Тема 3. Формирование полиса в Аттике.
Общие сведения.
Афины как ремесленно-аграрный полис.
Запись права Драконтом - первый шаг к ослаблению родовых традиций и влияния
аристократической знати.
Законы Солона- ослабление экономического господства родовой знати.
Формирование основ афинской демократии.
Тирания в Афинах и ее важное значение для развития Афин.
Законодательство Клисфена - ослабление политического влияния родовой знати. Дальнейшее развитие афинской демократии.
Общие сведения. Природно-географические условия развития Аттики. Население.
Объединение вокруг Афин родовых общин (синойкизм). Греческие предания об основании Афин. Учреждение общеродового культа Афины- покровительницы города
и религиозного праздника Панафинеи. Древние традиции знатных родов Аттики.
Афины как ремесленно-аграрный полис.
Возникновение раннеклассовых отношений и государственности. Разложение родового строя. Сохранение родоплеменной структуры общества: филы, фратрии, роды и патриахальные семьи - ойкосы. Общинно-частная собственность на землю. Возникновение новой политической структуры-государства. Слабая царская власть басилея с теократической формой правления. Политическое преобладание ареопага-бывшего совета старейшин, состоящего из знатных родов-эвпатридов. Отмена царской власти и установление олигархической республики. Выборная система правления. Утверждение института архонтов. Зависимость архонтов от ареопага. Второстепенное значение народного собрания (экклесия).
Социально-экономическое развитие. Подъем ремесленного производства в Аттике. Рост афинского экспорта в VI в. до н.э. Укрепление торгово- ремесленных слоев. Их борьба с земледельческой знатью. Дальнейший рост имущественной и профессиональной дифференциации афинского общества. Выделение трех социальных групп. Родовая знать -- эвпатриды. Основная масса населения-земледельцы-геоморы Ремесленники-демиурги.
Чужеземное население Афин: свободные люди- метеки и рабы. Патриархальный характер рабства. Решение проблемы аграрного кризиса и роста населения в Аттике. Наступление аристократии на демос. Постепенный захват земель геоморов и их порабощение. Развитие долгового рабства.
Запись права Драконтом - первый шаг к ослаблению родовых традиций и влияния аристократической знати. Обострение социальной борьбы. Запись действующего права, восходящего к древним временам. Включение в законодательство ряд новых существенных законов, которые отражали новую социально-экономическую ситуацию.
Отмена древнего права кровной мести. Введение новых правил судопроизводства и меры наказания. Оформление права частной собственности.
Законы Солона- ослабление экономического господства родовой знати. Формирование основ афинской демократии. Социально-экономические и политические реформы. Отмена долгового рабства. Укрепление основ гражданского общества. Введение имущественного ценза на всех свободных людей населения Аттики изменения в военно- политической структуре. Повышение роли народного собрания и превращение его в важный государственный орган с законодательными полномочиями. Ограничение функций ареопага - учреждение Совета 400 (буле), который руководил подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании и создание нового государственного органа -коллегий судей (гелиея). Гелиея - самый демократический государственный орган политических нововведений Солона. Создание гарантий социально-политических прав афинских граждан.
Тирания в Афинах и ее важное значение для развития Афин. Захват власти в Афинах Писистратом. Внутренняя и внешняя политика Писистрата. Связи с Лидией и Египтом. Рост влияния Афин и превращение его в один из крупнейших городов Эллады. Развитие ремесла, морской торговли. Важные мероприятия Писистрата в области культуры. Падение тирании в Афинах и его причины. Приход к власти Клисфена.
Законодательство Клисфена - ослабление политического влияния родовой знати. Дальнейшее развитие афинской демократии. Значение введения нового административного деления Аттики на территориальном принципе в целях ослабления политического господства родовой знати. Включение в число афинских граждан метеков и отпущенников, которые ранее не имели права владеть землёй. Учреждение нового Совета 500. Расширение компетенции нового Совета и превращение его в исполнительный орган государства. Введение новых выборных должностей подотчетных
только Народному собранию, Совету (буле) и коллегии судей (гелиея). Падение политического престижа архонтов и ареопага. Утверждение Народного собрания,
как законодательного органа государства. Участие в государственных органах управления
широких слоёв гражданского населения.
- Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования Московской области Московский государственный областной педагогический институт
- В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «История» код «032600»
- Содержание:
- Пояснительная записка
- 2. Учебная программа курса «История первобытного общества»
- 3. Учебно-тематический план дисциплины «История первобытного общества» Для очной формы обучения
- I семестр.
- 4. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- 5. Учебно-методический материал
- Тема 1. Происхождение человека.
