Тема 3. Древний Китай в VIII-III в. В. До н.Э. Эпоха политической
раздробленности. (периоды « Лэ го» « Джань го»).
Период «Ле го» («Множество царств»).VIII-V в.в. до н.э.
Наступление периода «Чжань го» ( «Воюющие царства»). V-III в. в. до н.э.
(Предимперский период).
Период «Ле го» («Множество царств»).VIII-V в.в. до н.э.
Политическая история: борьба за гегемонию между царствами древнего Китая.
Начало летописи «Чуньцю». ( «Весны и осени»). Северные (Срединные) царства Китая -Вэй, Сун,Чжэн, Лу, Восточное Чжоу и др. Появление у наиболее могущественных в военном отношении правителей отдельных царств новой престижной функции- военной защиты чжоуского вана как верховного религиозного главы Поднебесной- «Сына Неба».Политическое противостояние южных царств среднего и нижнего течения Янцзы (царства Чу,У и Юэ) северным государствам бассейна Хуанхэ .
Общественный строй периода « Ле го»: основные источники; дальнейшее развитие разделения труда,вызванное техническим прогрессом - специализация ремесла,расширение производства бронзовых орудий труда,появление новых типов
оружия (щиты,броня,бронзовые мечи);
система землевладения и землепользования: практика земельных пожалований за службу,разложение территориально-общинной собственности на землю и наследственное
закрепление ее за отдельными семьями, изменение системы изьятия государством прибавочного продукта у основной массы непосредственных производителей-отказ
от системы обработки общиной определенной части полей в пользу царя и замене ее
системой зернового налога,исчисляемого с общинного поля (единообразный поземельный налог); появление тенденции превращения имений, первоначально выданных под условием службы, в частную собственность; новые взаимоотношения государственного (царского) сектора хозяйства с общинно-частным сектором (свободные общинники-опора правителя в борьбе с могущественной знатью (чжухоу ) и их активное коллективное вмешательство в дела внутренней и внешней политики царств;
усиление классового расслоения общинников (добровольный самозаклад за долги), дальнейшее развитие института рабства - использование рабского труда в государственном и частном секторе, источники рабства (пленники,приговоренные к суду), появление в источниках «классического» термина для обозначения раба-
ну
Наступление периода «Чжань го» ( «Воюющие царства»). V-III в. в. до н.э.
(Предимперский период)
Преобразование ландшафта Северного Китая в середине I тыс. до н.э.и изменение его природных условий. Необходимость применения искусственного орошения.Начало Железного века в Китае:широкое освоение техники обработки железа. Рост населения, массовое освоение новых земель. Организация ирригационного пахотного земледелия. Прогресс ремесленной техники. Рост городов - торгово-ремесленных центров.
Развитие товарно-денежных отношений. Введение металлической монеты. Археологичес-кие данные о монетных дворах в Северном Китае в IV-III в .в. до н.э.
Изменение системы землевладения: повсеместный переход на всеобщий поземельный (зерновой) налог, уплачиваемый не общиной , а отдельной семьей; разрешение свободной скупки земли, широкое распространение частной собственности на землю и ростовщичества; развитие «классического» рабства- создание крупных частных хозяйств-специализированных сельскохозяйственных и особенно ремесленных, тесно связанных с рынком и основанных на рабском труде; усиление имущественного расслоения внутри общины (разорение и закабаление семей общинников - долговое рабство,поденщичество,круговая порука всей общины при совершении преступления одним из ее членов). Широкое применение рабского труда в различных сферах хозяйства.
Изменения в социально-политической структуре общества: введение писаного государственного законодательства взамен устного обычного права; формирование нового социального слоя шан жэнь – «торгового люда» и превращение их в богатую и влиятельную прослойку общества, которая начинает вытеснять наследственную аристократию из государственного аппарата. Упадок военно-политического престижа наследственной аристократии (изменение военной организации царств - замена колесничных войск конницей). Появление тенденций централизации управления, вызванная экономической необходимостью регулирования ирригационной системой.
Процесс этнической консолидации древних китайцев и социально-экономические
предпосылки обьединения древнекитайских царств.
Усиление военного соперничества между царствами в борьбе за обьединение в единое государство и их причины. Возвышение княжества Цинь и проведение важных реформ,
способствующих его военному, экономическому и политическому укреплению (реформы
Шан Яна). Захватническая политика царства Цинь.
Идеологическая борьба в Китае в VI-III в.в. до н.э. Возникновение философских учений и школ. Учение Конфуция, даосизм, моизм и легизм (фацзя).
.
- Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования Московской области Московский государственный областной педагогический институт
- В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «История» код «032600»
- Содержание:
- Пояснительная записка
- 2. Учебная программа курса «История первобытного общества»
- 3. Учебно-тематический план дисциплины «История первобытного общества» Для очной формы обучения
- I семестр.
