Проблема происхождения, заселения и этническая история аборигенов
Этногенез и ранние этапы этнической истории. Первые гипотезы о происхождении народов Австралии и Океании относятся к первой половине XIX века. Русские ученые выводили аборигенов Австралии и Океании из Индии и Африки.
В 1870-е гг. после многолетней работы в среде австралийцев выдающийся русский этнограф Н.Н.Миклухо-Маклай высказывает мнение об антропологической самостоятельности австралийцев.
В 1845 г. путешественник Э.Эйр выдвинул предположение о путях заселения Австралии с северо-западного побережья и распространение отсюда населения тремя потоками по всему материку.
В 1847 г. английский антрополог Дж.Причард высказал точку зрения о происхождении австралийцев, рассматривая их как остаток древнейшего населения Океании. В конце XIX века Дж. Мэтью высказал мысль о трех расовых компонентах, легших в основу современного населения Австралии: древнейшего (негроидного) и более позднего папуасского населения и населения родственного дравидам Индии.
Решение проблемы этногенеза австралийцев занимался также и такой яркий представитель школы «культурно-исторических кругов» как немец Фриц Грёбнер, который, продолжая идеи своих предшественников, заговорил о «культурных кругах» Австралии. На примере Австралии, а затем и Океании Грёбнер пытался показать возможность самостоятельного и параллельность развития сходных явлений в разных местах.
Для решения проблем происхождения австралийцев, меланезийцев, полинезийцев и пр. привлекается следующий круг источников:
данные палеоантропологии и антропологии
лингвистические данные
данные этнографии
данные археологии
Работа палеоантропологов началась еще в 1884 году, когда в восточной Австралии, в местности Тальгай на глубине 2-3 м. ниже уровня почвы были найдены фрагменты черепа. Благодаря анализу, сделанному учеными тальгайского мальчика можно отнести к Homo sapiens, при общей архаичности черт. Примерно такой же оказалась находка, сделанная в 20-е гг. в местечке Кохуна. Основные черты кохунского человека напоминали тальгайский тип. Находки были и в 40-е гг., когда в местечке Кейлор, неподалеку от Мельбурна были обнаружены фрагменты черепа. Этот тип палеоантропологами считается наиболее близким к современным австралийцам. Не менее интересными оказались находки и Е.Дюбуа, известного по своим находкам яванского питекантропа. Дюбуа на острове Ява, в местечке Вадьяк обнаружил два черепа, названные им «протоавстралийскими». Черты находки из Вадьяка, привели палеоантропологов к некоторым размышлениям. По сочетанию признаков они высказали предположение о сходстве этих черепов с черепами из Индокитая.
Антропологические данные позволяют нам считать, что
австралийцы не являются автохтонами
человек на территории Австралии появился не ранее позднего (верхнего) палеолита
предками современных австралийцев можно считать ископаемых гоминид (тальгайский, кохунский и вадьякский типы Homo sapiens).
Поскольку Австралия и Океания не входили в зону антропогенеза и заселялись, как показывают данные антропологии и археологии, заселение этого континента и основной массы островов проходило несколькими волнами.
Первая около 50 тыс. лет назад с Юго-Восточной Азии (их азиатские предки дравиды, веддоиды, мунда, может быть айны). Раньше всего были освоены Австралия и Новая Гвинея. Видимо в ходе одной из первых волн миграции2была заселена и Тасмания (около 30 тыс.лет назад). Эта миграционная волна затем разделилась на три потока. Люди этой волны, видимо забыли мореходные навыки. До нас известия об этой волне дошли благодаря археологическим находкам каменных орудий у г.Сиднея (45 тыс. лет назад), скелета у озера Манго (25 тыс. лет до назад). Их потомки охотники и собиратели австралийцы и тасманийцы.
Вторая волна прошла около 30 тыс. лет назад. Эта волна затронула Новую Гвинею, куда переселилось население с Юго-Восточной Азии. По археологическим данным мы обнаруживаем характерные для этого периода топоры и тесла с двухсторонним сужением. Потомки их протопапуасы Западной Гвинеи.
