4.3.5. Развитие культуры в XVII - XVIII веках
XVII в. занимает особое место в истории русской культуры. Этот век переходный от традиционной культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены всем ходом истории российской культуры XVII в. Самая главная черта русской культуры XVII в. состоит в широком обмирщении, постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания. Это касается, однако, преимущественно городского населения, в то время как культура деревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции.
Материальная культура. Быт русских людей в XVII в. менялся постепенно. Русский костюм, оставаясь в своей основе традиционным, все же претерпел определенные изменения. Одежда стала разнообразнее, появились кафтаны различного покроя, головные уборы разной формы. В конце XVII в. знать уже нередко отвергала русское платье, предпочитая более удобное польское или венгерское. Богатые дома все чаще строились из камня. В помещениях появились зеркала и картины, часто на светские темы. Более разнообразной стала мебель.
Продолжалось развитие ремесла. Особенно значительных успехов достигли мастера, занятые обработкой железа, ювелирным делом, литьем колоколов, ткачеством, производством деревянных изделий. В связи с распространением мелкотоварного производства ремесленные изделия стали более разнообразными.
Образование и письменность. Рост ремесла, торговли, усиление государственного аппарата вызвали более широкое распространение грамотности в среде городского населения. Считается, что среди посадских людей 40 - 50% были грамотными. В первой половине XVII в. появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам. В 1685 г. была создана Славяно-греко-латинская академия. Преподавались риторика, логика, философия и физика. По-прежнему широко распространены были рукописные книги. В середине XVII в. в России было налажено производство бумаги. В первой половине XVII в. было издано свыше 200 книг. Среди них преобладали богослужебные книги, официальные документы, учебники.
Литература. В литературе XVII в. черты обмирщения особенно заметны. Герои литературных произведений обретают индивидуальные характеры. Ценятся ловкость, предприимчивость. Литература XVII в. стала, проявлять интерес к внутреннему миру человека, его личным, интимным переживаниям. Характерно, что монастырская келья, в отличие от литературы предшествующих веков, понимается не как желанная тихая пристань, а как вынужденное и безотрадное пристанище. В литературе XVII в. появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума.
Архитектура. Зодчество XVII в. претерпело значительные изменения. Наряду с культовыми постройками из кирпича и камня стали возводиться жилые дома и гражданские здания. Изменился и внешний вид церквей: они стали менее суровыми и аскетичными. В 80-х гг. XVII в. сложился своеобразный «узорчатый» стиль. В конце XVII в. появился новый архитектурный стиль — нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты — живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. К концу XVII в. жилые постройки стали больше походить на европейские городские дома и дворцы знати.
Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве XVII в. сильнее, чем в других сферах культуры, coxpaнялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И тем не менее, именно в XVII в. началось превращение иконописи в живопись. Крупнейшим художником столетия был Симон Ушаков. Самое знаменитое его произведение — «Спас Нерукотворный». В XVII в. было положено начало портретной живописи. Произведения XVII в. принято именовать не портретами, а парсунами. Для них характерно сочинение портретного сходства с плоскостным изображением.
Уже на протяжении XVII в. происходило обмирщение русской культуры, в российскую жизнь проникало европейское влияние. Данные новшества носили эпизодические единичный характер. Однако они подготовили глубокие изменения последующей эпохи.
Быт господствующих слоев общества. В начале XVIII в. в культуре господствующих слоев российского общества произошел переворот, связанный с петровскими преобразованиями. Петр I пытайся ликвидировать даже внешние отличия русских людей от европейцев. Уже в 1698 г. он издал указ об обязательном бритье бороды. Вслед за этим указом последовал указ об обязательном ношении иноземного платья. Петр принудительно ввел новые формы досуга — ассамблеи, то есть приемы гостей в знатных домах. Ассамблеи требовали изучения иностранных языков, галантных манер («политеса»), умения танцевать. Быт дворянства и верхушки купечества менялся.
Преобразования в быту совсем не коснулись массы городского населения и тем более крестьянства. Образ жизни дворянства оторвался от образа жизни простого народа настолько, что дворянин (а впоследствии и любой образованный человек) стал казаться крестьянину иноземцем.