- 4. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- 5. Учебно-методический материал
- Тема 1. Происхождение человека.
- Тема 2 эволюция человека.
- Раздел II. Этапы истории первобытного общества.
- Тема 1. Становление первобытного общества. Эпоха праобщины.
- Тема 2. Эпоха расцвета Первобытного общества
- Тема 3 Разложение первобытного общества.
- Содержание самостоятельной работы
- Методические разработки практических занятий (задания к семинарским занятиям) «История первобытного общества»
- Тема 1. Происхождение человека.
- Тема 2. Этапы истории первобытного общества.
- Тема 3. Разложение первобытного общества.
- 6. Примерные вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «История первобытного общества».
- 8. Методические рекомендации к написанию выпускных
- 9. Список рекомендуемой литературы :
- 10 Глоссарий (терминологический словарь).
- 11. Фонд контрольных заданий по курсу «История первобытного общества»:
- 12. Дополнительные информационные ресурсы по дисциплине «История первобытного общества»
- 1.Учебные (тексты лекций, печатное издание учебной программы и планов занятий курса):
- В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «История» код «032600»
- Пояснительная записка
- 3.Учебно-тематический план дисциплины
- 4.Методические рекомендации по изучению дисциплины.
- 5.Учебно-методические материалы
- Раздел I. История древнего Египта
- Тема 1. Природа и население, источники и историография древнего Египта.
- Тема 2. Раннее и Древнее царства Египта. III тыс. До н. Э.
- Тема 3. Среднее царство древнего Египта.
- Тема 4. Великая держава Нового царства.
- Тема 5. Позднее царство древнего Египта. ( Страна под властью иноземцев).
- Тема 6. Культура древнего Египта.
- Раздел II. История древней Передней Азии
- Тема 1. География, население, источники и историография древней Месопотамии.
- Тема 2. Месопотамия в III тыс. До н.Э.
- Тема 3. Месопотамия во II тыс. До н.Э.
- Тема 4. Месопотамия в I тыс. До н.Э.
- Тема 5. Культура древней Месопотамии.
- Раздел III. Малая Азия и Закавказье в древности.
- Тема 1. Страна и население Малой Азии, источники изучения.
- Тема 2. Хеттское царство.
- Тема 3. Государства на западе Малой Азии во II-I тыс. До н.Э.
- Тема 4. Ванское царство (Урарту) в Закавказье.
- Раздел IV. Восточное Средиземноморье в III-I тыс. До н.Э.
- Тема 1. Сирия, Финикия и Палестина в III-I тыс. До н.Э.
- Тема 2. Карфаген в IX-III в. В. До н.Э. От финикийской колонны до великой державы. Основание Карфагена и превращение его в центр финикийских колоний Западного
- Раздел V. Иран и Средняя Азия в древности.
- Тема 1. Природа, население, источники изучения, историография.
- Тема 2. Элам – древнейшее государство на территории Ирана.
- Тема 3. Ирано-язычные племена в Иране в конце II начале I тыс. До н.Э. – Мидия и Персия. Проникновение ирано-язычных племен в Иранское нагорье в конце II тыс. До н.Э.
- Тема 5. Средняя Азия в I тыс. До н.Э. Образование государств.
- Раздел VI. Южная Азия в древности – Древняя Индия.
- Тема 1. Природа и население Южной Азии, источники, историография.
- Тема 2. Первые государственные образования в Индии в III-II тыс. До н.Э. В долине Инда
- Тема 3. «Ведический период». Индоарийцы в Индии. Конец II – первая пол I тыс. До н.Э.
- Тема 4 Древняя Индия во второй половине I тыс. До н. Э.- первых
- Образование и распад Всеиндийского государства. Индия в эпоху Маурьев.
- Тема 5. Культура древней Индии.
- Раздел VII. Восточная Азия в древности. Древний Китай.
- Тема 1. Природа, население, источники изучения древнего Китая.
- Тема 2. Возникновение первых государственных образований в Китае. Шан-Инь
- Тема 3. Древний Китай в VIII-III в. В. До н.Э. Эпоха политической
- Тема 4. Первое централизованное государство в древнем Китае - империя Цинь. Имперский период в древнем Китае. Расцвет рабовладельческого общества.
- Тема 5. Империя Хань в II в. До н.Э. – III в. Н.Э.
- Тема 6. Культура древнего Китая.
- Античные цивилизации
- Введение.
- Раздел I. История Греции II тыс. До н.Э. Крит и Ахейская Греция во II тыс. До н.Э.
- Тема 1. Первая цивилизация в Европе на острове Крит.
