Грузия в хviii веке Картлийское и Кахетское царства в первой половине XVIII века
1. Картлийское царство в период правления Вахтанга VI. Назначенный джанишином (правителем) Картли Вахтанг VI сначала же провел энергичные меры по укреплению царской власти. Он сместил с должности назначенных Ираклием I-ым чиновников и вместо них назначил преданных себе лиц. При осуществлении этих мероприятий ему необходима была поддержка со стороны церкви. На церковном собрании, созванном в 1705 году, католикосом-патриархом был избран брат Вахтанга Доменти. Для усиления царской власти было сформировано «охранное войско», которое укомплектовывалось княжичами, азнаурами и служивыми. Жалованье они получали от государства. Войско в основном было создано для обуздания непокорных тавадов (крупных феодалов).
Для укрепления северной границы царства Вахтанг предпринял поход сначала в Двалети, а затем в Осетию. Царь подчинил себе ксанских и арагвских эриставов, проявлявших особую строптивость по отношению к царю.
Вахтанг осуществил значительные преобразования в законодательной сфере. Под его руководством создается судебная книга «Дастурлумали», в которой были собраны все важные судебные решения, грамоты и документы. В ней были изложены права и обязанности чиновников, формы землевладения, правила налогообложения и другие не менее важные вопросы. Сам Вахтанг составил «Судебник царевича Вахтанга».
В 1709 году в Афганистане погиб дядя Вахтанга картлийский царь Георгий XI. Он успешно боролся с восставшими афганцами. В его войске было две тысячи грузин. Афганский вождь Мир-Вейс предложил Георгию породниться и пригласил его на пиршество. Царь доверился ему и пришел с небольшим отрядом. Афганцы предательски убили Георгия вместе с сопровождавшим его отрядом. Мир-Вейс снял с царя висевший на его груди крест и послал шаху в доказательство «преданности» Георгия иранскому повелителю. Шах назначил царем Картли брата Вахтанга Кайхосро и отправил его на войну с афганцами. Джанишином Картли вновь оставался Вахтанг.
Вахтанг сместил кызылбашских начальников тбилисского гарнизона и на их место назначил грузин. Вахтанг удачно воспользовался подходящим моментом: в защите Ирана от афганцев грузины играли ведущую роль. В такой ситуации шах не отреагировал на смену начальников гарнизона.
В 1709 году Вахтанг VI открыл в Тбилиси типографию, а до этого в 1705 году Арчил напечатал «Давитни» (Псалмы) в Москве. В устройстве типографии ему помог Антимоз Иверийский. Антимоз Иверийский в детстве был похищен и увезен из Грузии. Воспитывался он при дворе патриарха в Иерусалиме. Когда Иерусалимского патриарха попросили прислать в Румынию хорошего знатока типографского дела, патриарх послал Антимоза. Антимоз основал в Румынии несколько типографий, где печатались книги на румынском, греческом, древнеславянском и арабском языках. Примечательно, что Антимоз сам оформлял книги миниатюрами и иллюстрациями. Антимоз приобрел большой авторитет и влияние в Румынии (в Валахии) и стал митрополитом Валахии. Он активно боролся за независимость Румынии, требовал, чтобы богослужение велось на румынском языке. Румынская православная церковь причислила Антимоза к лику святых. Антимоз прислал в Грузию своего ученика Михая Иштвановича. В тбилисской типографии Вахтанг впервые напечатал «Евангелие».
На протяжении трех лет в грузинской типографии было напечатано 14 книг, из них 11 книг были духовного содержания, две книги – учебники. В 1712 году в типографии под редакцией и с комментариями Вахтанга был напечатан «Витязь в тигровой шкуре».
В 1709 году в Иране умер Ираклий I. На его место шах назначил сына Ираклия Давида II (Имам-Кули-хана), но и его оставил в Иране. Правителем Кахети стал младший брат Давида Теймураз. Малолетний Теймураз не мог управлять страной. Этим воспользовались дагестанцы и участили свои разбойные набеги на Кахети.
В 1711 году при осаде города Кандаар (в Афганистане) погибло много грузин и среди них картлийский царь Кайхосро. На сей раз шах вызвал к себе Вахтанга. В 1712 году вместе со своей свитой Вахтанг отправился в Иран. С ним был Сулхан-Саба Орбелиани – великий грузинский писатель и мыслитель. Условием утверждения на картлийский престол было принятие мусульманства. Вахтанг отказался от мусульманской веры, за что был пленен шахом. Картлийский трон достался омусульманенному брату Вахтанга – Иесе-Али-кули хану, который всячески старался угодить шаху и проводил противоположную Вахтангу политику. Эта политика вызывала резкое сопротивление со стороны сына Вахтанга – Бакара.
