10.4. Культура Казахстана во второй половине XIX века
Присоединение Казахстана к России привело к тому, что с целью изучения географии, природных ресурсов, экономики, истории, этнографии сюда стали приезжать ученые, путешественники. Еще в XVIII веке, в 1769 году одну из первых экспедиций в край возглавлял П. С. Паллас. Результатом ее стал труд "Путешествие по разным провинциям Российской империи" (1773 год). В 1772 году Н. Рынков опубликовал "Дневные записки путешествия капитана Н. Рычкова в Киргиз-кайсацкие степи в 1771 году". Крупным этапом изучения Казахстана русскими стал выход в свет в 1832 году книг А. И. Левшина "Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей". Одно из центральных мест в числе представителей русской культуры, внесших неоценимый вклад в изучение края, занимает В. И. Даль, который в 1833-1841 годах, будучи чиновником по особым поручениям при Оренбургском губернаторе, изучал устное народное творчество, быт, обычаи казахов. В 1833 году во время сбора материала о пугачевском восстании в Оренбурге и Уральске побывал А. С. Пушкин.
В XIX веке среди исследователей Казахстана были ученые с мировой известностью, такие как П. П. Семенов-Тянь-Шанский (1827-19Н годы), глава Русского географического общества. Он исследовал Центральный Тянь-Шань, путешествовал по Алтаю, Семиречью, Средней Азии. Под его руководством было составлено и издано многотомное исследование "Россия. Полное географическое описание отечества". Два тома из них : "Киргизский край" и "Туркестанский край", посвящены Казахстану и Средней Азии. Здесь описаны географические условия, природные богатства, история, быт казахов. Также изучали географию, флору, фауну Казахстана, его природные ископаемые Н. А. Северцев, И. В. Мушкетов. Большой вклад в изучение края внес востоковед, тюрколог, этнограф, академик Петербургской академии В. В. Радлов (1837-1918 годы). Он изучал обычаи, обряды, фольклор народов Алтая, северных областей Казахстана, обследовал Семиречье. Его публикации "Образцы народной литературы тюркских племен" содержат казахские сказки, эпические произведения, лирику. Также известный ученый-востоковед, археолог, лингвист, академик В. В. Вельяминов-Зернов (1830-1904 годы) в книгах "Исследование о касимовских царях и царевичах", "Исторические сведения о киргиз-кайсаках" освятил многие узловые вопросы истории Казахстана. Историю края изучали А. И. Добромыслов, Н. Н. Аристов, М. Красовский и другие. Сбором данных по истории, этнографии, географии также занимались офицеры Генерального штаба, чиновники русской администрации, политические ссыльные.
В развитии культуры и общественной мысли в Казахстане во второй половине XIX века важную роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 год), в Омске (1877 год), затем подотдел в Семипалатинске, а в 1897 году - отдел в Туркестане. Они издавали сборники, где публиковались материалы по истории, этнографии, географии. В них сотрудничала казахская интеллигенция, например, членом-корреспондентом Оренбургского отделения географического общества был И. Алтынсарин, который публиковал в его сборниках свои исследования. Во второй половине XIX века в Казахстане были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали "обзоры" областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Например, в работе Семипалатинского областного статистического комитета принимал участие Абай. Изучением Казахстана занимались и другие научные организации: Общество сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. В Казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.
Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары. Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, получали азы грамотности в мусулманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были, открытая в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в них обучались русские и казахские дети. В 1825 году был открыт кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году - в Омске, они готовили военных специалистов и административных чиновников. Первая казахская светская школа была открыта в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 годах открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае. Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году. Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период они подготовили 300 учителей-казахов. Также в XIX веке были открыты сельскохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения.
Во второй половине XIX века жили и творили выдающиеся представители казахской культуры Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев. Чокан Валиханов (1835-1865 годы) родился в крепости Кушмурун, до 12 лет обучался в частной школе, в 1847 году поступил и в 1853 году окончил Сибирский Кадетский корпус в Омске в звании корнет армейской кавалерии. В 1855 году в качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта он принял участие в поездке от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. Во время этой поездки он собрал и обобщил богатый материал по истории, религии, обычаям, фольклору казахов. В 1856 году он принял участие в экспедициях от Ала-Куля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. По результатам этих путешествий он написал: "Дневник поездки на Иссык-куль", "Записки о киргизах". Он записал отрывки из знаменитого киргизского эпоса "Манас", а по результатам поездки в Кульджу - "Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа". В феврале 1857 года он был избран действительным членом Русского географического общества.
