logo
Arkheologia_Otvety

40) Культуры саков и maccaгеtob

Ранний железный век Средней Азии и Казахстана в скифское время складывается из истории двух тесно связанных групп кочевников и полукочевников (это собственно сако-массагетский крут) и соседнего оседлого населения, история которого более обеспечена письменными источниками. Древние персы, а вслед за ними античные авторы применяли этноним "саки для обозначения ираноязычных кочевников Средней Азии. Под названием "‘массагеты. античные авторы объединяли различные группы среднеазиатских племён, отличающихся друг от друга по хозяйству и образу жизни. Это явно собирательный термин, но изначально это было наименование какой-то конкретной этнической группы, наиболее знакомой античным историкам Определить в точности, какие именно памятники надо связывать с саками, а какие - с массагетами. до сих пор не представляется возможным. Поэтому иногда потребляют термин "культуры сако-масскагетского круга". Основными очагами этих культур являются зоны. Приаралья. Центрального гг Восточного Казахстана. Семиречья и Памира. Основные памятники всех этих кочевнических культур - курганные могильники Наиболее яркие погребения саков Приаралья находятся в низовьях Сырдарьи. Это могильники Уйгарак и Южный 'Тагискен. датируемые VII-Vв до.н.э Курганы невысокие. не более 2 м. диаметром 10-40 м Обряд трупоположение в ямах или на поверхности земли, чаще на спине, головой на запад. Болес редки случаи кремации на месте: погребение поджигалось и засыпалось землёй. В ямах были шатровые деревянные каркасные постройки, переплетенные прутьями и камышом Покойника захоранивали в одежде и головном уборе, которые могли быть расшиты бусинами и золотым! бляшками. Мужчинам клали оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками (втульчатыми и черешковыми), кинжалы или мечи типа акинаков. В погребения женщин помещали бронзовые зеркала, каменные алтарики. зернотёрки, пряслица. И у мужчин, и \ женщин в могилах были ножи, керамические сосуды и предметы конского снаряжения. Оружие, узда, бляшки одежды украшались в зверином стиле. Погребения центральноказахстанской груплы сако-массагетского круга именуются иначе тасмолинской культурой, датируемой VII-III в.дон.э Тасмолинские кургаты небольшие (диаметром 10. редко до 20 м. высотой 1 м. редко до 2 м). Покойные лежат в овальной ме-подбое. на спине, головой на север Ямы перекрыты каменными плитами, подбои заложены камнем. Погребённый сопровождался оружтем и уздой, а иногда и конскими головами. Вооружение уздечка булавки, бляхи часто украшались в зверином стиле. В Семиречье (ЮгоВосточный Казахстан и Северный Кыргызстан) культур сако-массагетского круга проявлись. в частности, в таких ярких памятниках, как Бссшатырский и Иссыкский курганные могильники В монументальных Бесшатырских курганах захоронения производились в наземных срубах из обтёсанных брёвен тяншанской ели (высота срубов до 4 м. площадь до 16кв.м). к которым с востока ведёт коридор-дромос. Такой сруб перекрывался. каменно-земляной насыпью (высотой до 17м. диаметром до 100 м), окружённой каменным валом высотой 0.5м. шириной 2м Иссыкская курганная группа знаменита прежде всего богатейшим захоронением IV – III в до.н.э в кургане №16. где под каменно земляной насыпью в боковой гробнице (центральная грабница ограблена) в яме глубиной 2.7м и площадь 3.5.x4м содержался сруб высотой 1.5м площадью 2x3 В трубе на дощатом полу, на расшитой золотыми бляшками матерчатой подстилке покоился человек 16-20 лет в великолепном парадном одеянии. Это одеяние реконструировано по расположению многочисленных золотым нашивных геометричных и зооморфных бляшек, украшающих практически каждую его деталь - высокий остроконечный головной убор, нижнюю рубаху , короткий кафтан, кожаный пояс с 16-ю мощными золотыми бляхами, штаны из кожи или войлока и аналогические сапоги. Погребённый был наделён сумочкой с бронзовым зеркалом и кусочком красной краски, нагайкой-ис ЗОЛОТОЙ лентой вокруг рукояти, стрелой с золотым наконечником, железным месом и кинжалом типа акинаков золотыми обкладками рукояти и клинка, в деревянных ножнах с золотыми пронизями-распределиелями портупейных ремней З

Золотые бляшки головного убора и одежды, равно как и многие элементы вооружения, украшены растительными и геометрическими мотивами, а также изображением в зверином стиле. Рядом с покойным также найден 31 сосуд из дерева, глины И металла, в том числе серебряная чаша с нерасшифрованной надписью рунического типа, что для бесписьменного скифо­сибирского мира является ценнейшей находкой. В целом культуры сако-массагетского круга, как и другие компоненты скифо­сибирской области, имеют свой неповторимый вариант “скифской триады". Это отражается в предпочтении определённых образов в рамках звериного стиля, в господстве бронзового вооружения и конского снаряжения, в форме рукоятей акинаков. а также в наличии псалиев с выступами-шпеньками.в широком распространении удил с дополнительными отверстиями в основании внешней петли и удил с ттрямоутольноконгчным завершением, в существовании наряду с ременным скреплением удил и псалиев традиции отливать их уже в комплекте или! насаживать псалии на удила. Специфичны и непохожи на скифские и савроматские и основные типы местных керамических сосудов: Это лепные миски, грушевидные горшки и кувшины банкообразные горшки, в том числе с трубчатым носиком-сливом