В своей попытке посадить на картлийский трон царя-христианина грузинская дипломатия искала поддержки в Европе. С этой миссией в Европу отправился Сулхан-Саба Орбелиани. В апреле 1714 года Сулхан-Саба встретился с французским королем Луи XIV-ым. Посол Грузии обратился к королю с просьбой отправить в Грузию своего представителя для урегулирования вопроса освобождения Вахтанга. Перед тем Сулхан-Саба попросил содействия у папы Римского, который послал письмо Луи XIV с просьбой оказания помощи в освобождении царя Вахтанга, но французского короля не интересовала Грузия. Европейские страны видели в лице Ирана своего союзника против Турции. За несколько лет до визита Сулхан-Сабы между Францией и Ираном был заключен торговый договор, вполне удовлетворявший обе стороны, поэтому Луи XIV из-за Вахтанга не хотел портить отношений с шахом. В 1716 году Сулхан-Саба Орбелиани возвратился в Грузию.
Притесняемое братом Вахтанга население Картли все надежды возлагало на Вахтанга. Видя, что помощи ждать не имеет смысла, Вахтанг VI в 1716 г. формально принял мусульманство, чтобы вернуться на родину и продолжить свою деятельность. Шах утвердил Вахтанга VI царем Картли, но оставил его в Иране. Правителем Картли был назначен сын Вахтанга Бакар.
2 . Картлийское царство в период царствования Вахтанга VI. В 1719 году Вахтанг VI вернулся в Картли. Страна находилась в тяжелом положении. Особый ущерб наносили Грузии набеги дагестанских горцев. Вахтанг VI и Давид II решили совместно выступить в поход на Чар-Белакани. Вахтанг выслал в Кахети свое войско, но Давид не решился на активные военные действия.
Еще находясь в Иране, Вахтанг VI установил связь с послом Петра I в Иране Артемием Волынским.
В 1720 году Петр I и Вахтанг VI заключили между собой соглашение.
Первоначально малолетний Петр царствовал вместе со своим братом, но фактически страной правила их сестра. В 1689 году Петр одержал верх над своей сестрой, претендующей на царский трон и взял в свои руки управление страной. В 1697-1698 году Петр I в поисках союзников против Турции и желая ознакомиться с культурными и техническими достижениями западноевропейских стран, организовал «Большое посольство» в Европу. В посольстве российского царя сопровождал его друг – сын царя Арчила царевич Александр. По инициативе Петра I Александр стал изучать артиллерию. После возвращения в Россию Александр был назначен генерал-фельдцихмайстером российской армии, или командующим артиллерией. Петр I не нашел в Европе союзника против Турции, но зато нашел союзника против Швеции. В 1700 году Петр I начал войну со Швецией, которая известна как Северная война. В первом же сражении при Нарве Россия потерпела жестокое поражение. В плен к шведам попал царевич Александр. Его удалось освободить лишь через несколько лет. В плену он подорвал себе здоровье и на обратном пути скончался. Из своего поражения Петр I сделал соответствующие выводы – осуществил административную, военную и экономическую реформы; в 1703 году был основан город Санкт-Петербург (город св. Петра). В 1709 году в Полтавской битве он одержал победу над шведами. Эта победа стала поворотным моментом в ходе войны. Русские победили и в нескольких значительных морских сражениях. В 1721 году по мирному договору Россия получила выход к Балтийскому морю. Петр I в конце концов «пробил окно в Европу». В том же году Петр I получил титул императора. Россия была объявлена империей. После этого Петр решил упрочить свои позиции и на Востоке – завладеть торговыми путями, проходившими через Каспийское море.
В 1722 году летом он выступил в поход к Каспийскому морю и известил об этом Вахтанга VI. Вахтанг созвал совет Дарбази, где должен был решиться вопрос – принять ли участие в походе против Ирана или нет. Большинство членов Дарбази выступило против, опасаясь, что страна окажется в еще более тяжелом положении. Вахтанг не разделил мнения большинства. Он собрал 40-тысячное войско и расположился в Гандже. Здесь он должен был встретиться с российским императором.
Между тем Иран находился в тяжелейшем положении. В 1722 году афганцы осадили столицу Ирана – Испаан. В борьбе с афганцами погиб брат Вахтанга, командующий шахской гвардией Ростом. На его место шах Хусейн назначил Бакара. Шах требовал неотложной помощи. Бакар, не поддерживающий союза отца с Петром I, собрал войско в помощь шаху. Вахтанг VI запретил сыну идти на такой шаг, что было продиктовано тем, что в 1722 году афганцы заняли Испаан и взяли Хусейна в плен, а наследник престола Тамаз спасся бегством.
