3 Требования:
1. Орден миссионерский, против ереси.
2. Высокий образовательный уровень членов ордена - чтобы спорить не мечом, веревкой и костром, а аргументами. Исп."Духовное завоевание".
3. Аскетизм и нищенский образ жизни.
С последним пунктом возникли проблемы: конфликт образовательной деятельности и нестяжательства. В какой-то степени устав ослабили. Впервые сложилась серьёзная структура: провинции, "провинциалы"(руководители). Филиалы и храмы вблизи Парижского и Оксфордского университетов - крупнейших в Европе. Очень быстро доминиканцы стали профессорами университетов.
Фома Аквинский и т.д. - доминиканцы. Пытаются вести миссионерскую деятельность. Вильгельм Триполийский - пытался убеждать крестить арабов. В Испании (к тому времени там большая проблема с иудейским мусульманством: сумели отвоевать у арабов большУю часть территории, но там оказалась еврейская мусульманская учёность; там были т.н. мавриски - испанцы, ставшие мусульманами и мараны - евреи, жившие на Пиренеях и принявшие ислам). Первыми стали мирно там действовать именно доминиканцы. Впоследствии вопрос был поставлен очень жёстко - либо крестишься, либо выселяешься. Потом доминиканцы стали миссионерами в Новом свете, но это позже.
_Орден францисканцев_ (1182-1226, Франциск Асийский). В православном богословии Франциск воспринимается как типичный подвижник в прелести. Это правильно, потому что: Франциск Асийский по всем признакам напоминает православных юродивых и блаженных, но у него совершенно не было духовного руководства. Цель - уподобиться Христу. Книга его - "Цветочки". Житие его начинается с того, что у него всё было как у Христа. 1701 в Самарканде группа советских археологов пыталась вскрыть гробницу Тимурленга <Тимур Хромой>. Чтобы найти на Востоке союзников, Рим посылает многих эмиссаров.
Доминиканцы и францисканцы - скорее разведчики, дипломаты, географы, зоологи, чем миссионеры.
_Миссия Плана Корпини_. Отправился с Бенедиктом Поляком 16 апреля _1245_. Везли личное послание папы Иннокентия IV монгольскому хану. Корпини было 65 лет, он был не рад поставленной задаче. Не знал восточных языков. Вышли из Леона, пешком и попутками добирались, побывали в 1246 в Киеве, по Днепру спустились до моря, пришли к реке Сырдарья. Конечная точка - Каракарум. Колоссальные трудности, хорошо записанные. Пробыл там год, вернулся тем же путём в Леон. Составил исторический обзор - "История монгалов". Эта миссия совпала с прибытием в Каракарум посланцев других народов, в т.ч. отец Александра Невского (был в это время отравлен). Корпини вернулся, и в 1248 франц.король Людовик IX получил письмо от хана с объявлением намерения бороться с исламом и защищать всех христиан. Посольство с Андре Ланджумо во главе. Об этой миссии ничего не сохранилось. В 1249 побывал в Каркаруме. Неудача 6 крестового похода. Новый посол в орду, Гиллион Рубрук (голландец по происхождению), был выбран потому что жил ближе к востоку и владел языками. В 1253 выехал в К-поль, потом на корабле в Черное море, в Крым, там в 1254 в порту Судак, достиг Каракарума в правление хана Мунке. Тоже составил подробный отчёт. Эти два отчета плюс книга Марко Поло изданы в 1997 году в Москве, издательство "Мысль". Прибыв, Рубрук встретил в Орде огромную христианскую общину, не было христианских священников. Близилась Пасха; обратились к Рубруку с просьбой отслужить службу. Несторианские купцы устроили храм в каком-то шатре; на Пасху 1254 суперэкуменическая служба: доминиканский католический священник служил православную монофизитскую мессу в несторианском храме в Каракаруме. Оставил в Орде Бартоломея из Клемона.
_Эпопея Марко Поло_ (1250-1270). Семья его была купеческой, из Венеции. Христиане, католики. Главная задача - торговля с Востоком. Два брата, Николо и Маттео Поло. Марк Николаевич присоединился во втором путешествии. Братья Поло давно торговали с Кполем, потом увлеклись, были отрезаны в Персии военными действиями. Приняли приглашение хана присоединяться к разным дипломатическим (встречам). Провели в имп.дворце Пекина несколько мес., вернулись с письмом с просьбой прислать 100 монахов для обучения народа христианству. А в то время умер папа Климент IV. Пришлось ждать интронизации следующего. Получили ответ; прислали 2 доминиканцев, но и они тягот пути не вынесли и остались в К-поле. Но с братьями Поло шёл малолетний Марко; никаких записей не вёл. Торговцы двинулись назад в Азию. Много путешествовали. Марко Поло побывал очень много где, первым из европейцев увидел Мадагаскар. Первым усомнился в истинности легенды об отсутствии Жёлтого(?) моря. Полюбился хану, участвовал в дипломатии. Был под впечатлением от размаха китайской экономики и торговли. Семья Поло вернулась на родину, когда их попросили быть в почётной свите какой-то восточной невесты. Марко Поло, оказавшись в Венеции, случайно попал в тюрьму. Его сокамерником был писатель Рустичелло Пизанский, который и записал рассказы Поло. Бывал в Африке, видел негров. Взрыв географической информации. До сих пор Марко Поло остаётся под подозрением, что был умелым мистификатором. Не заметил Великую китайскую стену, не упоминает чай, не упоминает иероглифической письменности.
