога созвал епархиальный собор. Принято решение постепенно заменять миссионеров "нормальным" белым духовенством в епархиальных приходах. Решения отправлены в Рим для утверждения, и были утверждены. Но принятому решению ещё долго сопротивлялись аббаты монастырей, происходила канцелярская война. Лишь в 1564 папа Пий V буллой на основании Тридентского собора отозвал экстраординарные полномочия миссионеров, в пользу епископов.

Первые епископы-миссионеры – Хуан Антонио де Сумаррага, Торибио Альфонсо де Могровехо.

Хуан Антонио де Сумаррага.(1468-1548) испанский священник, миссионер, монах ордена францисканцев, первый епископМексики. По национальности - баск. Очень рано вступил в орден. О ранней его деятельности известно мало. В Европе успел побыть инквизитором и положительно себя зарекомендовал. Вёл процессе против ведьм, обнаружил что просто несколько женщин страдали душевными заболеваниями. Сумаррага дружил и переписывался с Эразмом Роттердамским, в 1527г. был настоятелем монастыря Аброхо, где принимал короля Карла V. Получив известия о завоевании Мексики Кортесом, решился отправиться в эту страну. 20 декабря 1527г. королевским указом он был назначен епископом Мексики. Рукоположен в епископы не был, но получил звание «хранителя (custodio) индейцев», и в августе 1528г. отправился за океан.

По прибытии Сумаррага оказался в сложной ситуации: сподвижники Кортеса в его отсутствие боролись за власть, в Мексике царила полная анархия, а деятельность наместника была отмечена многочисленными злоупотреблениями. Полномочия Сумаррага не были закреплены юридически, а отсутствие епископского сана делало его положение зыбким. В 1529г. появились известия, что Кортес возвращается, после чего наместник бежал из Мехико. В 1530г. самозваные правители Мексики заставили одного из священников отлучить Кортеса и его людей от церкви, после чего епископ Сумаррага объявил в Мехико интердикт. Францисканцы во главе с Сумаррага выехали в Тескоко. Только на Пасху интердикт был снят. 15 июля1530г. Кортес, получив звание генерал-капитанаНовой Испании, высадился в Веракрусе. С ним прибыли епископы Себастьян де Фуэнлеаль и Васко де Кирога.

В 1531 г. Сумаррага получил приказ вернуться в Испанию. Король отклонил буллу Папы, назначавшую Сумаррагу епископом Мехико, но в 1533 г. Сумаррагу рукоположили в епископы Вальядолида. Он стремился обратно в Мексику. В 1534 г. вернулся в Мексику, в сопровождении группы ремесленников и шести учёных монахов для обучения детей индейской аристократии. В 1535 г. в Мексику был назначен новый вице-король дон Антонио де Мендоса (1495—1552), и власть Сумаррага окончательно утвердилась. С этого момента стал номинально епископом. Именно при Хуане де Суммарага произошло чудо Гваделупской Иконы Богоматери.

Самой серьёзной проблемой Сумаррага после массового обращения стало многожёнство, он яро боролся с ним у индейцев, признавалась только 1-я жена. Сумаррага всячески изучает доколумбову Америку. Спас остатки ацтекской литературы. Ему пришлось решать проблему индейских священников, ибо клириков-испанцев не хватало для всех приходов, вдобавок, большинство из них не знало индейских языков.

В 1530-е гг. Сумаррага активно способствует просвещению в Мексике. С 1536г. Функционировало первое учебное заведение в Америке, в Веракрусе, где преподавали на латинском и испанском языках. Это учреждение предназначалось для воспитания в европейском духе детей индейской аристократии, и уже через десять лет обучение в коллегии вели индейцы.