П римечательно, что именно тогда, когда Петр I выступил в поход против Ирана, турецкий султан предложил Вахтангу VI союзничество против Ирана. Турция также собиралась начать войну против Ирана. В такой сложной международной обстановке необходимо было принять верное решение. Вахтанг искренне доверял Петру I. У российского же императора были свои конкретные интересы и судьба Картли его не волновала. Русские заняли Дербент, однако наступление неожиданно прервалось. Вахтанг ожидал Петра в Гандже. Он не решался действовать один. Петр пообещал Вахтангу продолжить поход через год. В 1723 году русские заняли Баку. Сам Петр не участвовал в походе. Иран уступил России почти все Каспийское побережье: Петр I добился цели – получил преимущество в Каспии. Освобождение Картли от иранского господства не входило в планы России. Между тем успехи России встревожили Турцию. Согласно соглашению, Петр должен был вступить со своим войском в Грузию и начать войну с Турцией. Но одновременная война с Ираном и Турцией создавала России большие трудности.
Новый иранский шах Тамаз назначил царем Картли Константина. Омусульманившийся Константин (Махмед-Кули-хан) стал царем Кахети в 1722 году, после смерти своего брата Давида II (Имам-Кули-хана). В 1723 году Константин взял Тбилиси с помощью лезгин. В том же году в Картли вторглись османы, которые заняли Тбилиси и всю Картли. Началось господство османов – «осмалоба». В такой тяжелой ситуации Вахтанг VI вместе со своей свитой в 1200 человек отправился в Россию. По Российско-турецкому договору, заключенному в том же году, Россия признала господство Турции над Восточной Грузией. Петр I даже не пожелал принять Вахтанга VI. В Петербурге Вахтангу оказывали холодный прием до тех пор, пока вновь не осложнились российско-иранские отношения. Иванэ Джавахишвили писал по этому поводу:
«Так несчастливо закончилось для Грузии обещанное восточным христианам покровительство русского императора. Втянув Грузию в войну в своих интересах, предав врагу и оставив ее на произвол судьбы, Петр Великий не пожелал даже приютить у себя им же самим обманутого несчастного Вахтанга VI».
3. Османство и кызылбашество. Брат Вахтанга VI-го Иесе (Али-Кули-хан) явился к господствовашим в Картли османам с изъявлением покорности, за что он был назначен правителем Картли. Кахетский царь Константин несколько раз попытался сразиться с турками, но потерпел неудачу и перебрался в Пшави. В оставшейся без царя стране начался разгул лезгинских отрядов, которые нападали не только на Кахети, но и на Картли. После смерти Иесе османы передали Картли Ахалцихскому паше и обложили ее данью. Население покидало свои обжитые места и убегало в более безопасные районы. Опустевшие территории не обрабатывались, преследовалась церковь. Османы заставляли князей и азнауров заново закреплять за собой полученные в наследство владения, а это было связано с большими трудностями. Повсеместно в Картли вспыхивали восстания. Казалось, османы склонили кахетского царя Константина к заключению договора, но заманив его якобы для переговоров, предательски убили в 1732 году.
Картлийские тавады неоднократно просили Вахтанга VI вернуться в Картли. Они сообщали ему, что Иран усилился, а Турция находится в тяжелом положении и терпит поражения от Ирана. Но, видимо, Вахтанг все еще чего-то ждал от России и не возвращался в Грузию.
В конце 20-ых годов XVIII века иранский полководец Надир-хан начинает активное наступление на афганцев. Вскоре ему удалось изгнать их из Ирана, а в 30-х годах XVIII века Надир-хан нанес поражение Турции, которая вынуждена была уйти из Восточной Грузии. Иран стал угрожать России и вынудил ее освободить занятые Петром I территории Каспийского побережья. Надир пригласил к себе Вахтанга, обещая ему картлийский престол, но Вахтанг не явился к нему. В 1737 году Вахтанг VI скончался в Астрахани.
В 1735 году Надир вызвал к себе картли-кахетских тавадов и обложил страну данью. «Османство» сменилось «кызылбашеством». В 1736 году Надир-хан собрал вокруг себя все феодальное общество Ирана и после долгих «увещаний», «согласился» стать шахом.
