Возникновение народничества. III течения в народничестве.
В конце 50 — начале 60-х годов в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека — нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеалы). Нигилист-врач, инженер, агроном делал конкретную работу, отрицая официальную идеологию, устои общества. В 1861 г. правительство ввело плату за обучение в университете, произошли студенческие волнения, многие студенты были исключены. Тысячи «изгнанников» шли в народ по доброй воле, других высылала полиция. Они становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить «долг народу». Народничество стало ведущим направлением в освободительном движении, оно имело свою идеологию. Народники
защищали интересы крестьян;
отрицательно относились к буржуазному строю;
верили в социалистическую утопию;
надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капитализм; они считали, что «община — зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе — социалист»;
не понимали, что в деревне уже возникают капиталистические отношения;
рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль;
не придавали особого значения борьбе за конституцию гражданские свободы;
полагали, что самодержавие не имеет прочной социально основы и поэтому свергнуть его будет легко.
В своем развитии народничество прошло два этапа:
первый — 70-е — начало 80-х годов — революционное народничество;
второй — 80—90-е годы — либеральное народничество.
В революционном народничестве было три течения и три главных идеолога:
пропагандистское направление — идеолог Лавров. Он считал, что Россия может миновать стадию капитализма и перейти к социализму путем революции. Основой будущего строя станет крестьянская община, которую он рассматривал как ячейку социализма. Он выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. При этом он считал, что не только крестьяне, но и сама интеллигенция еще не готовы к революции. По его мнению, нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интеллигенция должна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднять крестьян на восстание;
бунтарское, или анархическое, направление — идеолог Бакунин. Резко критиковал марксизм, отрицательно относился к диктатуре пролетариата. Он считал, что государство — это высшее зло, оно угнетает человека и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Предлагал свободную организацию общества «снизу вверх» — союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. В результате, но мнению Бакунина, установятся социализм, равенство, упразднится брак, дети будут воспитываться обществом в духе атеизма. В конце 60-х годов Бакунин познакомился со студентом Нечаевым, который основал в Москве нелегальный кружок «Народная расправа», и попал под его влияние. Нечаев проповедовал, что революционер — это «обреченный человек, у него одна страсть — революция», что для достижения своих целей он должен использовать любые средства, даже самые аморальные. Он создал подпольную организацию со строгой конспирацией и жесткой дисциплиной. Студента Иванова, которого Нечаев заподозрил в предательстве, он приказал убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Убийство было раскрыто полицией, Нечаеву удалось бежать за границу, но в 1872 г. был выдан русским властям. Начался показательный судебный процесс, более 30 человек было приговорено к тюремному заключению. Бакунин порвал с Нечаевым, который в 1882 г. умер в Петропавловской крепости.
заговорщическое направление — идеолог Ткачёв. Он полагал, что самодержавие не имеет прочной основы, поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. Они захватят власть и проведут социалистические преобразования, установят равенств братство. В конце 70-х годов идеи Ткачёва стали одерживать верх в народническом движении.
Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х годов. В зарождении народничества большую роль сыграл нелегальный студенческий кружок Н. В. Чайковского («чайковцы»). Его участники готовили пропагандистов из интеллигенции рабочих для работы «в народе».
Весной 1874 г. народники начали первое хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи, в котором приняло участие свыше 2 тысяч человек из Москвы, Петербурга, Самары, Ростова. Они направились прежде всего в Среднее Поволжье, которое в 1873—1874 гг. охватил тяжёлый голод, и полагали, что это обстоятельство поможет поднять крестьян на «всеобщий бунт». Народники трудились плотниками, грузчиками, коробейниками, ходили по деревням, беседовали с крестьянами о революции, о социализме. Но пропаганда социализма среди крестьян успеха не имела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтовать против царя. Народники в 1876 г. создали тайную революционную организацию со старым названием Земля и Воля». В нее вошли братья Михайловы, Плеханов позднее Перовская, Фигнер (всего 150 человек).
Это была четко построенная организация, отличавшаяся высокой централизацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Программа землевольцев включала: подготовку народной революции, работу среди крестьян, передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собраний, вероисповедания, создание земледельческих и промышленных ассоциаций. В 1877 г. началось второе хождение в народ. Во многих губерниях России были организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками, кузнецами, учителями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха — народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было разгромлено.
Раскол «Земли и воли». «Черный передел» и «Народная воля».
