5. Завоевание древних индейских государств испанскими конкистадорами. Первые попытки систематической христианизации коренного населения Южной и Центральной Америки: общая характеристика.
*Первыми встретились испанцы с индейцами майя. Самая близкой точка к Кубе Племена майя жили на острове Юкотан. Встреча с ними впервые произошла у Колумба во время4 путешествия к Америке. 1517 г на Кубе и о. Гаити уже существовали испанские колонии.
*Испанский батальон во главе с Франсиско Кордова в поисках золота, достиг о. Юкатан. Берналь Диас подробно писал дневник этого путешествия.Экспедиция Франсиско Кордова спровоцировала войну с майя.
*1518 ХуанГрихальво прошел тем же путем, отмечал все точки, где происходило столкновение, мстил этим селениям, индейцы уходили вглубь и устраивали ловушки. Вплоть до сер. 16 в. испанцы Юкатан не трогали.
*Следующая экспедиция Кортеса – обошел Юкатан южным путем и отправился на завоевание ацтеков 1519 - 1520. Кортес был ревностным католиком. Он - первый вицегубернатор Мексики. Покорил Гондурас и сумел оттуда вернуться. В то время у ацтеков правитель - Монтесума II. У Кортеса в отряде быловсего 506 человек. Цель - завоевание Мексики, христианизация индейцев. На о-ве Косумель торжественно былсокрушён языческий жертвенник и сооружён временный храм. Священников назначать было некогда, об этом даже не думали. Потом, когда Кортес высадился на территории Мексики, там произошло первое сражение, где Кортес обнаружил потрясающее воздействие кавалерии на индейцев. Индейцы в качестве отступного сдали продовольствие и 20 молодых женщин. Их крестили и дали христианские имена и "раздали" их офицерам "для христианского воспитания". Одна из них - Марина - искренне влюбилась в Кортесаона была дочерью вождяи служила переводчицей у испанцев. В тылу ацтеков испанцы построили город Веракрус«Истинный крест». При помощи Марины Кортес начал переговоры с вождями племён, недавно покорённых ацтеками. Главным образом сплеменем ласкальцев. Они передали 10 тысяч воинов и обязались помогать снабжением. Кортес сжёг свой флот, чтобы все видели, что отступать некуда, и заодно снял с кораблей всё вооружение. В 1519 подошли к Теночтитлан (город на озере). Монтесума долго просчитывал все ходы, понимал, что испанцы могут его захватить. Решил устроить испанцам встречу как посланникам богов. Вышла делегация, всячески их приглашала в город. Испанцы проследовали в город (пустили только испанцев). Поселили ихв одном доме, им дали надёжную охрану. Они быстро почувствовали себя заложниками. В этот момент пришло известие, что ацтекский отряд напал на Веракрус. Испанцы решили захватить в заложники царя, захватили в момент официальной встречи. Начали отдавать приказы от его имени, а самого его мучили и требовали выдать расположение казны.Кортес стал выдавать себя за союзника царя.С Кубой постоянно было общение; тамошний губернатор позавидовал Кортесу и решил присвоить его победы. Для этого послал 18 кораблей в Веракрус под управлением Панфилы Нарвалеса (типичный пират). Приехало 1300 испанцев. Кортес выслал туда своих людей, у него было 260 человек. Нарвалеса взяли в плен, Кортес емув схватке выколол глаз .Потом Кортесу пришлось вернуться в Теночтитлан. В этот момент там началось восстание: ацтеки почувствовали неладное.Кортес потребовал, чтобы Монтесума вышел на балкон и всё объяснил. Как только он вышел, толпа стала возмущаться, что надо его сместить как предателя. В этот момент их обстреляли; Монтесума был смертельно ранен. Ему предложили креститься, он отказался. Конкистадоры после смерти Монтесумы решили бежать из города, но там было множество восставших. У Кортеса было много награбленного. Начали переливать золото в слитки, чтобы хоть что-то унести с собой. Самые опытные бандиты брали только драгоценные камни. Были подломаны мосты, многие утонули. Много испанцев перебито; принесено в жертву 900 испанцев и 1300 индейцев-союзников..Кортес спасся. В 1521, переформировав армию, начал новую осаду Теночтитлана. Происходила по всем правилам европейского военного искусства. Наконец через лазутчиков разрушили городской водопровод. Через полгода осады город сдался. В августе шли уличные бои; Кортес разрешил уцелевшим выйти, чтобы создать городу же испанского типа.В 1521, таким образом, Теночтитлан взят. Добить ацтеков было нетрудно. Всю жизнь индейцев переделали на испанский лад: их облагали налогом и прикрепляли к земельным наделам новых дворян. Это называлось "репартимента". Индейцы должны были работать на новых землевладейцев .Кортес основал новые города на юге. Двинулся на Гондурас.В 1540 уехал в Испанию, где благополучно жил до своей смерти.В Мехико был назначен первый епископ Хуан Антонио де Сумаррого. Организовывалиполноценную церковную жизнь.