- Тема 2 эволюция человека.
- Раздел II. Этапы истории первобытного общества.
- Тема 1. Становление первобытного общества. Эпоха праобщины.
- Тема 2. Эпоха расцвета Первобытного общества
- Тема 3 Разложение первобытного общества.
- Содержание самостоятельной работы
- Методические разработки практических занятий (задания к семинарским занятиям) «История первобытного общества»
- Тема 1. Происхождение человека.
- Тема 2. Этапы истории первобытного общества.
- Тема 3. Разложение первобытного общества.
- 6. Примерные вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «История первобытного общества».
- 8. Методические рекомендации к написанию выпускных
- 9. Список рекомендуемой литературы :
- 10 Глоссарий (терминологический словарь).
- 11. Фонд контрольных заданий по курсу «История первобытного общества»:
- 12. Дополнительные информационные ресурсы по дисциплине «История первобытного общества»
- 1.Учебные (тексты лекций, печатное издание учебной программы и планов занятий курса):
- В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «История» код «032600»
- Пояснительная записка
- 3.Учебно-тематический план дисциплины
- 4.Методические рекомендации по изучению дисциплины.
- 5.Учебно-методические материалы
- Раздел I. История древнего Египта
- Тема 1. Природа и население, источники и историография древнего Египта.
- Тема 2. Раннее и Древнее царства Египта. III тыс. До н. Э.
- Тема 3. Среднее царство древнего Египта.
- Тема 4. Великая держава Нового царства.
- Тема 5. Позднее царство древнего Египта. ( Страна под властью иноземцев).
- Тема 6. Культура древнего Египта.
- Раздел II. История древней Передней Азии
- Тема 1. География, население, источники и историография древней Месопотамии.
- Тема 2. Месопотамия в III тыс. До н.Э.
- Тема 3. Месопотамия во II тыс. До н.Э.
- Тема 4. Месопотамия в I тыс. До н.Э.
- Тема 5. Культура древней Месопотамии.
- Раздел III. Малая Азия и Закавказье в древности.
- Тема 1. Страна и население Малой Азии, источники изучения.
- Тема 2. Хеттское царство.
- Тема 3. Государства на западе Малой Азии во II-I тыс. До н.Э.
- Тема 4. Ванское царство (Урарту) в Закавказье.
- Раздел IV. Восточное Средиземноморье в III-I тыс. До н.Э.
- Тема 1. Сирия, Финикия и Палестина в III-I тыс. До н.Э.
- Тема 2. Карфаген в IX-III в. В. До н.Э. От финикийской колонны до великой державы. Основание Карфагена и превращение его в центр финикийских колоний Западного
- Раздел V. Иран и Средняя Азия в древности.
- Тема 1. Природа, население, источники изучения, историография.
- Тема 2. Элам – древнейшее государство на территории Ирана.
- Тема 3. Ирано-язычные племена в Иране в конце II начале I тыс. До н.Э. – Мидия и Персия. Проникновение ирано-язычных племен в Иранское нагорье в конце II тыс. До н.Э.
- Тема 5. Средняя Азия в I тыс. До н.Э. Образование государств.
- Раздел VI. Южная Азия в древности – Древняя Индия.
- Тема 1. Природа и население Южной Азии, источники, историография.
- Тема 2. Первые государственные образования в Индии в III-II тыс. До н.Э. В долине Инда
- Тема 3. «Ведический период». Индоарийцы в Индии. Конец II – первая пол I тыс. До н.Э.
- Тема 4 Древняя Индия во второй половине I тыс. До н. Э.- первых
- Образование и распад Всеиндийского государства. Индия в эпоху Маурьев.
- Тема 5. Культура древней Индии.
- Раздел VII. Восточная Азия в древности. Древний Китай.
- Тема 1. Природа, население, источники изучения древнего Китая.
- Тема 2. Возникновение первых государственных образований в Китае. Шан-Инь
- Тема 3. Древний Китай в VIII-III в. В. До н.Э. Эпоха политической
- Тема 4. Первое централизованное государство в древнем Китае - империя Цинь. Имперский период в древнем Китае. Расцвет рабовладельческого общества.
- Тема 5. Империя Хань в II в. До н.Э. – III в. Н.Э.
- Тема 6. Культура древнего Китая.
- Античные цивилизации
- Введение.
- Раздел I. История Греции II тыс. До н.Э. Крит и Ахейская Греция во II тыс. До н.Э.
- Тема 1. Первая цивилизация в Европе на острове Крит.
- Тема 2. Ахейские государства в Балканской Греции II тыс. До н.Э.
- Раздел II. Греция XI-IX в.В. До н.Э. Гомеровский (предполисный) период.