В конце 70-х годов в стране было неспокойно: волновались студенты, либералы требовали конституции, продолжались процессы над народниками. Неудача революционной пропаганды среди крестьян, репрессии властей толкнули часть народников к террористической деятельности. В начале 1878 г. член организации «Земля и воля» Вера Засулич тяжело ранила петербургского градоначальника Трепова. В апреле 1879 г. народник Соловьев совершил очередное неудачное покушение на царя. «Земля и воля» превращалась в террористическую организацию. Среди землевольцев начались разногласия по вопросу о методах борьбы. Окончательный раскол произошел в 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации: «Черный передел» и «Народная воля». Члены «Черного передела» считали главным пропаганду среди крестьян, подготовку революции. Тактикой «народовольцев», помимо методов революционной пропаганды, было запугивание правительства путем индивидуального террора, подготовка восстания. Народовольцы считали, что достаточно свергнуть самодержавие и произойдет социальный переворот. Надо захватить власть путем заговора меньшинства. Организация «Черный передел», возглавляемая П. Г. Плехановым, отказалась от тактики индивидуального террора, ставя поначалу своей задачей пропаганду среди крестьян. Позже члены организации пришли к выводу о необходимости пропаганды среди рабочих и признанию политической борьбы. В 1882 г. организация распалась на несколько кружков и перестала существовать.
Социально-демократическое движение. Основатель русской социал-демократии – Плеханов. В 1883 г. в Женеве создаётся «Группа освобождения труда». Основные сферы её деятельности:
перевод на русский и распространение в России работ Маркса и Энгельса;
идейная борьба с народничеством;
анализ развития России с точки зрения марксизма.
Распространение марксизма началось в России в 80-е годы. Существовало множество кружков, среди них: кружок Благоева, Бруснёва, Федосеева и т.д. В 90-е годы появляется идейная борьба между народничеством и марксизмом. В марксизме возникает «легальный марксизм» (под пред. Струве). В 1895 г. в Питере создаётся общегородская организация во главе с Лениным под названием «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 г. в Минске – первый съезд РСДРП. Окончательное оформление этого движения происходит на II съезде, на нём же происходит и разделение РСДРП на два течения: большевики и меньшевики. В 1901 г. на основе революционных народников формируется партия эссеров (Чернов).
Особенности политических движений в России:
они возникают гораздо позже, нежели на Западе. Это связано с отсталостью России в социально-экономическом плане;
в России партии находились на нелегальном или на полулегальном положении (это вело к радикализму действий);
формирование партий шло от периферии к центру (сначала возникали региональные партии, а потом – общероссийские);
образование партий шло слева направо (социалисты>либерал демократы>консерваторы). Это привело к господству в обществе социалистических партий и радикальных методов борьбы;
ни одна из партий не имела опыта управления государством.
ВЫВОД: к концу XIX - началу XX столетия общественно-политические движения в России достигли такой степени зрелости, которая позволила на рубеже веков создать политические партии всех направлений.
- 3.Причины феодальной раздробленности.
- Владимиро-Суздальское княжество.
- Объединение русских земель вокруг Москвы. Борьба против Ордынского ига (XIV – первая половина xVв.)
- Предпосылки объединения русских земель.
- Сущность опричнины
- Внешняя политика России в правление Ивана IV.
- Западное направление. Ливонская война(1558-1583 гг.)
- Внутренняя политика первых Романовых. Сословно-представительная монархия и её перерастание в абсолютизм.
- Признаки абсолютной монархии.
- Россия в эпоху Смутного времени.
- Последствия Смутного времени
- Социально-экономическое развитие России в XVII веке. Уложение 1649 года. Окончательное оформление крепостного права и сословного строя.
- Соборное уложение (1649 г.)
- Церковная реформа середины XVII в. Раскол церкви. Конфликт светской и духовной власти.
- Социальные движения в XVII веке.
- Россия в последней четверти XVII в. Предпосылки преобразований. Начало государственной деятельности Петра I.
- «Посвященный абсолютизм» Екатерины II.
- Социально-экономические преобразования ПетраI.
- Реформы государственного управления Петра I.
- Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).
- «Посвященный абсолютизм» Екатерины II.
- Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII века.
- После крестьянской войны под предводительством е. И. Пугачёва.
- Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Её итоги.
- Русско-турецкая война (1787-1791 гг.)
- Разделы Польши (1772, 1793, 1795).
- Внутренняя политика Александра I. Попытки реформ начала XIX века.
- Реформа системы образования.
- Движение декабристов.
- Внешняя политика России в первой четверти XIX века.
- Внутренняя политика Николая I. Общественное движение 20-х – 50-х гг. XIX гг. Века.
- Внешняя политика России в правление Николая I. Крымская война и её итоги.
- Крымская война (1853-1856 гг.)
- Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в. Содержание, историческое значение.
- Возникновение народничества. III течения в народничестве.
- Внешняя политика России во второй половине XIX в.
- Русско-турецкая война (1877-1878 гг.).