*Покорение империи инков совершил конкистадор Франциско Пизарра. Панама называлась тогда золотой кастильей и с этого момента там было учреждено губернаторство, основан г. Панама. Путешественники стали привозить сведения, что на юге лежит огромная страна в горах, возникла легенда об Эльдорадо. Пизарра с 1524 организовал несколько экспедиций к земле инков. Губернатор их не подержал, через 3 года достигли г. Тумбез – граница страны инков. Император благословил экспедицию Пизарро но за свой счет. 1531 Пизарро вернулся в Панаму, двинулись вдоль зап. берегов Южной Америки. Отряд Пизарро имел в составе 165 человек. Вождь Атуальпо встретил их дружелюбно, начались переговоры. Всем вождям предлагался текст присяги испанскому королю и признание преимуществ христ. религии. Атуальпо не признал Библию, что было знаком для нападения на индейцев. Атуальпо попробовал откупиться, позже согласился креститься. В 1533 г. его как христианина уже судили за идолопоклонство, многоженство, убийство брата. Пизарро нашел лояльного правителя, испанцы покорили центр и север Перу - новым центром стал г. Лима. Пизарро убит соперниками в дележе добычи.
В 1535году вождь поднял восстание против испанцев, многих захватил в плен. Испанцы подкупали индейцев должностями и др. – восстание было подавлено. До 1572 года инкское царство не покорялось. Территоррия майя оказалась со всех сторон окруженной испанцами. Началось покорение Юкатана. Майя не было единого гос-ва – были полисы. Испанцы практиковали другой метод – заключали союзы с одними племенами против других.
Первые попытки систематической христианизации коренного населения Южной Америки.
*Португалтцы не стремились за собой надолго закреплять земли. Устраивали только лишь торговые фактории. Вся их мисс деят-ть сосредотачивалась лишь вокруг торг центров и имела слабую поддержку гос-ва.
*Испанцы присоединяли земли Нового света и вся их мисс деятельность имела гос. Поддержку. Конкистадоры изначально заявляли о своих миссионерских чаяниях, желании просветить индейцев. Конкистадоры же изначальнозаявляли о своём желании просветить индейцев. Потом Бартоломе де Ласкасас сказал - "они шли с крестом в руке и с ненасытной жаждой золота в сердце".Гаити: коренное население острова было полностью истреблено.Куба стала вторым плацдармом для испанского вторжения в Новый свет.Вождь Атуэй. Его сожгли заживо, но перед этим благородно предложили емукреститься; он отказался.
*Первые попытки существования испанцев с индейцами были чудовищны – травили собаками, стреляли как по мишеням, возложили снабжение колоний на индейцев. Бессмысленные жестокости отталкивали индейцев от христианства. Еще с Колумбом прибыли доминиканцы
*Более серьезные миссионерские походы начались одновременно у Кортеса. В его воинстве шли в Мехико 12 миссионеров – францисканцев. Перед штурмом города Кортес казал речь: главная задача и цель наша заключается в разрешении выкорчевывание идолопоклонства у туземцев, чтобы принести им спасение. Ибо если эта война будет вестись с другой целью она будет несправедливой. На самом деле задача была приземленной - отнять земли и заставить работать на испанскую империю. На фоне этих идей Римо – кат. Ц впала в трагическую ошибку – это насильственная христианизация, принудительная миссия. Это имело место.
*Обычно происходило след. образом: обычно в селения приходил военный отряд и несколько монахов в свщ. сане, переговоры происходили через местного индейца. Задача крестить вождя. Вожди были более политиками, а жрецы отстаивали веру отцов. Тогда миссионеры говорили короткую проповедь по-испански, после этого рубили идолов, сокрушали капища, часто оставляли стены и там возводили престол.Все делалось в тот момент, когда солдаты держали на мушке всю деревню, далее индейцев крестили в ближайшем водоеме, вручали им налоговые документы и напоминания о тех податях, к-рые они должны платить. Кто принимал веру добровольно существовали льготы – освобождение от налогов на 2 года и не требование поститься.
*Индейцы с трудом переносили посты.