- Раздел III. Архаическая Греция VIII-VI в.В. До н.Э.
- Тема 1.Великая греческая цивилизация. Начало формирования
- Тема 2. Пелопоннес в VIII-VI в. В. До н.Э.
- Тема 3. Формирование полиса в Аттике.
- Тема 4. Полисы других областей Греции.
- Раздел IV. Классическая Греция V-IV в.В. До н.Э.
- Тема 1. Греко-персидские войны и их влияние на развитие Греции.
- Тема 2. Экономика и социальная структура Греции в V-IV в.В. До н.Э
- Тема 3. Афинская демократия и Спартанская Олигархия как политические системы в V в. До н.Э.
- Тема 4. Пелопоннесская война.
- Тема 5. Кризис полисной системы Греции в первой пол. IV в. До н.Э.
- Тема 6. Установление македонской гегемонии в Греции.
- Раздел V. Греция в эллинистическую эпоху.
- Тема 1. Завоевания Александра Македонского и эллинистические государства
- Тема 2. Положение полисов Греции в III-II в.В. До н.Э.
- Раздел I. Древнейший период истории Рима.
- Тема 1. Первые цивилизации в Италии VIII-VI в.В. До н.Э.
- Тема 2. Рим в царский период. Возникновение римской гражданской
- Раздел 2. Раннереспубликанский период древнего Рима. VI –III вв. До н.Э.
- Тема 1. Экономическое и социально- политическое развитие Рима и Италии
- Тема 2. Завоевание Римом Италии.
- Раздел 3. Поздняя Римская Республика. (сер.III- конец I в.В. До н. Э.)
- Тема 1. Борьба Рима с Карфагеном за преобладание в Западном Средиземноморье.
- Тема 2. Экспансия Рима в Восточном и Западном Средиземноморье и
- Тема 3. Экономика и социальная структура в период Поздней Римской
- Тема 4. Кризис республики с образованием Римской державы в конце
- Раздел 4. Эпоха ранней Римской империи.
- Тема 1. Система принципата в период правления Октавиана Августа.
- Тема 2. Социально-экономические отношения в римской империи в I-II веках.
- Тема 3. Укрепление и развитие системы принципата
- Раздел 5. Кризис Римской рабовладельческой империи в III в. Н. Э.
- Раздел 6. Поздняя Римская империя.
- Тема 1. Римское общество и государство в IV-V в. В. Система доминанта. (римский абсолютизм).
- Тема 2. Падение Римской империи.
- Уровни освоения учебного материала(«знать»,«уметь», «владеть»).
- Тема 1. Становление и развитие централизованного государства в Древнем Египте.
- Тема 2. Культура Древнего Египта.
- Тема 3.Возникновение и развитие древних государств Месопотамии.
- Тема 4. Культура народов Древней Месопотамии.
- Тема 5. Царства Хеттское и Урарту.
- Тема 6. Восточное Средиземноморье в древности
- Тема7. Культура народов Средиземноморья.
- Тема 8. Иран и Средняя Азия в древности.
- Тема 9. Древняя Индия.
- Тема 10. Культура Древней Индии.
- 3.Научные знания.
- Тема 10. Древний Китай.
- Тема 11.Культура Древнего Китая.
- Тема1. Крито-микенский мир. Вторая половина III-II тыс. До н.Э.
- Тема 2. Дорийское завоевание и упадок государства. Гомеровский период.
- Тема 3. Греция в архаическую эпоху. Начало формирования полисных государств
- Тема 4. Пелопоннес в VIII-VI в.В. До н.Э.
- Тема 9. Греция в эллинистический период.
- Тема 10.Завоевательные походы Александра Македонского.
- Тема 1. Возникновение первых государств в Средней Италии. Царский период
- Тема 2. Рим в период республики.
- Тема 3. История Римских завоеваний.
- Тема 4. Гражданские войны в поздний период Римской республики.
- Тема 5. Формирование монархического государства-империи в древнем Риме.
- Тема 6. Кризис рабовладельческой системы Поздней Римской Империи.
- Тема 7. Возникновение и первые этапы развития христианства.
- 6. Примерные вопросы для подготовки к экзамену по
- 7. Методические рекомендации по написанию контрольных работ (рефераты для заочников), рефератов, курсовых.
- 8. Методические рекомендации к написанию выпускных
- 9. Список рекомендуемой литературы :
- 10. Глоссарий.
- 11. Фонд контрольных заданий .
- 12. Дополнительные информационные ресурсы
- 1.Информационно-справочные (карты, атласы, контурные карты, словари, энциклопедии, посещение музеев).