Третья волна – около 10 тыс. лет назад, также как и предыдущая затронула Новую Гвинею. Ареал распространения населения в ходе волн миграций в Новую Гвинею расширялся за счет близлежащих островов: архипелаг Бисмарка, Новая Каледония. Эта волна известна по полированным топорам и теслам с линзовидным поперечным сечением. Потомки этой и второй волны – сегодняшние неопапуасы Восточной Гвинеи.
Четвертая волна затронула Океанию около 5 тыс. лет назад. Переселенцами этой волны были южно-монголоидных австронезийцы, которые частью смешалась с первыми папуасами и образовался новый этнический конгломерат – меланезийцы, частью осела на архипелаге Бисмарка характерны навыки к северу от Новой Гвинеи и создали там восточно-океанийскую общность, для которой были подсечно-огневого земледелия, свиноводства и гончарства, применение четырехгранных топоров, а в антропологическом отношении они являлись представителями смешанного полинезийского антропологического типа. Оттуда восточные океанийцы стали расселяться по Полинезии в I веке от Р.Х., а к XII веку от Р.Х. заселили Новую Зеландию. Микронезия заселялась в новую эру частично с протоокеанийской общностью, частично полинезийцами, частично филиппинцами, т.е. смесь малайско-полинезийских, протоокеанийских, смешанных протопапуасами. В антропологическом отношении также смесь австролоидной и южномонголоидной рас.
В свете данных о заселении континента необходимо решить вопрос о причинах отсталости племен, населяющих острова Океании и Австралию. Сегодня ученые приходят к выводу, что отсталость народов Австралии и Океании может быть объяснена географическим положением этой части света, отдаленностью от важнейших центров мировой цивилизации, территориальной раздробленностью региона, не вполне благоприятными (в ряде мест) природными условиями, ограниченностью природных ресурсов. Трудность освоения австралийского материка и Тасмании усугублялась тем, что пришедшие туда десятки тысяч лет назад группы переселенцев находились еще на весьма низком уровне социально-экономического развития. На большинство же островов Океании (кроме Новой Гвинеи) люди попали значительно позже; они стояли уже на гораздо более высокой ступени развития, и это позволило им легче справиться с трудностями освоения новой территории.
В научной литературе еще в 1950-70-е гг. разгорелись споры относительно происхождения полинезийцев. И здесь выступили сторонники трех основных направлений
Полинезийцы происходили непосредственно из Юго-Восточной Азии (наиболее ярким её сторонником был Питер Бак (Те Ранги Хироа). Основанием этой концепции стали лингвистические параллели в языках народов Индонезии и народов островов Полинезии, а также схожестью фауны этих двух регионов.
Родиной полинезийцев является Южная Америка, район нынешнего государства Перу. Эта гипотеза нашла свое отражение в работах известнейшего норвежского исследователя Тура Хейердала. По его мнению, основной комплекс элементов материальной и духовной культуры полинезийцев восходит к культурным особенностям аборигенов Южной Америки (район нынешнего Перу).
По мнению российского этнографа проф. П.И. Пучкова, в отношении этих двух точек зрения можно сказать лишь одно, что «полинезийцы стали полинезийцами лишь в самой Полинезии» и в равной степени необходимо признать как основные положения концепции Тура Хейердала, так и положения Те Ранги Хироа и их единомышленников.
Начало II тысячелетия стало также периодом заселения Западной Меланезии (Марианских островов и островов Палау) из Индонезии или с Филиппин.