В 1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре, где собрал уникальный исторический, этнографический материал, уникальные реликвии: рукописи, грамоты, предметы искусства. Результатом этой поездки стал капитальный труд "О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)"; 1856-1861 годы - это время пребывания его в Петербурге. Он работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, Географическом обществе. Здесь он поддерживал связи с востоковедом В. В. Григорьевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, А. Н. Бекетовым, В. П. Васильевым, писателем Ф. М. Достоевским, дружба с которым продолжалась еще с Семипалатинска; он общался с поэтами А. М. Майковым, Я. П. Полонским.
Весной 1861 года он тяжело заболел и вынужден был вернуться. 10 апреля 1865 года в ауле Тезека в урочище Коген-Тоган он скончался. Ч. Валиханов оставил богатое научное наследие, в которое, помимо уже названных работ, вошли также: "Аблай", "Киргизское родословие", "Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи", "Записки о судебной реформе", "О мусульманстве в степи", "Следы шаманства у киргизов", "О кочевьях киргиз" и другие. Он оставил многочисленные зарисовки, эскизы, наброски, рисунки. Его вклад в науку заключается в том, что он значительно уменьшил белые пятна в русской и мировой науке о практически малоизученных в то время таких регионах Центральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан. Он собрал уникальный материал по истории, этнографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому развитию этих земель. Он одним из первых ввел в научный оборот такой пласт исторических источников, как казахский и кыргызский эпос, фольклор. Ему принадлежит приоритет в постановке и разрешении ряда узловых проблем истории тюркских народов, таких как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни.
В рассматриваемый период активно творил казахский просветитель, общественный деятель, педагог Ибрай Алтынсарин (1841-1889 годы). Рано потеряв отца, он воспитывался у своего деда, известного бия. войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии Балхожи Жанбурчина. Затем учился в казахской школе при Пограничной комиссии. Ибрай Алтынсарин ученый в области педагогики, этнографии, фольклористики. Он явился создателем в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений. Благодаря его стараниям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 году он был назначен инспектором школ Тургайской области. Им были написаны учебные пособия: "Киргизская хрестоматия", "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку", опубликованы отрывки из казахского эпоса "Кобланды-батыр", "Жанибек-батыр", материалы по истории "Кыпчак Сейткул", "Байулы" и другие. По этнографии в "Записках" Оренбургского отдела Русского географического общества он опубликовал статьи "Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства", "Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства". Путь к прогрессу своего народа он видел в просвещении.
Во второй половине XIX века продолжало развиваться устное народное творчество. Темами его были исторические события, героические личности, родовые отношения, любовь. Всенародное признание получили такие акыны как Шоже, Шортанбай, Суюнбай, Жамбыл, Сара и другие.
Наряду с развитием устного народного творчества развивалась и письменная казахская литература. Выдающимся ее представителем был Абай Кунанбаев (1845-1904 годы). Абай родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье старшины рода Тобыкты. Первоначальное образование получил дома, а затем в медресе. Он был знатоком обычаев, традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую классическую литературу. В 1886 году он написал стихотворение "Лето" и последующие годы жизни его прошли в поэтическом творчестве. Он перевел на казахский язык произведения М. Лермонтова, А. Пушкина. Абая называют "лицом казахского народа". Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении "Гаклия", где в виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений казахского народа.
В рассматриваемый период в Казахстане издавались газеты "Акмолинские областные ведомости", "Киргизская газета", "Оренбургский листок" и другие. 28 апреля 1870 года вышел в свет первый номер газеты "Туркестан уалаяты" на казахском и узбекском языках.
Развивалось музыкальное искусство. Всеобщее признание получили народные композиторы: Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Таттимбет Казангапов, Ыхлас Дукенов, Биржан-сал Кожагулов, Жаяу Муса Байжанов.
