logo
Arkheologia_Otvety

48) КультуРа, хуннов

Культура Хуннов Шв до.нэ - I в н.э. Формирование происходило в V-Ш в д.н.э. Основными памятниками хунну Забайкалья и Севера Монголии являются поселения и погребения Поселения представлены не только селищами, но и городищами, что соответствует свидетельствами некоторых китайских письменных источников о наличии у хунну мощных укреплений Наиболее -известны является Иволгинское городище в Бурятии около г.Улан-Удэ на р Селеню Его общая площадь достигает 70тыс.кв.м Городище укреплено четырьями рядами валов с частоколами.а между валами находятся три ряда рвов Въезды на городище упирались воротами из брёвен. Жилища на \Иволгиснском городище расположёны правильными рядами, параллельными южной линии валов и образовавшими квадратные гнезда-кварталы. разделённые дренажными канавами. В основном это прямоугольные полуземлянки площадью 4x5 м. Их стены были сырцовыми или глинобитными. либо плетневыми с глиняной обмазкой

Потолок был деревянным, покрыт берестяными полотнищами, гуртьями и дерном или же обмазан глиной: опорой для него служили балки с поперченными брусьями, опиравшиеся столбы. вмазанные в стены. Эти балки служили основой для двускатной кровли, конец которой поддерживался столбами с северной и южной сторон. В северо-восточном углу жилища помещался очаг или печь их каменных плит, обмазанная глиной. Существовала специальная система отопления жилища по подобию китайского канна: от печи вдоль северной и западной стен проход» л дымовой канал из каменных плит, а в юго-западном углу жилища была вытяжная труба из долблёного ствола дерева Рядом с дымоходом помещались Тары или лежанки В полу, покрытом глиняной обмазкой, находились ямы-погребки.

Наряду с такими жилищами хунны пользовались шалашами и юртами. Возможно у них были и цельнодеревянные жилища. Погребения хунну были как бескурганнымй с каменной выкладкой вокруг погребальной ямы. так и подкурганными. Курганы у хунну большие и малые, округлые и подквадратные в плане, стоят близко и иногда сливаются, образуя один большой курган. От насыпи могут отходить каменные полосы. из|-за которых такие курганы получили название "курганы со шлейфом” Практиковалось тру по положение. причём большинству погребённых лежали вытянуто на спине головой на север в четырёхугольных дощатых гробах, расширенных в головной части. Иногда в могилах сохраняются ткани в основном китайские, обтянивавшис гробы Гроб ставили в яму. иногда содержавшую дополнительный деревянный сруб-гробовище. Погребальная пища в глиняных сосудах и вне их обычно помещалась в головах погребенного рядом с гробом: иногда это место отделялось специальной деревянной перегородкой. В качестве жсртсвенных животных использовали в основном баранов, реже коров и свиней, о чём свидетельствуют соответствующие костные остатки. Иногда могилах обнаруживаются также кости собак и рыб Кроме того, в погребения помещали вооружения (лук и стрелы). различные изделия из кости и др.