*Далее возникло понятие – энканьенда – распределение индейцев по наделам. Каждый новый идальго получал энканьендо, а индейцы привлекались в качестве рабочей силы. Идальго перед прав-вом и церковью должен был нести обязанности по устройству христ жизни: проповедь индейцам, крестить по необходимости, учить детей.
*Светским людям заниматься этим было не интересно. Возникла тенденция: энканьенду стали давать монашеским орденам. Энканьенда в течении 50 лет стала полностью прерогативой монашеских орденов. Начали строить храмы. Каждый насел. Пункт д. был быть снабжен храмом или часовней для совершения кат. Богослужений. Часто использовали святилища индейцев и там служили латинскую мессу. Правда индейцам понравилось петь.
*В больших портовых городах результат строительства был впечатляющим. За 100 лет с начала конкисты за счет индейцев (повинность) построено 70000 церквей и часовен.
*1528 г. в Мехико был назначен первый епископ Хун антонио де Сумаррако, прославлен в лике святых у католиков. Свою апостольскую миссию миссионеры видели в искоренении языческих культов. Католики, воспитанные испанской инквизицией увидели впервые конкретную кровь идолов. Возникло желание все это истребить. При этом совсем забыли про людей, на них внимания обращали мало, тем более разрушить идолов и капища было не трудно, были уничтожены произведения искусства. Началось с Мексики, затем перекинулось на центральную Америку, Юкатан, Гондурас. В 80 г. 16 в компания проходила в Перу.
1545 военная компания по покорению о. Юкатан и народа майя к этому подключились миссионеры францисканцы.
Диего де Ланда прославился многими делами, историк этого периода «Сообщения о делах в Юкатане». Стал помощником настоятеля монастыря, настоятелем, хранителем Юкатанской миссией, региональным руководителем ордена Юкатанцев, после инквизитором, 1573 г епископом г. Мириды, 1579 г умер. Много написал и успешно изучил наречия майя, перевел их язык на латиницу. Монахи изучали местные языки, пытались знакомиться. Начли с организации школ для знатных мальчиков из индийских семей. При каждом м-ре были построены несколько домиков для проживания мальчиков, принимали крещение. Но школ было мало. Индейцы неохотно этим занимались.
1536 крещено порядка 9 млн человек от Мексики до Южной Америки. На самом деле возникло двоеверие, христианство было навязано, язычество оставалось живучим. Индейцы просто записали Христа в свой пантеон, отвели ему какое-то место, старались закопать своих божков и поклонялись
- Ответы на вопросы к экзамену по предмету «История западно-христианских миссий»
- 1. Миссионерство Западной Церкви в эпоху Средневековья. Миссии на Север Европы, в Азию, на Дальний Восток.
- 3 Требования:
- 3 Причины первенства Римо – кат церкви.
- 3. Португальское миссионерство в Юго-Западной Африке. Конго и Ангола. Португальцы на восточном побережье Африки. Поиски «царства пресвитера Иоанна».
- 4. Открытие Америки Колумбом. Миссионерский аспект его деятельности. Основные индейские цивилизации доколумбовой Америки, обзор их истории, религии и культуры.
- 5. Завоевание древних индейских государств испанскими конкистадорами. Первые попытки систематической христианизации коренного населения Южной и Центральной Америки: общая характеристика.
- 6. Миссионерская работа монашеских орденов в испанской Америке XVI-XVII вв.: проблемы и конфликты.
- 7. Бартоломе Лас Касас и его деятельность. Дискуссия о методах христианского просвещения коренных жителей Америки. «Великий совет» в Вальядолиде 1550-1551 гг.
- 8. Организация епископских кафедр в испанской Америке. Первые епископы-миссионеры – Хуан Антонио де Сумаррага, Торибио Альфонсо де Могровехо. Учреждение инквизиции в колониях и её деятельность.
- 10. Открытие Бразилии и насаждение римо-католичества в португальских колониях.
- 11. История возникновения ордена иезуитов. Деятельность ордена иезуитов в Южной Америке. Основание провинций. Государство иезуитов в Парагвае.
- 12. Открытие Северной Америки испанцами. Римо-католические миссии во Флориде и Калифорнии.
- 13. Попытки колонизации Америки Францией. Миссионерская деятельность французов в Америке в XVI-XVII вв.
- 14. Распространение христианства в Индии и Юго-Восточной Азии. Франциск Ксавье и его последователи-иезуиты в Индии, Японии и Китае.
- 15. Раймонд Лулий и попытки католического миссионерства среди мусульман в XIV-XV вв.