Ранние контакты с неевропейцами. До прибытия европейцев на австралийский континент аборигены активно вступали в контакты с пришельцами из Азии. Свидетельством этому может служить факт обнаружения в 1879 году статуи бога Чжоу Лао из нефрита, ушедшей на значительную глубину под землю между корнями также чуждого для австралийцев баньянового дерева. Датируют эту статую XIV веком от Р.Х.. Сегодня остается не ясным, было это влиянием индонезийской или китайской культуры. Немецкий исследователь Фредерик Роуз предполагает, что и до индонезийцев (макасаров) эту территорию посещали т.н. баджини, по происхождению они могли быть или китайцами, или баянами (бродячими малайскими рыбаками). Отличительной особенностью культуры баджини в отличие от поздних макасаров было приготовление в пищу трепангов (морских огурцов), которыми они также активно торговали. Кроме этого в культуре баджини присутствовали такие элементы как ручной ткацкий станок, металлические инструменты, керамика, лодки-однодеревки, а также начинается строительство домов. Безусловно, что такие экспедиции за трепангами оказали влияние на культуру аборигенов Австралии и способствовали хозяйственной активности.
Одним из проявлений воздействия индонезийцев стало изменение духовной культуры и элементов искусства аборигенов. Так, в частности, распространение получает объемная скульптура, которая ранее была не известна.
Еще одним примером взаимодействия между аборигенами Австралии и Индонезии, может быть тот факт, что значительное количество аборигенов нанимались на суда пришельцев и таким образом попадали на долгое время на острова Сулавеси, Ару, Тимор, Лаут и в другие части Малайского архипелага.
Подобного рода влияние затронуло только Северные районы Австралийского континента.
Проникновение европейцев в Австралию и Океанию и эпоха колонизации. Впервые европейцы появились в Тихом океане в далеком 1519 году, когда Фернан Магеллан португалец, находящийся на испанской службе отправился на поиски западного морского пути в Индию. Плывя на северо-запад, он прошел между островами Полинезии и Гавайскими островами и прибыл к острову Гуам (один из Марианских островов). В 1526 г. португальцем Георгом де Менезесом была открыта Новая Гвинея.
В 1605 году Австралию открыл для Европы голландец Виллем Янц (Янсзон), который на парусном судне «Дейфкен», проплывая мимо Торресова пролива (открытого немного позже испанским мореплавателем Луисом де Торресом) направился вдоль западного берега и достиг полуострова Кейп-Йорк, таким образом, оказалась подтвержденной гипотеза о существовании в южном полушарии огромного материка, который носил название «Terra Australis» (в букв. переводе «Южная Земля»). Историки предполагают, что, возможно, осуществлялись плавания до берегов Австралии испанцами и португальцами и до этого, но письменных свидетельств об этих плаваниях не сохранилось. Голландские мореплаватели нарекли вновь открытый материк Новой Голландией. После этого открытия на долгие годы о новой земле забыли. В сферу интересов индонезийцев Австралия долгое время не входила, поскольку берега Австралии им казались бесплодными и не пригодными для ведения хозяйства.
Весь XVII век продолжаются открытия новых мест на карте Австралии и Тасмании. 1611 г. – голландский капитан Хендрик Броувер открывает западный берег Австралии. 1642 г. – Абель Янсзон Тасман, спасаясь от кредиторов, начинает свое знаменитое плавание, спровоцированное Нидерландской Ост-Индией. Уже 24 ноября Тасман увидел берега Земли Ван Димена, которая в последствии получила названия Тасмания. Последней экспедицией в XVII веке к берегам Австралии и Тасмании была экспедиция английского пирата Уильяма Дампира.
XVIII век для европейских покорителей Австралии начался только в 1768 году, с начала плавания к берегам Австралии Джемса Кука, исследовавшего восточный берег Австралии и доказавшего, что Новая Гвинея и Новая Зеландия, самостоятельные острова, а также нанесшего контуры материка на географические карты.
Одним из наиболее важных обстоятельств колонизации континента можно назвать стремление церкви к массовой христианизации.
Англичане называли материк Новая Голландия, а юго-восток Новый Южный Уэльс, только в 1814 г. англичанин Флиндерс предложил называть материк Австралия на испанский манер.
В 1788 г. был основан порт Джексон (Сидней), куда высадили партию английских ссыльных и каторжников из 850 человек. Таким образом, Австралия превратилось в место каторжных работ и именно с этого периода времени начинается процесс обрабатывания земли ссыльными и каторжанами.
