logo
История восточных славян 1917 - 1945 гг

Народное образование в 20-30-е годы

После революции перед страной стояли мно­гочисленные задачи в сфере духовной жизни. Объективно тре­бовалось повысить грамотность населения; принять меры к раз­витию новых приоритетных направлений в науке; подготовить кадры научно-технической и творческой интеллигенции, соот­ветствующие задачам индустриального общества; обеспечить связь науки с производством, использование ее результатов для нужд индустриализации. Вместе с тем власти было необходимо утвердить свое идеологическое влияние в обществе. для реше­ния этой задачи предполагалось активно использовать возмож­ности литературы, искусства, гуманитарных наук.

Уже в годы гражданской войны началась работа по ликви­дации неграмотности населения страны. Было создано обще­ство «Долой неграмотность», в руководство которого входили глава законодательной власти М. И. Калинин, лидер партии и председатель правительства В. И. Ленин, нарком просвеще­ния А. В. Луначарский и др. По всей стране были открыты ты­сячи новых школ, в которых как детей, так и взрослых обуча­ли навыкам элементарной грамотности (чтению, счету, письму). Деятельность в этом направлении дала внушительный результат - к началу Великой Отечественной войны более 80% населения страны владели грамотой.

К середине 1930-x гг. в целом оформилась советская систе­ма образования, включавшая начальную, общую среднюю, среднюю специальную и высшую школу. В довоенные годы был завершен переход к обязательному всеобщему семилетнему образованию и поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию в городских центрах и семилетнему ­в сельской местности и национальных районах. Сеть вузов в стране выросла более чем в 8 раз и составила 817 универси­тетов и институтов. В результате число специалистов в СССР возросло с 1,5 млн. человек в 1917 г. до 20 млн. В 1941 году.

Вместе с тем идеологический контроль над деятельностью и умонастроениями представителей интеллигенции был доста­точно жестким. В конце 20-х - начале 30-х гг. состоялись по­казательные судебные процессы: Шахтинское дело, «дело ака­демиков», дело Трудовой крестьянской партии и др. В начале 30-х гг. началось создание массовых общественных организа­ций, объединяющих интеллигенцию и ставящих ее под контроль партии: Союз писателей, Союз композиторов, Союз архитекто­ров, Союз художников, Всесоюзное общество изобретателей и др.