- Тема 2. Ахейские государства в Балканской Греции II тыс. До н.Э.
- Раздел II. Греция XI-IX в.В. До н.Э. Гомеровский (предполисный) период.
- Раздел III. Архаическая Греция VIII-VI в.В. До н.Э.
- Тема 1.Великая греческая цивилизация. Начало формирования
- Тема 2. Пелопоннес в VIII-VI в. В. До н.Э.
- Тема 3. Формирование полиса в Аттике.
- Тема 4. Полисы других областей Греции.
- Раздел IV. Классическая Греция V-IV в.В. До н.Э.
- Тема 1. Греко-персидские войны и их влияние на развитие Греции.
- Тема 2. Экономика и социальная структура Греции в V-IV в.В. До н.Э
- Тема 3. Афинская демократия и Спартанская Олигархия как политические системы в V в. До н.Э.
- Тема 4. Пелопоннесская война.
- Тема 5. Кризис полисной системы Греции в первой пол. IV в. До н.Э.
- Тема 6. Установление македонской гегемонии в Греции.
- Раздел V. Греция в эллинистическую эпоху.
- Тема 1. Завоевания Александра Македонского и эллинистические государства
- Тема 2. Положение полисов Греции в III-II в.В. До н.Э.
- Раздел I. Древнейший период истории Рима.
- Тема 1. Первые цивилизации в Италии VIII-VI в.В. До н.Э.
- Тема 2. Рим в царский период. Возникновение римской гражданской
- Раздел 2. Раннереспубликанский период древнего Рима. VI –III вв. До н.Э.
- Тема 1. Экономическое и социально- политическое развитие Рима и Италии
- Тема 2. Завоевание Римом Италии.
- Раздел 3. Поздняя Римская Республика. (сер.III- конец I в.В. До н. Э.)
- Тема 1. Борьба Рима с Карфагеном за преобладание в Западном Средиземноморье.
- Тема 2. Экспансия Рима в Восточном и Западном Средиземноморье и
- Тема 3. Экономика и социальная структура в период Поздней Римской
- Тема 4. Кризис республики с образованием Римской державы в конце
- Раздел 4. Эпоха ранней Римской империи.
- Тема 1. Система принципата в период правления Октавиана Августа.
- Тема 2. Социально-экономические отношения в римской империи в I-II веках.
- Тема 3. Укрепление и развитие системы принципата
- Раздел 5. Кризис Римской рабовладельческой империи в III в. Н. Э.
- Раздел 6. Поздняя Римская империя.
- Тема 1. Римское общество и государство в IV-V в. В. Система доминанта. (римский абсолютизм).
- Тема 2. Падение Римской империи.
- Уровни освоения учебного материала(«знать»,«уметь», «владеть»).
- Тема 1. Становление и развитие централизованного государства в Древнем Египте.
- Тема 2. Культура Древнего Египта.
- Тема 3.Возникновение и развитие древних государств Месопотамии.
- Тема 4. Культура народов Древней Месопотамии.
- Тема 5. Царства Хеттское и Урарту.
- Тема 6. Восточное Средиземноморье в древности
- Тема7. Культура народов Средиземноморья.
- Тема 8. Иран и Средняя Азия в древности.
- Тема 9. Древняя Индия.
- Тема 10. Культура Древней Индии.
- 3.Научные знания.
- Тема 10. Древний Китай.
- Тема 11.Культура Древнего Китая.
- Тема1. Крито-микенский мир. Вторая половина III-II тыс. До н.Э.
- Тема 2. Дорийское завоевание и упадок государства. Гомеровский период.
- Тема 3. Греция в архаическую эпоху. Начало формирования полисных государств
- Тема 4. Пелопоннес в VIII-VI в.В. До н.Э.
- Тема 9. Греция в эллинистический период.
- Тема 10.Завоевательные походы Александра Македонского.
- Тема 1. Возникновение первых государств в Средней Италии. Царский период
- Тема 2. Рим в период республики.
- Тема 3. История Римских завоеваний.
- Тема 4. Гражданские войны в поздний период Римской республики.
- Тема 5. Формирование монархического государства-империи в древнем Риме.
- Тема 6. Кризис рабовладельческой системы Поздней Римской Империи.
- Тема 7. Возникновение и первые этапы развития христианства.
- 6. Примерные вопросы для подготовки к экзамену по
- 7. Методические рекомендации по написанию контрольных работ (рефераты для заочников), рефератов, курсовых.
- 8. Методические рекомендации к написанию выпускных
- 9. Список рекомендуемой литературы :
- 10. Глоссарий.
- 11. Фонд контрольных заданий .
- 12. Дополнительные информационные ресурсы
- 1.Информационно-справочные (карты, атласы, контурные карты, словари, энциклопедии, посещение музеев).