Вопрос № 3. Календарные праздники и обряды.
Праздники и обряды – это важнейшие составляющие духовной жизни народа. Они отражают не только этническое своеобразие, но и эстетику, моральные ценности, менталитет, историю. К числу институтов, порожденных религиозными представлениями и аграрным укладом быта, принадлежали календарные праздники и обряды. Это - древнейшая обрядность, корнями своими она восходит к первобытным, языческим верованиям. Гораздо позже церковь приняла уже сложившуюся систему земледельческих праздников и придала ей христианскую окраску. Праздники и обряды календарного цикла регламентировали все сферы жизни украинского крестьянина - производственную, общественную, семейную, а главная их цель - отвратить стихийные бедствия, повлиять на урожайность.
Зимние праздники начинались 21 ноября с «Введения» лета в зиму. Именно по этому дню судили каким будет следующий год: урожайным или нет. Среди зимних праздников особенно выделяются: Новый год, Рождество, Крещение.
Рождество - праздник, уходящий корнями в далекое языческое прошлое, праздник солнцеворота, самый короткий день в году. С принятием христианства он слился с рождением Иисуса Христа, но в народной памяти сохранился его глубинный смысл. Начинался этот праздник Святым вечером 6 января. В народном восприятии святочные дни были своеобразным«проломом времени», «концом света», за которым следовало обновление.
7 января начинались колядки, 8 января - Великие Вечорницы - молодежные гуляния, 13-14 января новогодние праздники украинцы отмечали как праздники Маланки и Василия. Они не совпадали с церковными, поэтому в их обрядности сохранились именно народные мотивы. Очень выразительный аграрно-магический смысл имел обряд «посыпания», когда мальчики 7-14 лет, обходя дома, символически сеяли зерно, при этом произносили традиционный текст. Этот обряд был явно дохристианским. Завершался рождественско-новогодний цикл праздником Крещения 19 января.
В честь весеннего пробуждения христиане праздновали Масленицу. Этот праздник не подвергался христианскому влиянию и остался просто веселым народным праздником с некоторыми языческими ритуалами: катание с горок, сжигание соломенного чучела, приготовление блинов и вареников. Среди весенних праздников самым значимым был праздник Пасхи. Обряды и ритуалы пасхального цикла несли религиозную христианскую и календарную языческую нагрузки: воскрешение Иисуса Христа и пробуждение природы. Пасхе предшествовала Вербная неделя, в течении которой выпекали хлеба – пасхи. Пасхальные торжества завершались поминальными днями – Радуницей. Начало летнего периода связано у восточных славян с Троицей. Праздник летнего солнцестояния - Ивана Купала (24 июня). Этот праздник не воспринял христианские черты, так и остался в архаической языческой форме. Он объединял в себе элементы культа Солнца, аграрной магии, очистительных и эротических обрядов.
Апогеем аграрно- хозяйственного года украинского крестьянина был праздник завершения сбора урожая - «Обжинок», богатый песнями и архаичными ритуалами. Праздники Катерины (24 ноября) и Андрея (30 ноября) имели молодежный характер. Девушки и юноши гадали в эти дни, устраивали веселые гулянья с танцами, играми, розыгрышами, юмором.