Происхождениe (этногенез) грузин
Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спорной. Это обусловлено несколькими причинами. Формирование любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об исторической достоверности происхождения того или иного народа, естественно, говорить не приходится. Историческими источниками для изучения происхождения народа служат сообщения историков более позднего периода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.
В этот процесс иногда вовлекаются совершенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию, но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население.
При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.
1. Источники по этногенезу грузин. Интерес к собственному происхождению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому историку XI века Леонтию Мровели, у кавказских народов был один предок – Таргамос. Он был сыном Ноя и внуком Яфета. У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родоначальниками всех кавказских народов. Родоначальником грузин считается Картлос, сын Таргамоса. Понятно, что эта теория связана с Ноем: согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя – Сима, Хама и Яфета. Но интересно другое, главное положение теории Леонтия Мровели о родстве всех кавказских народов и их этнической общности. Здесь необходимо учесть, что автор этой теории – деятель XI века. В то время, несмотря на тяжелое положение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для освобождения кавказских народов под знаменем единой Грузии. Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в летописном своде «Обращение Картли» («Мокцеваи Картлисаи»). После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвращается оттуда со своими соотечественниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продвижения и теперь можно встретить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).
Сведения о происхождении грузин находим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян. Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли, или Иберии, как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии, или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор. Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.
2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами, так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков. Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кавказские племена шли с юга и заселяли Кавказ поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.
По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5-6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы, которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы. Позднее, в XI-VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту.
После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образование – Иберия и еще более усилилось – Колха.
Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север. Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами.
В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.
- История грузии (с древнейших времен до наших дней)
- Предисловие
- Часть первая Природно-географическая и историко-географическая характеристика Грузии
- Источники по истории Грузии, изучаемого периода
- Историография по вопросам истории Грузии, изучаемого периода
- Каменный век в Грузии
- Бронзовый век в Грузии
- Происхождениe (этногенез) грузин
- 3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.
- Древнейшие объединения грузинских племен и первые государственные образования
- Колхидское царство в VI-IV веках до нашей эры
- Образование Картлийского (Иберийского) царства
- Грузия во II и в I веках до нашей эры
- Грузия в і и ііі веках нашей эры
- Государственный строй
- Экономическое развитие. Социальное положение. Зарождение и развитие феодальных отношений.
- Религия и культура
- Грузия в IV – VI веках н.Э. Распространение христианства. Грузия в IV веке
- Грузия в V веке
- Грузия в первой половине VI века
- «Большая война» в Эгриси
- Картли во второй половине VI века
- Грузия в VII-VIII веках Грузия в первой половине VII века
- Господство арабских завоевателей в Грузии
- Грузия в VIII веке
- Культура Грузии в IV-VIII веках
- Грузия в IX-XI веках Образование царств и княжеств
- Борьба за объединение Грузии в IX-X веках
- Грузия на рубеже X-XI веков Давид Курапалат, Баграт III
- Грузия в хі веке
- Культура Грузии в IX-XI веках
- Грузия в XII и начале XIII веков д авид IV Агмашенебели (Строитель)
- Грузия при царе Деметре I и царе Георгии III
- Грузия при царице Тамар
- Государственное управление
- Экономика, культура в XI-XIII веках Экономическое и социальное развитие Грузии в XI-XIII веках
- Грузинская культура в XII и начале XIII веков
- Грузинская церковь в IV-XII веках
- Грузия во второй четверти XIII века Походы Джалал-ад-Дина. Покорение Грузии монголами
- Грузия во II половине XIII века
- Грузия в XIV веке Грузия во I половине XIV века Георгий V Брцкинвале (Блистательный)
- Грузия во II половине XIV века
- Грузия в первой половине XV века
- Грузия во второй половине XV века
- Социально и экономическое положение Грузии в XIII-XV веках
- Культура Грузии в XIII-XV веках
- Грузинская церковь в XIII-XV веках
- Грузия в хvi веке – Царство Картли, Кахети, Имерети, Княжество Самце-Саатабаго Царство Картли в XVI веке
- Кахетинское царство в XVI веке
- Имеретское царство в XVI веке
- Княжество Самцхе-Саатабаго в XVI веке
- Грузия в хvii веке Картлийское и Кахетское царства в начале XVII века
- Картлийское и Кахетское царства во второй четверти XVII века
- Картлийское и Кахетское царства во второй половине XVII века
- Западная Грузия в XVII веке
- Княжество Самцхе-Саатабаго в XVII веке
- Культура Грузии в хvi – xviIвеках
- Грузия в хviii веке Картлийское и Кахетское царства в первой половине XVIII века
- Картли-Кахети в 40-70-ых годах XVIII века
- Царства и княжества Западной Грузии в XVIII веке
- Картли-Кахетское царство в 80-90-ых годах XVIII века
- Социальное и экономическое положение в XVI-XVIII веках
- Культура Грузии в XVIII веке
- Грузинская церковь в XVI-XVIII веках