Ведущие формы материальной культуры хунт представлены прежде всего вооружением. Основным оружием хунну был лук длиной до 1.5 м, сложно-составной, из нескольких слоев дерева, с двумя концевыми и тремя срединными костяными накладками. Луки данного типа. как уже говорилось, нашли широкое распространение: в III-I в до н э их заимствовали лесостепные культуры Западной Сибири, а затем в первой пол I тыс.н.э их стали изготавливать на Алтае. Стрелы хунну своеобразны и разообразны. с берёзовыми древками и оперением из орлиных перьев. Их наконечники делались в основном из железа и кости, реже из бронзы. Наиболее эффективными были железные наконечники, которые крепились к древку с помощью черешка: их перо было трёхлопстным или плоским, в плане листовидно-ромбическим, треугольным или ярусным. Трсхлопстньге железные и бронзовые наколнечники стрел могли иметь отверстия в лопастях для свиста. Для той же цели на основание черешка железной стрелы иногда насаживалась костяная бочонковидная закладка с тремя отверстиями Копья имели железные наконечники в виде массивного заострённого конуса с округлой втулкой. Мечи хунну известны только из упоминаний в письменных источниках. Найдены чешуйчатые панцири с железными и костяными пластинками, а также бронзовые латы-наручья. Хорошо изучено конское снаряжение хунну. Удила у них железные, с большими внешними кольцами или петлями. Они сочетались с двудырчатыми псалиями из железа, рога, кости. Известны уздечные пряжки и бляхи - железные, бронзовые и костяные. Седло получило жёсткий каркас: известны скреплённые между собой деревянные седельные луки, высота которых нарастала со временем: найдены также войлочные потники, кожаные чепраки. Использовалась двух- и четырёх колесные повозки, от которых сохранились бронзовые наосники. а также части деревянных ободов. Сосуды хунн весьма специфичны, их находки многочисленны и на поселениях, и в погребениях. Они делались не только их Керамики, но также из бронзы и дерева. Керамические сосуды делались как вручную, так и на гончарном круге. Поверхность сосудов заглажена или залощена Характерны горшки с отошнутым венчиком и выпуклыми плечиками, большие кувшины-зернохранилиза, иногда с вентиляционным отверстием в придонной части, узкогорлые кувшины с раздутым туловом. миски с отогнутым краем, корчаги сосуды орнаментированы по верхней части тулова одной или несколькими горизонтальными верзными волнистыми линями или валиками. Эти линии пересекаются с вертикальными линиями или валиками, а также с вертикальнымиили косыми полосами лощения. Есть и более сложные комбинации. Такое сочетание волнистого орнамента и лощения полосами свойственно только керамике хунну. Замечательны деревянные чашечки с горизонтальной ручко» китайского типа - овальные в плане, они покрыты лаком и украшены геометрическими, зооморфными и; антропоморфными изображениями. Известны также каменные и керамические чашечки такого типа. Распространены также бронзовые сосуды: миски с округлым дном и на подзоне, а также характерные котлы на коническом прорезном поддоне с оруглыми. позднее - прямоугольными ручками. Известны разнообразные орудия труда хунну. связанные с земледелием, животноводством и другими занятиями. На Иволгинском горлидище и в других местах найдены чугунные маральники для деревянного рала с одной рукоятью. Они имеют отверстие для чеки, крепившей их полозу. Они отлиты на месте, о чём свидетельствуют находки глиняных форм Использовались железные -гожи - короткие с черенком, вставленным в роговую ручку Также известны, железные мотыг и, лопаты, серпы, топоры, тесла, молотки, а также оселки, шилья, иглы гарпуны, крючки, грузила, зезернотерки Интересы приборы для разведения огня.

.'

Состоящие из деревянной доски, деревянной палочки-сверла, костяного упора для сверла и лучка для вращения сверла. Одежда хунну известна в основном по материалам из курганов Ноин-Улы Это распашные кафтаны и шаровары из шерстяных и шёлковых тканей, мягкие сапоги из войлока и кожи, островерхие колпаки, шатки с наушниками. Одежды и обувь украшались вышивкой а аппликациями из кожи и меха Украшениями также служили буен - как импортные стеклянные, так и местные из толу драгоценных камней и коси. В качестве предметов туалета и ритуала и пользовалисб бронзовые китайские зеркала

Искусство хунну декоративно-прикладно (основные материалы - дерево, кось. бронза, войлок, камень). Основу образного репертуара составляли зооморфные изображения - горный баран, горный козел, лось и северный олень, благородный олень, волк лед ведь и др. Распространены многофигурные композиии: терзание копытных хищниками, единоборство лошадей или же яка : рогатым львом, борьба хищников с хищниками. Существуют растительные и геометрические мотивы: узор из листьев, трансормация копыт и лап и листья. Распространены изображения в рамках, чаще ажурные - характерная черта икусства х\ нн\

49) КУЛЬТУРА ГУннОВ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

1В конце IV- начале V в н.э в степях Восточной Европы происходит резкая смета археологических культур, в значительной степени связанная с вторжением с востока на эти территории новых орд кочевников.