В 1535г. Сумаррага получил от архиепископа Севильи полномочия Апостольского инквизитора. Сумаррага провёл трибунал в Тескоко, чьи жители обвинялись в «возврате к идолопоклонству». Одновременно он провёл несколько аутодафе, на которых были сожжены многие тысячи индейских рукописей. Уничтожая индейскую культуру, он тем не менее, стремился уберечь индейцев от притеснений конкистадоров. По его поручению Лас-Касас в 1541—1542гг. отправился в Испанию, где представил «Кратчайшую реляцию о разрушении Индий»

В 1539г. в Мексике началось книгопечатание, причём первая книга была напечатана на индейском языке. В Мехико и Веракрусе были открыты госпитали. К концу жизни стал полноправным архиепископом Мексики

Св. Торибио Альфонсо де Могровехо-и-Робледо (1538-1606)

Испанский миссионер, второй архиепископЛимы (первым был Херонимо де Лояса 1528-1606), святой католической церкви. Фактический создатель церковной организации в Южной Америке.

Из знатной семьи. В правление Филиппа II назначен Великим Инквизитором Испании, король рекомендовал его папе Григорию XIII в качестве архиепископа Лимы, на замену Херонимо де Лояса. 1580 в Севилье рукоположен в епископа. 1581 начало служения. Перу к тому времени оставалось без первосвященника уже шесть лет, и епархия впала в упадок. Светские власти допускали большие злоупотребления, которым священство не могло противостоять. Обострились и отношения между индейской и испанской знатью. Его епархия на тот момент охватывала всю Южную Америку и часть Центральной, фактически кончалась у современных границ Чили и Аргентины. Епархия была там, куда он мог дойти.

На посту архиепископа, Могровехо считал своим долгом лично обойти все приходы своей епархии. Он три раза совершил путешествия, каждое продолжительностью около 11 тыс. км. Большей частью отсутствовал в епархиальном городе, путешествовал налегке с небольшой свитой, передвигаясь пешком. За годы странствий ему удалось обратить и крестить около 1,5 мил-в человек, в том числе четверых, канонизированных католической церковью - крестил св. Розу Лимскую и св. Мартина де Корроса.. Цель путешествий - посетить все возникшие приходы. 1 путешествие - 7 лет, 2-е - 5 лет, 3-е - 4года. Изучил язык кечуа, проповедовал на нём.

На языке кечуа создал катехизис, очень удачный. Туда был добавлен ещё текст на языке аймаро и на каком-то из негритянских наречий. Катехизис использовался ещё 300 лет, до XIX века.

В 1582-83 в Лиме провёл первый синод епископов, который фактически стал поместным собором. 1583 собрал в Лиме всех епископов всей Испанской Америки. На соборе были утверждены катехизисы на языках народов Африки— для чёрных рабов, а также языках кечуа и аймара— и это были первые книги, отпечатанные в Южной Америке. За время его руководства - 3 таких собора. Боролся с коррупцией, симонией, с другими грехами.

Основал университет в 1591 году в Лиме. Довел число приходов до 250. Потом тяжело заболел, отправился в уединённую миссию и там скончался в 1606. 1679 папа Иннокентий XI причислил его к лику блаженных, а в 1726 канонизирован как святой. Память 23 марта. Мощи его перенесены в Лиму.

Учреждение инквизиции в колониях и её деятельность

С завоеванием вновь открытых земель в Америке и образованием испанской колониальной власти на местах начинает свою деятельность в Новом Свете и инквизиция. Вначале инквизиторскими полномочиями наделялись монахи, которые сопровождали конкистадоров, и епископы, выходцы из монашеских орденов. В 1519 г. генеральный инквизитор Испании Алонсо Манрике официально уполномочил первого епископа Пуэрто-Рико Алонсо Монсо и вице-провинциала доминиканского ордена в Индиях Педро де Кордоба, в ведении которого находилась инквизиция, выполнять по совместительству обязанности апостольских инквизиторов испанской америки. По мере того как расширялись испанские завоевания в Новом Свете и организовывались новые административные единицы, а соответственно и новые епархии, их епископы и другие церковные иерархи в свою очередь наделялись правами инквизиторов.