В изучаемое время появилось много произведений выдающихся художников о Казахстане, его природе, жителях. Это рисунки и картины Т. Г. Шевченко, в 1847-1857 годах отбывавшего здесь ссылку: "Казах на лошади", "Казахские дети - байгуши", "Казахское стойбище на Кос-Арале" и другие. Особое место занимают картины В. В. Верещагина, который в конце 60-х, начале 70-х годов посетил Туркестан и написал свою знаменитую Туркестанскую серию "В горах Алатау", "Мечеть Хазрета Ясави" и другие.
Развивалось декоративное оформление домашнего убранства, украшение жилищ, домашней утвари, одежды, других изделий из шкур, кожи, войлока, металла, дерева, камня, превращая их в произведения искусства.
Таким образом, социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века во многом было обусловлено окончательным превращением края в колонию Российской империи.
- История Казахстана (пособие для студентов) Цели и задачи курса «История Казахстана».
- Раздел I. Казахстан в древности и средневековье Тема 1. Первобытнообщинный строй на территории Казахстана
- 1.1. Исторические памятники каменного века
- Раздел I. Казахстан в древности и средневековье Тема 1. Первобытнообщинный строй на территории Казахстана
- 1.2. Эпоха бронзы
- Раздел I. Казахстан в древности и средневековье Тема 2. Племенные союзы на территории Казахстана
- 2.1. Сакский племенной союз
- 2.2. Усуни и канглы
- Раздел I. Казахстан в древности и средневековье Тема 3. Средневековые государства на территории Казахстана
- 3.1. Государства раннего средневековья - VI - X века
- 3.2. Государства х-хiii веках
- Раздел I. Казахстан в древности и средневековье Тема 4. Казахстан в период монгольских завоеваний
- 4.1. Завоевание монголами территории Казахстана
- 4.2. Последствия монгольского завоевания
- 4.3. Государства на территории Казахстана в XIV-XV веках
- Раздел II. Казахское ханство в XV-XVII века Тема 5. Образование казахского ханства
- 5.1. Исторические предпосылки образования казахской народности
- Раздел II. Казахское ханство в XV-XVII века Тема 5. Образование казахского ханства
- 5.2. Происхождение этнонима казах. Казахские жузы.
- Раздел II. Казахское ханство в XV-XVII века Тема 5. Образование казахского ханства
- 5.3. Казахское ханство в XV веке
- Раздел II. Казахское ханство в XV-XVII века Тема 6. Казахское ханство в XVI-XVII веках
- 6.1. Политическая история ханства
- Раздел II. Казахское ханство в XV-XVII века Тема 6. Казахское ханство в XVI-XVII веках
- 6.2. Социально-экономическое развитие. "Жеты-Жаргы"
- Раздел II. Казахское ханство в XV-XVII века Тема 6. Казахское ханство в XVI-XVII веках
- 6.3. Культура казахского народа
- Раздел III. Казахстан в составе Российской империи Тема 7. Начало присоединения казахских земель к России
- 7.1. Джунгарско-казахские войны
- Тема 7. Начало присоединения казахских земель к России Тема 7. Начало присоединения казахских земель к России
- 7.1. Джунгарско-казахские войны
- 7.2. Принятие русского подданства казахами Младшего жуза
- Тема 8. Национально-освободительное движение казахского народа в конце XVIII - середине XIX веков
- 8.1. Восстание в Младшем жузе под предводительством с. Датова
- Тема 8. Национально-освободительное движение казахского народа в конце XVIII - середине XIX веков
- 8.2. Уставы о Сибирских и Оренбургских казахах
- Тема 8. Национально-освободительное движение казахского народа в конце XVIII - середине XIX веков
- 8.3. Образование Букеевской Орды. Восстание под руководством и. Тайманова и м. Утемисова
- 8.4. Освободительная борьба хана Кенесары
- 8.5. Восстание сырдарьинских казахов
- Раздел III. Казахстан в составе Российской империи Тема 9. Административные реформы в Казахстане во второй половине XIX века
- 9.1. Завершение присоединения Казахстана к России
- Тема 9. Административные реформы в Казахстане во второй половине XIX века
- 9.2. Реформы 1867-1868 годов
- Тема 9. Административные реформы в Казахстане во второй половине XIX века
- 9.3. Восстания в Уральской и Тургайской областях и на Мангышлаке
- Раздел III. Казахстан в составе Российской империи Тема 10. Социально-экономическое и культурное развитие Казахстана во второй половине хiх века
- 10.1. Переселенческая политика царизма в Казахстане
- Тема 10. Социально-экономическое и культурное развитие Казахстана во второй половине хiх века
- 10.2. Развитие промышленности, торговли, городов
- Тема 10. Социально-экономическое и культурное развитие Казахстана во второй половине хiх века
- 10.3. Изменения в социальной структуре населения
- Тема 10. Социально-экономическое и культурное развитие Казахстана во второй половине хiх века
- 10.4. Культура Казахстана во второй половине XIX века
- Тема 10. Социально-экономическое и культурное развитие Казахстана во второй половине хiх века
- 10.1. Переселенческая политика царизма в Казахстане
- Тема 10. Социально-экономическое и культурное развитие Казахстана во второй половине хiх века
- 10.3. Изменения в социальной структуре населения
- Тема 10. Социально-экономическое и культурное развитие Казахстана во второй половине хiх века
- 10.4. Культура Казахстана во второй половине XIX века
- Тема 11. Казахстан в начале XX века
- 11.1. Социально-экономическое развитие Казахстана в начале XX века. Столыпинские реформы.