_Миссионеры после Марко Поло_
_Джовани Монте Корвино_. (1247-1328) Считается основателем латинской церкви в Китае. Сначала работал в Иране, затем в Южной Индии (там - нехалкидониты, христиане апостола Фомы). В 1293 прибыл в Китай, где и находился до кончины. Пекин тогда назывался Хамбалук. 1294 прибыл туда с письмом от папы к хану. Однако в этот момент хан уже умер. Неожиданно встретился с оппозицией среди несториан, вдобавок полностью отрезан от общения с Римом. Тем не менее остался. 1305 построил христианский храм. Крестились по латинскому обряду около 6000 человек. Перевёл на один из китайских диалектов Евангелие и Псалтирь. 1306 мог открыть второй приход, но не было священника. Папа направил 7 францисканцев; _всех их_ посвятили в епископы, чтобы они Монте Корвино сделали архиепископом. В пути все семеро пропали без вести.
_Андре из Перунджи_. в Пекине в 1308-1318, потом переместился в Цианджоу(?). Пытался отправлять письма на родину, но сдержанные.
_монах Джордано_. В 1320-х проповедовал в Персии и на западном побережье Индии.
_Адорико Парденоно_ (1274-1331). В 1316 выехал из Кполя, через Персию достиг Западной Индии и потом Китая. Написал _73_ манускрипта. Удачливый авантюрист, сказитель. Видимо, ему просто нравилось путешествовать.
_Джованни Мариниоли(?)_. Должен был установить отношения с монголами. Покинул ... в 1338(?), побывал в К-поле, ..., в 1342 добрался до Китая. Почти ни у кого из них настоящей миссионерской работы не получалось, да и задач таких они себе не ставили. Все это было эпизодом, европейский мир в Азию проник очень ненадолго. 1370 монголы изгнаны из Китая.
2. Эпоха великих географических открытий и причины экспансии Римо-Католической Церкви в новооткрытых землях. Испания и Португалия. Принц Генрих Мореплаватель, его колониальная и просветительская деятельность.
1492 открытие Америки Колумбом. Западная (кат) церковь номинально присутствовала в Европе, прибалт. страны, скандинавский п-ов, Британия, Исландия, Ирландия, Гренландия. Миссии францисканцев стали невозможны – север Африки и ближний восток завоеваны мусульманами.
Мир для Римской церкви несколько сузился – потеряна центральная Азия. Китай стал автономным гос-вом с замкнутым мировоззрением. В 15 в. начала меняться ситуация, начались португальские исследования вмореплавании, а с 1492 после открытия Колумбом Нового света мы видим расцвет миссионерской деят-ти. За столетие хр-во становится всемирным. Имя Христово было проповедано в латинском варианте согласно римской традиции
- Ответы на вопросы к экзамену по предмету «История западно-христианских миссий»
- 1. Миссионерство Западной Церкви в эпоху Средневековья. Миссии на Север Европы, в Азию, на Дальний Восток.
- 3 Требования:
- 3 Причины первенства Римо – кат церкви.
- 3. Португальское миссионерство в Юго-Западной Африке. Конго и Ангола. Португальцы на восточном побережье Африки. Поиски «царства пресвитера Иоанна».
- 4. Открытие Америки Колумбом. Миссионерский аспект его деятельности. Основные индейские цивилизации доколумбовой Америки, обзор их истории, религии и культуры.
- 5. Завоевание древних индейских государств испанскими конкистадорами. Первые попытки систематической христианизации коренного населения Южной и Центральной Америки: общая характеристика.
- 6. Миссионерская работа монашеских орденов в испанской Америке XVI-XVII вв.: проблемы и конфликты.
- 7. Бартоломе Лас Касас и его деятельность. Дискуссия о методах христианского просвещения коренных жителей Америки. «Великий совет» в Вальядолиде 1550-1551 гг.
- 8. Организация епископских кафедр в испанской Америке. Первые епископы-миссионеры – Хуан Антонио де Сумаррага, Торибио Альфонсо де Могровехо. Учреждение инквизиции в колониях и её деятельность.
- 10. Открытие Бразилии и насаждение римо-католичества в португальских колониях.
- 11. История возникновения ордена иезуитов. Деятельность ордена иезуитов в Южной Америке. Основание провинций. Государство иезуитов в Парагвае.
- 12. Открытие Северной Америки испанцами. Римо-католические миссии во Флориде и Калифорнии.
- 13. Попытки колонизации Америки Францией. Миссионерская деятельность французов в Америке в XVI-XVII вв.
- 14. Распространение христианства в Индии и Юго-Восточной Азии. Франциск Ксавье и его последователи-иезуиты в Индии, Японии и Китае.
- 15. Раймонд Лулий и попытки католического миссионерства среди мусульман в XIV-XV вв.