Этот период деятельности колониальной инквизиции, соответствовавший периоду конкисты, завершается в 1569 г., когда Филипп II издал декрет об учреждении инквизиции в американских колониях Испании создаются отдельные "священные" трибуналы во главе с особо назначаемыми короной и церковными властями инквизиторами. В 1570 в Перу и в 1572 Мехико открылись такие трибуналы. В указе предписывалось помимо изобличения еретиков также расследовать случаи уклонения индейцев в язычество. Что же касается "настоящих" еретиков, то ими были бегущие из Европы авантюристы и просто путешественники "не испанцы", обвинявшиеся в двоеверии или лютеранстве; иногда инквизиторские методы применялись к людям из-за политических мотивов. Но практически все индейцы были больны двоеверием.

Диего де Ландо - во главе инквизиции на Юкатане. Францисканец. В августе 1549 г. отправился миссионером на Юкатан. Благодаря выдающимся способностям сразу сделался помощником настоятеля вновь основанного монастыря Сан-Антонио в Исамале. Служил учителем детей знатных родов майя, обращённых в христианство. В 1553 г. стал аббатом и вскоре «хранителем» (custodio) Юкатанской миссии. В 1561 г., после слияния Юкатана и Гватемалы в одну епархию, сделался главой францисканского ордена в этой церковной провинции (принципиалом), стал руководителем миссии на Юкотане и в Гватемале. С одной стороны, был автором книги «Сообщение о делах в Юкатане» (1566), содержащей много ценной информации о цивилизации майя, ввёл на Юкатане систему образования, создал латинский алфавит для языка юкатека, с другой стороны, в 1562г. учредил инквизицию на Юкатане, обнаружив отпадение от христианства недавно крещёных индейцев. В 1562г.в Мани состоялось знаменитое аутодафе, где были уничтожены почти все памятники литературы майя. За неполных десять месяцев Ланда, по свидетельству современников, подверг истязаниям 6330 индейцев. Казнили за вероотступничество немногих - видимо, только упорных шаманов - 157 человек, на остальных наложили церковные наказания, знаки "сан-бенито" (особые знаки на одежде). У индейцев не было многих европейских привычных заболеваний - корь, коклюш, тиф и т.д. Не было иммунитета, умирали деревнями. Потом появляются оспа, дифтерия и венерические болезни. Поэтому много жертв.

Масштабы уничтожения памятников культуры колоссальны - по свидетельству некоторых участников. В 1580 - в Перу завоеватели систематически разрушали инкские храмы, произведения искусства и другие предметы индейской культуры. "Я, - признавался миссионер Франсиско де Авила, участник конкисты Перу, - сам собственноручно уничтожил свыше 30 тыс. идолов и сжег свыше 3 тыс. мумий, которым поклонялись индейцы"

В 1576 Филипп II отдельным декретом изымает индейцев из юрисдикции трибуналов. 1570-е - определённая точка завершения процесса формирования католической церкви в Новом свете.

9. Святые Римо-Католической <…> в Новом свете XVI-XVII вв. История явления Гваделупской иконы.

Первые католические святые и духовная жизнь в испанских колониях.

Де Сумаррага. По национальности - баск. Очень рано вступил в орден францисканцев. Видимо, благодаря происхождению етс дружески общался с Карлом V етс. В Европе успел побыть инквизитором и положительно себя зарекомендовал. Вёл процесс против ведьм, обнаружил что просто несколько женщин страдали душевными заболеваниями. Едет в Мексику в качестве кустодия (хранителя ордена). 1528 приехал. Застал там ситуацию: авантюристы пытаются оторвать кусок пожирнее; борьба между конкистадорами. Кортес отправляется завоёвывать Гондурас, в его отсутствие пытаются его объявить еретиком. Сумарраго наложил на Мехико интердикт (приостановка церковной жизни). Предусмотрительно вынес из Мехико свою резиденцию. В 1530 вернулся Кортес. Когда он прибыл в Вера Круз, на Пасху интердикт снят. За это время смутьяны успокоились, друг друга уничтожили, и воцарился покой. 1531 Сумарраго вызвали в Рим, рукоположили во епископа. Король/император не хотел его далеко отпускать, назначил епископом в Испании. Сумаррага рвался в Мексику, добился. 1534 триумфально уехал в Мехико. С этого момента стал номинально епископом. Ехал в сопровождении 6 ученых-францисканцев, среди них выделяется Бернандино дель Саввун. Вывез кучу ремёсел для индейцев. Его встретили с радостью. К тому времени назначен новый вицекороль, большой его друг. Стал организовывать разные виды деятельности. Бернардино де Сагу (?), знаменитый католический миссионер-филолог. Написал труд "Всеобщая история вещей новой Испании". Всячески научно изучает доколумбову Америку. Спас остатки ацтекской литературы. В 1536 основал миссионерскую коллегию в городе Вера де Круз. 1539 начало книгопечатания на индейских языках. Боролся с многожёнством у индейцев. Боролся за внедрение инквизиции. В борьбе францисканцев и доминиканцев поддерживал францисканцев.