- Тема 11. Казахстан в начале XX века
- 11.2. Казахстан в период революции 1905-1907 годов
- Тема 11. Казахстан в начале XX века
- 11.3. Общественно-политическая деятельность национальной интеллигенции. Газета "Казах", журнал "Айкап"
- Раздел III. Казахстан в составе Российской империи Тема 12. Казахстан в начале XX века
- 12.1. Общественно-политическая деятельность национальной интеллигенции. Газета "Казах", журнал "Айкап"
- Тема 12. Национально - освободительное восстание 1916 года в Казахстане
- 12.2. Причины, характер, движущие силы восстания 1916 года
- Тема 12. Национально - освободительное восстание 1916 года в Казахстане
- 12.3. Тургайский очаг восстания под руководством а. Иманова
- Тема 13. Казахстан в период Февральской революции 1917 года
- 13.1. Политика Временного правительства в Казахстане. Двоевластие.
- 13.2. Политика Временного правительства в Казахстане. Двоевластие.
- Раздел IV. Казахстан в условиях советской системы Тема 14. Октябрьская революция 1917 года
- 14.1. Установление Советской власти в Казахстане
- Тема 14. Октябрьская революция 1917 года
- 14.2. Образование "Алаш-Орды"
- Тема 15. Гражданская война (1918-1920 годы)
- 15.1. Ход военных действии на территории Казахстана
- Тема 15. Гражданская война (1918-1920 годы)
- 15.2. Политика военного коммунизма. Образование Казахской асср
- Раздел IV. Казахстан в условиях советской системы Тема 16. Восстановление народного хозяйства (1921-1925 годы)
- 16.1. Переход к новой экономической политике (нэп). Голод 1921-1923 годов. Земельно-водная реформа
- 16.2. Национально-территориальное размежевание Средней Азии и воссоединение казахских земель
- Тема 17. Казахстан во второй половине 20-х - 30-х годах
- 17.1. Индустриализация в Казахстане
- 17.2. Коллективизация сельского хозяйства
- 17.3. Культурные преобразования
- Тема 18. Казахстан в период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы)
- 18.1. Казахстан - арсенал фронта
- 18.2. Героизм казахстанцев на фронтах войны
- Тема 19. Казахстан в послевоенные годы
- 19.1. Казахстан в 1946-1950 годах
- Тема 19. Казахстан в послевоенные годы
- 19.2. Казахстан в 1960-е годы
- Тема 20. Казахстан в 70-80-с годы
- 20.1. Противоречия социально-экономического развития Казахстана. Нарастание кризисных явлений
- 20.2. Курс на преобразования. Декабрьские события 1986 года в Казахстане, их значение.
- Раздел V. Казахстан на современном этапе Тема 21. Казахстан - суверенное государство
- 21.1. Распад ссср, образование снг и позиция Казахстана
- Раздел V. Казахстан на современном этапе Тема 21. Казахстан - суверенное государство
- 21.2. Становление суверенитета Казахстана