Просвещение и наука. Преобразования в экономике и системе государственного управления, расширение армии требовали большого количества образованных людей. Уже в 1608 г. первая группа дворян была отправлена на учебу за границу. Такая практика сохранилась и в последующие годы. В 1701 г. были организованы Навигацкая школа (позднее - Морская Академия), Артиллерийская школа, в 1707 г. возникло Медицинское училище, в 1712 г. - Инженерная школа. Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 «цифирные школы».
Содержание образования изменилось. Оно приняло светский характер. С 1708 г. был осуществлен переход на новый гражданский шрифт, что облегчило чтение. С 1702 г. стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». Стремясь вызвать у подданных тягу к знаниям, Петр I открыл первый в России музей — Кунсткамеру, где были собраны различные древности, анатомические коллекции к др. При Кунсткамере имелась богатая библиотека.
Архитектура, живопись, литература, театр. Для петровской эпохи характерно преобладание гражданского каменного строительства над культовыми. Петербург — первый российский город, построенный по плану, с прямыми улицами, типовыми зданиями, многие из которых сами походи на дворцы. Даже церковные здания изменились, стали более светлыми и нарядными. Преобладающим архитектурным стилем эпохи стало так называемое «русское (петровское) барокко» с характерной для него пышностью, торжественностью, причудливостью форм.
В начале XVIII в. окончательно восторжествовало светское начало в живописи. Основной жанр эпохи — портрет.
Для литературы первой четверти XVIII в. характерно появление нового жанра — истории. Ее героем является, как правило, образованный молодой человек, стремящийся увидеть мир, любящий путешествовать в далеких странах и всегда добивающийся успеха.
В первой четверти XVIII в. появляется общедоступный русский театр.
Для развития культуры господствующих слоев российского общества в первой четверти XVIII в. характерны окончательное торжество светского начала, решительное следование европейским образцам, глубокий разрыв с традиционной народной культурой. Преобразования в области культуры (особенно образования) были тесно связаны с реформами в области экономики и государственного строительства. Реформы Петра I создали в России необычную культурную ситуацию. Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основной массой населения страны. В России возникли как бы две культуры: господствующая, тесно сблизившаяся с европейской, и народная, остававшаяся преимущественно традиционной.
Быт. В XVIII в. большинство крестьян по-прежнему жило традиционно, в избах, топившихся по-черному. Подавляющее большинство крепостных крестьян было неграмотно. Досуг, который обычно появлялся лишь в зимнее время, заполнялся традиционными развлечениями: песнями, хороводами, посиделками, катанием с ледяных горок.
Ничего общего с деревенским не имел быт богатого помещика. Костюм, интерьер жилища, ежедневный стол помещика отличались от крестьянских не только богатством, как в XVI - XVII вв., но самим типом.
Просвещение. В середине XVIII в. российская система образования отличалась сословным характером. Большей частью учебные заведения были дворянскими, и выходцы из других сословий не могли обучаться в них. К концу XVIII в. в России было пять кадетских корпусов. В 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц. В 1755 г. был создан Московский университет. Во второй половике XVIII в. сеть учебных заведений стала расширяться. К концу XVIII в. в 288 народных школах обучалось более 22 тыс. учащихся.
Наука и техника. Создание в 1725 г. Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых были мировые знаменитости. Среди русских ученых выдающееся место принадлежит крестьянскому сыну М.В. Ломоносову. Ломоносов был ученым-энциклопедистом, достиг больших успехов в таких разных областях знания, как математика, физика, химия, астрономия, языкознание, история и философия. Во второй половине XVIII в. продолжалось изучение природных ресурсов страны. С этой целью в различные районы России было направлено пять экспедиций, которые собрали богатый материал.
В XVIII в. достигла значительных успехов историческая наука. Ее основоположником в России считается В.Н. Татищев. Благодаря труду Татищева до историков дошли летописные известия из источников, не сохранившихся до наших дней. В то же время Татищев еще не был историком-профессионалом, поэтому некоторые его сообщения вызывают сомнения у специалистов.
