Реформа системы образования.
В 1803—1804 гг. была проведена реформа народного образования. Россия испытывала острую потребность в грамотных чиновниках, дипломатах, инженерах и т.д. Усложнялось государственное управление, росли промышленность и торговля, появились пароходы и железная дорога, а образованных людей было крайне мало. Поэтому основная цель реформы была в том, чтобы дать возможность получить образование свободным людям из низших сословий, а затем привлечь их к государственной службе. Все учебные заведения делились на четыре ступени, вводилась преемственность между ними. Страна была разделена на учебные округа, во главе которых стоял местный университет, обязанный обеспечивать учебными программами и кадрами свои училища и гимназии. Были открыты 5 новых университетов и два привилегированных учебных заведения для дворян — Царскосельский и Демидовский лицеи. Для университетов предусматривалась автономия, были выделены большие средства для создания низших звеньев образовательной системы. Но к 1816- 1817 гг. политика царизма в области просвещения также претерпела значительные изменения и оказалась в общем русле нарастания консервативных тенденций. Проявлениями «нового курса» стали усиление цензуры, преобразование Министерства просвещения в Министерство народного просвещения и духовных дел (1817 г.), назначение министром обер-прокурора синода князя А.Н. Голицына, гонения на университеты как центры вольнодумства и ликвидация университетской автономии. Усилилась сословность образования: в гимназии принимали только дворян, а мещан - только в приходские училища. В учебных округах, изъятых из ведения университетов, вводились попечители.
- 3.Причины феодальной раздробленности.
- Владимиро-Суздальское княжество.
- Объединение русских земель вокруг Москвы. Борьба против Ордынского ига (XIV – первая половина xVв.)
- Предпосылки объединения русских земель.
- Сущность опричнины
- Внешняя политика России в правление Ивана IV.
- Западное направление. Ливонская война(1558-1583 гг.)
- Внутренняя политика первых Романовых. Сословно-представительная монархия и её перерастание в абсолютизм.
- Признаки абсолютной монархии.
- Россия в эпоху Смутного времени.
- Последствия Смутного времени
- Социально-экономическое развитие России в XVII веке. Уложение 1649 года. Окончательное оформление крепостного права и сословного строя.
- Соборное уложение (1649 г.)
- Церковная реформа середины XVII в. Раскол церкви. Конфликт светской и духовной власти.
- Социальные движения в XVII веке.
- Россия в последней четверти XVII в. Предпосылки преобразований. Начало государственной деятельности Петра I.
- «Посвященный абсолютизм» Екатерины II.
- Социально-экономические преобразования ПетраI.
- Реформы государственного управления Петра I.
- Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).
- «Посвященный абсолютизм» Екатерины II.
- Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII века.
- После крестьянской войны под предводительством е. И. Пугачёва.
- Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Её итоги.
- Русско-турецкая война (1787-1791 гг.)
- Разделы Польши (1772, 1793, 1795).
- Внутренняя политика Александра I. Попытки реформ начала XIX века.
- Реформа системы образования.
- Движение декабристов.
- Внешняя политика России в первой четверти XIX века.
- Внутренняя политика Николая I. Общественное движение 20-х – 50-х гг. XIX гг. Века.
- Внешняя политика России в правление Николая I. Крымская война и её итоги.
- Крымская война (1853-1856 гг.)
- Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в. Содержание, историческое значение.
- Возникновение народничества. III течения в народничестве.
- Внешняя политика России во второй половине XIX в.
- Русско-турецкая война (1877-1878 гг.).