Одним из основных притоков населения, начиная начала XIX века, становится «добровольная иммиграция». Иммигранты получали право распоряжение бесплатными рабочими руками ссыльных.
XIX век открылся для Австралии неимоверным притоком иммигрантов, которых тянули сюда успехи разведения овец. Австралия превращается в мощный сырьевой придаток великой империи Англии.
Уже с 40-х гг. начинается период непрерывных экспедиций во внутренние районы Австралии. Это были экспедиции Кеннеди 1847 года по отысканию пути к полуострову Йорк, Грегори 1855 года по течению р.Виктория, несколько экспедиций Стюарта, который пересек Австралию с юга на север и некоторые другие.
Из-за возросшей потребности в рабочей силе, правительство не смогло обходиться руками ссыльных и поэтому с 1829 г. появляется теория, которую правительство пыталось реализовать, теория «систематической колонизации» (Э.Г. Уэкфильд), суть которой сводилась к продаже земли в колониях Англии. С XIX века получают распространение выступления аборигенов против колонизаторов, вылившиеся уже XX веке в массовое движение за права и свободы.
1 января 1901 г. произошло объединение шести колоний, образовавших штаты в составе Австралийского союза, а лишь 27 мая 1967 г. аборигены получили на референдуме равные права с остальным населением Союза.
Влияние европейской колонизации на этнические процессы в Австралии и Океании отразилось почти на всех сторонах жизни аборигенов. Аборигенная культура океанийских народов либо была полностью разрушена, либо полностью пришла в упадок. Одной из самых трагических страниц истории Австралии и Тасмания стало истребление тасманийцев. В 1869 году на берегу Устричной бухты, около Хобарта, умер Уилльм Лэнни, последний тасманиец, а в 1876 году в возрасте около 70 лет умерла Труганини, последняя тасманийка. Сегодня выяснено, что последней тасманийкой была Фанни Смит, скончавшаяся в 1905 году, но она, видимо, не являлась чистокровной тасманийкой. Так сошел в могилу целый народ, культура и история которого до сих пор волнует умы ученых.
Депопуляция коренного населения Австралии и Океании была вызвана целым рядом причин: распространение новых болезней, вражда между представителями разных племен, продажи значительного количества огнестрельного оружия аборигенным вождям и многое другое. Часть аборигенов погибла в ходе сопротивления европейской колонизации.
Сегодня значительная часть австралийцев сохраняет самобытную культуру. В период на рубеже 1960-х и 1970-х гг. наметился интересный процесс возвращения аборигенов с «правительственных станций» и поселений, созданных христианскими миссиями на ранее обитаемые земли и создание на них «внешних поселений». Это процесс своего рода возрождения традиционной культуры и возвращения к охоте, собирательству, рыболовству, но это возрождение проходило с внедрением черт технологической современной цивилизации в традиционную культуру. Жители «правительственных станций» и других поселений почти полностью утратили свою культуру и язык.
Англоавстралийцы. Как нация они сформировались в начале XX века (после 1901 г.), после того как были объединены все австралийские колонии Великобритании и новая страна получила статус доминиона.
Одним из основных компонентов англоавстралийцев были потомки переселенцев, начиная с XVIII века из Англии, Шотландии, Ирландии. Европейское происхождение этой группы населения отразилось в религиозной сфере, поскольку основная часть выходцев с европейского континента придерживаются англиканства, католицизма и т.д.
В целом же по культурному облику англоавстралийцы во многом схожи с жителями Британских островов.
Более 4/5 англоавстралийцев живут в городах.
- Глава IV Народы Австралии и Океании
- Литература
- Австралия и Океания сегодня
- Историко-культурное районирование
- Антропологическая классификация
- Этнолингвистическая классификация
- Основные проблемы истории и этнографии
- Проблема происхождения, заселения и этническая история аборигенов
- Хозяйство и материальная культура
- Социальная организация
- Религиозные верования, обычаи, обряды и народные знания
- Географическая характеристика