Литература. Важнейшим направлением в русской и европейской литературе середины XVIII в. был классицизм. Особенностями этого стиля являются гражданская тематика, апология просвещенного абсолютизма, преклонение перед человеческим разумом. Герой классицизма, как правило, не столько наделен индивидуальными чертами, сколько выражает то или иное качество. Для русского классицизма характерно использование не античных, а отечественных сюжетов. Важнейшими жанрами классических произведений были поэтические оды и сатиры, драматические трагедии и комедии. Классицизм нашел выражение, прежде всего, в поэзии А. Кантемира, В.К. Тредиаковского и особенно М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова.
Во второй половине XVIII в. складывается стиль сентиментализма. Для этого литературного направления характерно понимание к внутренним переживаниям, «маленького человека». Важнейшими жанрами этого стиля стали чувствительная повесть и путешествие. Наиболее известным произведением русской литературы, созданным в стиле сентиментализма, является повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Общественная мысль. Общественная мысль XVIII в. развивалась под влиянием идей Просвещения. Всем идеологам Просвещения свойственно предпочтение медленного эволюционного развития, стремление с помощью новых законов сформировать новое гуманное общество. Значительное влияние на развитие общественной мысли оказал «Наказ» Екатерины П Уложенной комиссии, провозгласивший важнейшие просветительские идеалы: гарантии свободы, частной собственности, защиты от судебного произвола. Екатерина П утвердила в России идеал просвещенной монархии.
Крупнейшим деятелем российского Просвещения был Н.И. Новиков. Новиков выступал против крепостнического гнета, судебного произвола, сословных привилегий. Иная, радикальная форма просветительской идеологии была представлена в творчестве А.Н. Радищева, в особенности в «Путешествии из Петербурга в Москву» и оде «Вольность», Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II назвать его «бунтовщиком хуже Пугачева». Во второй половине XVIII в. в России существовало и иное, консервативное направление общественной мысли. Оно было представлено трудами М.М. Щербатова. Его памфлет «О повреждении нравов в России» отстаивал необходимость сохранить крепостное право и укрепить дворянские привилегии.
Архитектура и изобразительное искусства. В середине XVIII в. преобладающим архитектурным стилем было барокко. Во второй половине XVIII в. классицизм возобладал и в архитектуре. На смену пышным постройкам барокко пришли подчеркнуто лаконичные здания, строго симметричные, лишенные второстепенных деталей. В стиле классицизма строились и столичные дворцы, и дома провинциальных помещиков.
Вторая половина XVIII в. - период расцвета русской живописи, прежде всего портретной. Подъем портретного искусства был вызван стремлением знати увековечить себя на полотнах художников. Наряду с портретом в русской живописи XVIII в. появились пейзаж и жанровые сцены. Писались и картины на исторические темы.
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации.
- 2.2. Цивилизации древнего мира
- Раздел 3
- Христианская Европа и исламский мир в средние века
- От Древней Руси к Московскому царству
- 3.2.1. Происхождение восточных славян.
- 3.2.2. Экономическое и политическое развитие Руси в IX-XII вв.
- 3.2.3. Феодальная раздробленность на Руси,
- 3.2.4. Нашествие татаро - монголов на Русь
- 3.2.5. Татаро-монгольское иго.
- 3.2.6. Образование Российского централизованного государства (XIV нач. XVI вв.). Объединение русских земель вокруг Москвы
- 3.2.7. Русская культура в iх - XVI веках
- Индия и Дальний Восток в средние века
- Раздел 4
- Страны Европы в XVI-XVIII вв.
- 4.1.1. Новое время: понятие и периодизация
- 4.1.2. Реформация и Контрреформация
- 4.1.3. Абсолютизм в Европе
- 4.1.4. Европейские революции XVI-XVIII вв.
- 4.1.5. Развитие культуры в новое время
- Россия в XVI - начале XVIII вв.
- 4.2.1. Реформы Ивана Грозного.