Гваделупская Дева ^^^^^^^^^^^^^^^^^ Первые записи датируются XVII веком, хотя должны бы в XVI. В современном Мехико есть грандиозный собор. Там хранится изображение, внешне очень напоминающее изображение Почаевской Божией матери (стопа на камне). Жил в Мексике индеец, принявший крещение, Куакхтлатоцид (Хуан Диего) (канонизирован католиками в 2002). 9 декабря на холме Тепияк в Мехико явилась ему Матерь Божия (якобы) и сообщила: "иди скажи епископу, что здесь должен быть Мой храм". Индеец пошёл к Сумарраге, тот ему не поверил. Индеец некоторое время избегает ходить через этот холм. Потом явление повторилось, Сумарраго опять не принял. История повторялась несколько раз. Потом Хуан Диего шёл через тот холм навестить больного родственника, опять явление. Индеец сказал, что должен сейчас идти к больному. Ответ: "он уже здоров, иди к епископу". "Нужен знак". ... Знак: зацвели розы среди камней на вершине холма. Завернул розы в какую-то ткань, понёс к епископу. Оказалось, что на ткани запечатлелось изображение Пресвятой Богородицы. За исключением характерной католической молитвенной позы, изображение выглядит очень канонично. В кабинете присутствовало много народу. Якобы таким образом появилась эта святыня, для которой начали строить храм. Проблема: с 1531 индейцы в Мексике стали в большом числе креститься добровольно. Во многом их святыней становится эта Гваделупская икона Божией Матери, становится национальной святыней Мексики. Почти такая же загадочная, как Туринская плащаница. Материал плаща и сам образ подвергали в 19 и 20 вв. научному исследованию. Обнаружили: - сама ткань - не вполне понятного происхождения: тогда такого не делали, носвятыня была уже известна; - химически исследовали краски, и красители более напоминают современныесложные синтетические красители, но не краски 17 века; 1979: двое физиков, Кэллахан и Смит, обнаружили в ИК свете, что на иконе совершенно нет мазков. Краска нанесена непонятным образом, особенно лицо, руки и часть одежды. - Перуанский физик ...: отсканировал, увеличил и обнаружил, что (гипотеза) вглазах Матери Божией запечатлены изображения 13 фигур, причём так, какчеловек бы их видел при телескопическом зрении. При ... у епископа вкабинете присутствовали 13 человек. В записях об этом ничего нет, но можетбыть не заметили.

