logo
namefix

Средневековые ереси.

В 11-15 веках папы пользовались своей духовной властью, попирали все законы нравственности и справедливости, заботились только о мирских интересах. Такое обмирщение Церкви приводило к недовольствам и протестам; стремление реформировать церковь в 11-15 веках вылилось на западе в образование сект - кафаров и альбигенсов, вальденсов и других.

В 11-12 веках на западе в разных местах появилось множество сектантов. Они называли себя кафарами. Учение кафаров сходно с учением восточных павликиан и богомилов. В основе учения кафаров, как и богомилов, лежит манихейский дуализм. На таинства, почитание креста, икон и всю обрядовую сторону религии кафары смотрели, как и богомилы. Вместо крещения у них было духовное крещение через возложение рук и апокрифического евангелия Иоанна на крещаемого. Брак отвергали и с женами жили, как с сестрами. Иерархию и папство отвергали, а на папу смотрели, как на антихриста. Ветхому Завету, как и богомилы, они не придавали никакого значения. Секта их разделялась на слушателей, верующих и избранных или совершенных.

Во 2 пол. 12 века кафары особенно усилились в южной Франции, где им покровительствовали владетельные графы и бароны. Папы предпринимали разные меры для уничтожения еретиков, но ни убеждения, ни строгости не приводили к цели. Папа Иннокентий III особенно горячо взялся за обращение еретиков. В 1198 г. он отправил в южную Францию легатов c неограниченными полномочиями. Но только Доминику, присоединившемуся к легатам, удалось обратить некоторых. Легаты же имели мало успеха, один из них был даже убит. Теперь Иннокентий решил поднять на еретиков крестовый поход. Войско крестоносцев вступило в южную Францию и начало огнем и мечом обращать еретиков. Так, при взятии города Базьера, ими было перебито 20 000 человек. Целых 20 лет они опустошали южную Францию и, наконец, очистили ее от еретиков. Римская церковь позаботилась, чтобы еретики не появлялись и в будущем. На Тулузском соборе 1229 г. были установлены строгие правила относительно разыскивания еретиков и их наказания. А папа Григорий IX в 1232 г. учредил для этого инквизиционный суд, который предоставил доминиканскому ордену. Иннокентий IV в 1259 г. разрешил в суде инквизиции применять пытки.

Секта вальденсов получила свое начало во 2 пол.12 века от Петра Вальда, лионского купца. Он роздал свое имение бедным и для восстановления апостольской церкви стал странствующим проповедником покаяния и обращения на путь истинный. К нему пристали другие, и образовалось целое общество странствующих проповедников.

Лионский архиепископ запретил им проповедь, а папа в 1184 году предал их даже проклятию, так как оскорблением для иерархии показались их притязания на учительство в церкви. Вальд был изгнан из Лиона; он долгое время проповедовал в Италии, Германии, поселился, наконец, в Богемии, где и умер (1197 г.).

Великие деятели Реформации (Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли).

Мартин Лютер (1483 г. - 1546 г.) родился в семье бывшего рудокопа. В 1508 г. Лютер окончил Эрфуртский университет, получил степень магистра и начал читать лекции в Виттенбергском университете. Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций (31 октября 1517), отрицающие основные догматы и строй католической церкви. Он объявляет веру христианина единственным путем спасения души, которое даруется ему непосредственно богом. Лютер отрицает Священное предание и требует восстановления авторитета Священного писания, провозгласил идеи независимости светского государства от католической церкви. Место священников в лютеранской церкви заняли пастыри из толпы верующих. На Лейпцигском диспуте с католическим богословом Экком в 1519 году заявляет о согласии с реформами Яна Гуса. В 1520 году Лютер был отлучен от церкви. В 1520-1521 годах Лютер утверждает совместимость духовной свободы с телесной несвободой. От преследования по Вормсскому эдикту укрывается в замке Фридриха Саксонского. Здесь он выступает против массовых народных выступлений. Перевел на немецкий язык Библию (1522-1542), утвердив нормы общенемецкого литературного языка.

Ульрих Цвингли (1484-1531) - родился в зажиточной крестьянской семье в Вильдхаузе, в графстве Тоггенбургском. Окончил университет в Вене, занимался преподавательской деятельностью в Базеле, примыкая к кружку базельских гуманистов. Затем он принимает духовный сан и в 1515 г. в чине полкового священника участвует в битве при Мариньяно, после этого выступает против наемничества, индульгенций и обосновывает тезис об оправдании верой.

Цвинглианская церковь имела республиканское устройство. Проповедники и пастыри избирались общиной, ведавшей церковными делами и подчинялась городскому магистрату. В начале 1523 г. городской совет Цюриха поручил Цвингли провести в городе церковную реформу (отменялись многочисленные церковные праздники, закрывались монастыри, проведена секуляризация церковно-монастырской собственности, запрещено ростовщичество, получение иностранных пенсий). Цвингл. Реформация распространилась также в Берне, Базеле и др. Однако между Цюрихом и Берном вспыхнула борьба за первенство в реформационном движении, Цюрих потерпел поражение, а сам Цвингли погиб в сражении в 1531 г., центр швейцарской Реформации переместился в Женеву.

Жан Кальвин (1509 - 1564) - родился в семье юриста, с 1523 года учится в колледже Монтегю, изучает право в Бурже и Орлеане. В 1532 году вышел его первый труд - комментарий к произведению Сенеки "О снисходительности". В 1533 году переезжает в Базель. Здесь он преподавал теологию, написал предисловие к французскому переводу Библии. В 1536 г. Кальвин принял участие в религиозном обновлении Женевы. Предполагаемые реформы Кальвина вызвали сопротивление, и Городской совет в 1538 г. выслал его из Женевы. 1538-1541 годы Кальвин провел в Страсбурге. В 1540 г. Он году женился на Иделетте де Бюр, трое их детей умерли в младенчестве. В 1541 г. приглашен в Женеву. Городской совет принял его "Церковные установления". Церковной единицей стали конгрегации, управ. консисторией, сост. из пастора, диакона, старейшин. Решения кальв. церкви принимали форму гос. законов. Кальвин развил учение о безусловном предопределении. Бог обладает абсолютной свободой, которая выше человеческой справедливости, и поэтому никто не может судить о решениях Всевышнего. Дар веры дается Богом по Его воле. Человек обязан строить свою жизнь строго на основе Священного писания. Повседневный труд является формой служения Богу.