В 1737-1739 годах Надир-шах двинулся походом на Индию. В этом походе участвовал внук Ираклия I Назарали-хана – Ираклий Теймуразович. Первое боевое крещение Ираклий получил в 15 лет, возглавив отряд, борющийся против разбойников – лезгин. «Патара Кахи» – как любовно прозвал его народ, был заложником у Надир-шаха. Находясь здесь, он получил хорошую военную выучку.
Надир-шах обложил Картли тяжелой данью. Народная чаша терпения переполнилась; в стране вспыхнуло восстание. Вначале восстание возглавил Шанше ксанский Эристав, затем – Гиви Амилахори. На последнем этапе восстания Амилахори попросил помощи даже у Турции, но Теймураз – сын Ираклия I-го пытался спасти страну путем добрых отношений с Надир-шахом. Именно ему поручил шах борьбу против Гиви Амилахори. В 1744 году осажденный в Сурамской крепости Амилахори был вынужден сдаться Теймуразу. Надир-шах утвердил Теймураза царем Картли, а его сына Ираклия царем Кахети. 1 октября 1745 года Теймураз II по христианскому обряду венчался на царство в Светицховели. После 1632 года это был первый случай, когда на престол Картли вступил царь христианин.
- История грузии (с древнейших времен до наших дней)
- Предисловие
- Часть первая Природно-географическая и историко-географическая характеристика Грузии
- Источники по истории Грузии, изучаемого периода
- Историография по вопросам истории Грузии, изучаемого периода
- Каменный век в Грузии
- Бронзовый век в Грузии
- Происхождениe (этногенез) грузин
- 3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.
- Древнейшие объединения грузинских племен и первые государственные образования
- Колхидское царство в VI-IV веках до нашей эры
- Образование Картлийского (Иберийского) царства
- Грузия во II и в I веках до нашей эры
- Грузия в і и ііі веках нашей эры
- Государственный строй
- Экономическое развитие. Социальное положение. Зарождение и развитие феодальных отношений.
- Религия и культура
- Грузия в IV – VI веках н.Э. Распространение христианства. Грузия в IV веке
- Грузия в V веке
- Грузия в первой половине VI века
- «Большая война» в Эгриси
- Картли во второй половине VI века
- Грузия в VII-VIII веках Грузия в первой половине VII века
- Господство арабских завоевателей в Грузии
- Грузия в VIII веке
- Культура Грузии в IV-VIII веках
- Грузия в IX-XI веках Образование царств и княжеств
- Борьба за объединение Грузии в IX-X веках
- Грузия на рубеже X-XI веков Давид Курапалат, Баграт III
- Грузия в хі веке
- Культура Грузии в IX-XI веках
- Грузия в XII и начале XIII веков д авид IV Агмашенебели (Строитель)
- Грузия при царе Деметре I и царе Георгии III
- Грузия при царице Тамар
- Государственное управление
- Экономика, культура в XI-XIII веках Экономическое и социальное развитие Грузии в XI-XIII веках
- Грузинская культура в XII и начале XIII веков
- Грузинская церковь в IV-XII веках
- Грузия во второй четверти XIII века Походы Джалал-ад-Дина. Покорение Грузии монголами
- Грузия во II половине XIII века
- Грузия в XIV веке Грузия во I половине XIV века Георгий V Брцкинвале (Блистательный)
- Грузия во II половине XIV века
- Грузия в первой половине XV века
- Грузия во второй половине XV века
- Социально и экономическое положение Грузии в XIII-XV веках
- Культура Грузии в XIII-XV веках
- Грузинская церковь в XIII-XV веках
- Грузия в хvi веке – Царство Картли, Кахети, Имерети, Княжество Самце-Саатабаго Царство Картли в XVI веке
- Кахетинское царство в XVI веке
- Имеретское царство в XVI веке
- Княжество Самцхе-Саатабаго в XVI веке
- Грузия в хvii веке Картлийское и Кахетское царства в начале XVII века
- Картлийское и Кахетское царства во второй четверти XVII века
- Картлийское и Кахетское царства во второй половине XVII века
- Западная Грузия в XVII веке
- Княжество Самцхе-Саатабаго в XVII веке
- Культура Грузии в хvi – xviIвеках
- Грузия в хviii веке Картлийское и Кахетское царства в первой половине XVIII века
- Картли-Кахети в 40-70-ых годах XVIII века
- Царства и княжества Западной Грузии в XVIII веке
- Картли-Кахетское царство в 80-90-ых годах XVIII века
- Социальное и экономическое положение в XVI-XVIII веках
- Культура Грузии в XVIII веке
- Грузинская церковь в XVI-XVIII веках