Эпоха гуннов датируется концом I V-началом V веком нашей эры. Огромные богатства, сосредоточенные у гуннов и их союзников в первой половине V в. способствовали появлению так называемого "полихромного стиля гуннской эпохи" - яркого показателя начала эпохи великого переселения иродов. Разнообразные у крашения, бронзовая или серебряная основа которые: покрывалась золотым листом, украшались зернью ( филигранью и многочисленными вставаками из полу драгоценных камней или цветного стекла. Композиции были, как правило, несложными. но эффект создавали мерцание золота и россыпь красных вставок Выделяют несколько вариантов "гуннского" полихромного стил. вещи производились в разных центрах: провинциально-римских. центрально-азиатских, причерноморских.

Судя по всему, ещё до завоеваний в Европе гуннские орды были неоднородные по своему составу. Это подтверждает разнообразие немногочисленных, к сожалению, погребальных памятников восточноевропейских кочевников конца IV- середины i века. Преобладают отдельные погребения, но известны и несколько могильников с небольшим количеством захоронений. Практиковался как обряд трупоположения. так и соложения. Большинство погребений совершено в подкурганных ямах по обряду трупоположения. чаще они ориентированы на север или ссвсро-восток.

Встречаются также захоронения, совершённые в курганах. насыпи в предшествующие эпохи. Иногда погребения сопровождала шкура с черепом и копытами или часть коня. мясная пища, остатки тризны и других обрядов Примером одного из погребений гуннского времени является захоронение мальчика раскопанное на Беляусе (Украина, Крым), на территории античного поселения. Мальчик был похоронены в грунтовой мс. вырытой в полу античного склепа, и ориентирован головой на север. Но этого погребенного на каменном перекрытии располагались части конского скелета - череп и нижней части но с копытами. кроме этого в погребении находились удила. подпружные пряжки, наконечники стрел, наборный пояс. Трупосожрения. совершенные как на месте размещения захоронения. так и на стороне, часто сопровождаются Захоронением остатков погребального костра. Некоторые погребения перекрыты каменной кладкой.

Известно и захоронение в пещере (Кызыл-Адыр в Оренбургской обл). Конское снаряжение кочевников гуннского крута представлено металлическими обкладками частей седла. двусоставными железными удилами выразительны биметаллические 0 с бронзовыми или серебряный концами) с кольцевыми или Г-образными псалиями. костяными железными подпружными пряжками, разнообразными накладками на ремни, выполенными в полихромном стиле. Нередко находят оружие. Сложные луки имели костяные накладки. Стрелы были черепковые. часто трехлопастные, но наиболее указательны наконечники ромбической формы. Известны длинные мечи, иногда с перекрестьями. Навершия рукоятей мечей того украшены халцедоном, вставками из цветного стекла или янтаря. Некоторые элементы оформления мечей имеют прототипы в материалах степей. Центральной Азии. Единичны находки кольчуг, кинжалов, есть наконечник копья. Украшений немного - это серьги.браслеты Поясные, обувные и другие ремни украшали то кладками в полихромном стиле. К специфические украшениям относят диадемы, колты. украшавшиеся в том же стиле В могилах встречаются зеркала, золотые закладки фигурок животных, чаш и других вещей, импортные стеклянные сосуды. кованные бронзовые котелки .

Ярким показателем культуры кочевников гуннской эпохи являются литые котлы полу яйцевидной формы. Некоторые из них имеют европейское происхождение, но истоки основной формы исследователи видят в центральной Азии. Стойбища кочевников V-VI в пока (не найдены. Но такие центры концентрации разнородного оседлого зеленения, в том числе ремесленников, как Танаис (низовья Дона) или поселение Замятнино (верхний Дон), вероятно, были гавками - местами пребывания воинской верхушки кочевников. На Западе такую функцию играли некоторые вновь частично (селенные римские города.

По ряду деятелей погребального обряда древности гуннской эпохи делятся на две хронологические группы. Первая включается себя памятники конца IV- первой половины V в.. выявленные на территории Северного Причерноморья. Крыма. Ставрополья, нижнего Поволжья, в Казахстане и на Алтае. В этой группе преобладают женские погребения с у крашениями в полихромном иле: в мужских погребениях часто встречаются железные удила с серебряными наконечниками псалий и уздечки с накладками том же стиле. Вторая группа состоит из небольшого числа погребений второй половины V- начала VI в. исследованных в 1вольжье и Южном Приуралье Для этих погребений характерны сбруйные бляхи, у крашенные изображениями мужских личин

!