2. Личная оценка деятельности
С моей точки зрения, А.Н. Косыгин с большой осторожностью относился к предложениям по экономической реформе, но все-таки оказался восприимчивым. Он шел на преобразования во многом под влиянием своего окружения, среди которого было немало способных людей, в том числе среди помощников. Для подготовки докладов привлекались прогрессивно мыслящие экономисты. И все-таки у меня сложилось впечатление, что крупным, инициативным реформатором Косыгина назвать нельзя. Это был человек сталинской закалки, он с большим уважением относился к Сталину, его деятельности.
С одной стороны, Алексей Николаевич пытался улучшить экономическое положение, укрепить интересы страны в целом, но, с другой стороны, был достаточно осторожным, не склонный к резким движениям политиком.
Я считаю, что Алексей Николаевич Косыгин был уникальной личностью, разносторонним хозяйственником. Он досконально знал не только легкую промышленность, но и ТЭК, другие отрасли. Косыгин хорошо представлял, что научно-технический прогресс – один из переломных факторов в деле успешного осуществления реформы. Он понимал необходимость перехода от чисто количественных показателей к качественным. Понимал роль прибыли, влияние ценностных факторов, значение основных фондов, которым располагали предприятия, и целого ряда показателей, связанных с учетом ресурсных составляющих, значение охраны окружающей среды. Кажется, мы так до конца и не постигли роль хозрасчета в развитии косыгинских реформ… Глубочайшее знание конкретных производств, разных отраслей помогли ему осознать необходимость связи секторов народного хозяйства под углом внедрения и эффективного использования новой техники.
Комплексная программа научно-технического И еще. "Косыгинские реформы" естественных монополий на порядок выше того, что проделали за последние годы с РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром".
Кроме того, говоря о Косыгине, необходимо вспомнить ряд инициатив тогдашнего главы правительства, за которые мы ему до сих пор благодарны. Например, за развитие массового автомобилестроения для потребителя, которое стало возможным после сооружения Волжского автомобильного завода (ВАЗа), начавшего выпускать знаменитые "Жигули".
Деятельность Алексея Николаевича Косыгина, на различных, то вверх, то вниз, государственных должностях, всегда была плодотворной. А возглавлял он участки далеко не простые. Всегда. Возьмите период, когда он, еще достаточно молодой, стал членом Государственного Комитета Обороны в самом начале войны. И отвечал за организацию эвакуации и возобновление работы на новых местах срочно переведённой к тому же на военное производство промышленности всей страны. И это за в срок менее чем два-три месяца! Эта работа - сложнейшая, а отвечали за неё Косыгин, Устинов и Вахрушев. И отвечали тогда, как и каждый, в прямом смысле этого слова, как хорошо всем известно, головой.
А.Н. Косыгин был главным инициатором знаменитой хозяйственной реформы середины 60-х годов. Если кратко, по переводу оценки работы экономики страны с показателя объёма производства (вала), на показатель объёма реализации продукции. Реформы, как уже тогда её назвали, такой она и осталась в истории, - Реформы Косыгина. Так, СССР занимал первое место в мире по производству, например, обуви. Но все стремились иметь и доставали импортные туфли и ботинки. Дело в качестве. Реформа же вела к росту качества продукции и оценки предприятий по выпуску качественных изделий, а не пустого и никому не нужного "вала". Кстати, 1970 года - год расцвета советской экономики, и последний год последней по-настоящему выполненной пятилетки с ростом производительности труда на 20% за пятилетие. Потом началось сначала незаметное, потом всё более очевидное торможение эффективности экономики СССР.
А.Н. Косыгин проявил себя и выдающимся политиком и дипломатом мирового уровня. Достаточно сказать, что при его посредничестве были проведены и успешно, установлением мира, завершены в Ташкенте переговоры Премьер министра Индии Лала Бахадура Шастри и Президента Пакистана Аюб-хана. В результате Индия и Пакистан прекратили кровопролитную войну. А позже, также после активных военных действий, от Пакистана отделился ещё и его анклав, теперь известный всем как государство Бангладеш.