logo
IUK_Lektsia_5

Вопрос № 4. Семейная обрядность.

Семейная обрядность состоит из свадебных, родильных и похорон­ных обрядов. В цикле семейных обрядов сплелись действия, символы, атрибуты, которые возникли в различные эпохи и должны были обес­печить счастье, богатство, благополучие семьи и защитить ее членов от злых сил.

К родильным обрядам относится рождение ребенка. Это событие являлось фактическим признанием семьи. Бездетная семья традиционно считалась неполноценной. К родильным обрядам относятся:

- женщины старались скрыть беременность от злых глаз (особенно старых дев),

-по приметам пытались определить пол ребенка,

- заранее решался вопрос о повивальной бабке,

- повитуху звали, когда роды начинались, и та приходила с хлебом, освященной водой и целебными травами - «зіллям»,

- в хате совершался целый ряд магических действий, полезных для роженицы: настежь открывались окна, открывала замки, развязывала все узлы,

- опытная повитуха оказывала и практическую помощь: делала массаж, компрессы, растирания.

Сам момент появления малыша на свет тоже сопровождался обрядами:

- пуповину мальчику перерезали на топоре, у девочек на веретене или на гребне для прядения, на книге, чтобы был грамотным,

- пуповину и послед обычно закапывали в землю,

- кусочки высушенной пуповины или «рубашки», в которой родился ребенок, использовали как оберег или верное средство от бесплодия,

- первая купель, имевшая гигиеническое, и магическое значение,

- в воду добавляли мед, цветы, «свяченное зилля», молоко для девочек, чтобы были красивы, девясил для мальчика , чтобы были сильным,

- сына заворачивали в сорочку отца, дочь в сорочку матери,

- в люльку клали обереги: несколько зерен, соль, подсоленный хлеб, ножницы, кусочек угля в свивальник.

Важным был момент имя наречения (в пределах 8 дней до и 8 дней после рожде­ния). Считалось, что хорошо выбранное имя обеспечивало малышу счастье и благополучие. Древние обряды имянаречения позже были заменены церковным крещением, в котором огромную роль играли крестные родители - кумовья (кума обязательно должна иметь детей). Институт кумовства в Украине был очень распространен. Крестные родители почитались наравне с родными. На 3-7-9 день устраивали очистительный ритуал, так как роженица считалась нечистой. В комнату, где проходили роды, 3 дня нельзя было входить, в эти же 3 дня роженице нельзя было выполнять работу по хозяйству. Основными обрядовыми элементами родин были ритуальное обмывание рук матери и повитухи, поедание гостями специально изготовленной «бабкиной каши» (из проса, гречки). Мать, ребенка и бабку гости должны были одарить полотном и монетами. Заканчивался родильно-крестинный обрядовый цикл празднова­нием годовщины рождения ребенка - «пострижичинами» (в семейном кругу с участием соседа и кумовьев отец и повитуха стригли малыша). Сначала выстригался крест, а затем стригли наголо.