- 4.2.2. Основные направления внешней политики России в XVI в. Ливонская война
- 4.2.3. «Смутное» время на Руси:
- Россия в XVII-XVIII вв.
- Особенности социально-экономического и политического развития России в середине и второй половине XVIII века
- 4.3.2. Первые попытки модернизации России.
- 4.3.3. Внешняя политика России в эпоху
- 4.3.4. Внутренняя политика России во второй половине XVIII в.
- 4.3.5. Развитие культуры в XVII - XVIII веках
- 4.4. Традиционные общества Востока в XVI-XVIII вв.
- 4.5. Страны Европы и Северной Америки в XIX в.
- 4.5.1. Индустриальное развитие стран Запада во второй половине XVIII - XIX вв.
- 4.5.2. Политическое развитие западного мира в XIX в.
- 4.5.3. Развитие культуры в странах Западной Европы в хiх в.
- 4.6. Россия в XIX веке
- 4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
- 4.6.2. Отечественная война 1812 г.;
- 4.6.3. Общественно-политическое движение в России в 30 - 50-е годы XIX века
- 4.6.4. Реформы 60 - 70-х годов XIX в. В России, их социально-экономические и политические результаты
- 4.6.5. Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века
- Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
- Страны Востока в период колониализма
- Международные отношения в Новое время
- Раздел 5
- 5.2. Россия в 1905 - 1917 гг.
- 5.2.1. Революция 1905 -1907 гг. Причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги.
- 5.2.2. Эволюция экономической и социально-политической системы России на путях реформаторской альтернативы (июнь 1907-1916 гг.)
- 5.2.2. Российская культура начала XX в.
- Первая мировая война: причины, характер, итоги. Участие в войне России
- Россия в 1917 году
- 5.4.1. Борьба политических сил России за выбор пути
- 5.4.2. Октябрьская революция.
- 5.5. Страны Западной Европы и сша в 1918-1939 гг.
- 5.5.1. Революционный подъем в странах Европы и проблемы послевоенного урегулирования (1918-1922 гг.)
- 5.5.2. Западные демократии (1918 -1923 гг.)
- 5.3. Страны Европы и сша
- 5.5.4. Общемировой кризис 1929 -1933 гг. Пути выхода из него разных стран. Наступление фашизма и усиление угрозы мировой войны
- Ссср в 1918 -1941 гг.
- 5.6.1. Гражданская война: основные этапы, последствия. Причины победы большевиков
- 5.6.2. Экономический и политический кризисы 1920-1921 гг. В Советской России. Переход от политики «военного коммунизма» к нэПу. Сущность нэПа.
- 5.6.3. Индустриализация и коллективизация.
- Становление тоталитарного режима в ссср в 30-е годы
- Внешняя политика ссср в 30-е годы
- 5.7. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа
- 5.7.1. Вторая мировая война
- Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.
- Раздел 6
- 6.1. Страны Западной Европы и сша во второй половине XX века
- 6.1.1. Особенности послевоенного восстановления
- 6.1.2. Реформизм 60-х годов
- «Консервативная волна»
- 6.2. Ссср в 1945-1991 гг.
- 6.2.1. Советское общество в послевоенный период. Апогей сталинского тоталитаризма (1945-53 гг.)
- 6.2.2. Внутриполитическое развитие страны в 1953-1964 гг.
- 6.2.3. Социально-экономическое развитие ссср в 1953-1964 гг.
- 6.2.4. Социально-экономическое
- 6.2.5. Советское общество второй половины 80-х до начала 90-х годов. Попытки обновления социализма и причины неудач.
- 6.2.6. Августовский переворот 1991 г.
- 6.3. Ссср и Запад: международные отношения.
- 6.4. Страны Азии в 1945 - 2000 гг.
- 6.5. События 1989 -1991 гг.
- 6.6. Россия в 1991 - 2002 гг.
- 6.6.1. Современная ситуация в стране. Трудности, противоречия, ошибки в процессе преобразования всех сфер жизни Российской Федерации и их преодоление
- 6.6.2. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации
- 6.7. Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий. Кризис технократической цивилизации
- 6.8. Международные отношения и мировая политика во второй половине XX века