Архиепископ Перу Таррибио Альфонсо де Магравехо и Ребомберо - Второй епископ Перу. Первым бы л Херонимо ... 1528-1606. Из знатной семьи. Король Филипп II рекомендовал его папе Григорию XIII в качестве ... 1580 в Севилье рукоположен в епископа. 1581 начало служения. 6 лет не было епископа в Перу, поэтому жизнь церковная отчасти пришла в упадок. Обострение отношений между индейцами и испанской знатью. Его епархия на тот момент охватывала всю Южную Америку и часть Центральной. Епархия фактически кончалась у современных границ Чили и Аргентины. Епархия была там, куда он мог дойти. Совершил 3 колоссальных путешествия пешком, каждое длиной около 11 тысяч километров. Большей частью отсутствовал в епархиальном городе. Цель - посетить все возникшие приходы. 1 путешествие - 7 лет, 2-е - 5 лет, 3-е - 4. Крестил и обратил лично около полутора миллионов человек. Несколько были впоследствии канонизированы. Изучил язык кечуа, проповедовал на нём. Создал на нём катехизис, очень удачный. Туда был добавлен ещё текст на языке аймаро и на каком-то из негритянских наречий. Катехизис использовался ещё 300 лет, до XIX века. 1582-83 в Лиме провёл первый синод епископов, который фактически стал поместным собором. 1583 собрал в Лиме всех епископов всей Испанской Америки. ЗА время его руководства - 3 таких собора. Боролся с коррупцией, симонией, с другими грехами. Основал университет в 1591 году в Лиме. Довел число приходов до 250. Потом тяжело заболел, отправился в уединённую миссию и там скончался в 1606. 1679 папа Иннокентий XI причислил его к лику блаженных, а в 1726 канонизирован как святой. Память 23 марта. Мощи его перенесены в Лиму. Крестил св. Розу Лимскую и св. Мартина де Корроса.

Святая Роза Лимская. Родилась в семье испанского солдата. В крещении Изабель Флорос. Её отец принадлежал к испанской части общества. Розой её назвали уже в семье, т.к. была она очень красивой. Собирались её выдать замуж. Она обрила себе голову и испортила себе лицо щёлоком, приняла обет безбрачия, стала заниматься благотворительностью, помогала больным и бедным. Выращивала цветы на продажу, удалилась в грот и там молилась. Идеалом её была Екатерина Сьенская (католическая подвижница XIV века). Духовность Екатерины Сьенской типично католическая: разные видения; говорила, что вступила в мистический брак со Христом; падала без чувств, подолгу молилась, получила стигматы - всё как полагается. Роза 11 лет была монахиней, затем скончалась, предсказав дату своей смерти (1617). В 1667 папа Климент IX её прославил в лике блаженных, а в 1671 Климент X канонизировал её как святую. Она остаётся покровительницей латинской Америки.

Мартин де Коррос. Из смешанной семьи. 1579-1639. Католики в недавние времена в России привезли частицу его мощей в католический костёл. Был обращён в христианство ... . Внебрачный сын обедневшего испанского рыцаря и его темнокожей рабыни. Принадлежал к ордену, и по обетам в брак вступать не мог, детей быть не могло, а дети были. Сестра его была более похожа на отца, более благополучно устроилась в жизни. Мартин же был явный мулат. Стал слугой у каких-то знатных испанцев. Они устроили его потом учеником аптекаря и цирюльника. Иногда работал дворником; на иконах его изображают с метлой. 1591 его подростком миропомазали. Захотел стать послушником в монастыре, но проблема: тогда обсуждался вопрос - можно ли крещёных индейцев продвигать по иерархической лестнице? Если в 1539 было решено, что можно, то в орденах свои порядки. Доминиканцы не принимали вовсе, а францисканцы - лишь как послушников и с 2 условиями: особая коричневая сутана и безвыходная жизнь в монастыре. Проблема эта продолжалась ещё долго, до 1588. Опять исполняет обязанности слуги. В 1603 приняли его послушником в орден доминиканцев. 1606 принял обеты. Продолжает жить скромно, служит цирюльником, стирает бельё. Прославился как врач. Всю жизнь мучился малярией. Чудотворения. Основал приют. В конце жизни его прославляли, хотя он к этой славе относился весьма скептически. Умер в 1639. У его гроба был даже вицекороль Перу. Похоронен в алтаре собора св. Доминика. Его негританское происхождение осложнило его жизнь. Канонизирован лишь в 1960 папой Иоанном XXIII.

Луиз Бертрам. Был преподавателем доминиканской монастырской школы в Испании. 1560 прибыл в Карфаген, Колумбия, чтобы миссионерствовать. Потом вернулся в Испанию, прославился благочестивой жизнью. ???? умер. 1671 канонизирован папой Климентом X.