logo
namefix

Культура стран Северной Европы периода Реформации.

С распространением лютеранства скандинавский мир особенно много говорил и заботился о порядке и дисциплине в семье. Женщины получали строгое воспитание: с детства занимались домоводством. Дети были очень зависимыми. Юноши дворянского и бюргерско-патрицианского круга знали иностранные языки, художественную литературу и историю, писали стихи на латыни. Обучение они продолжали в университетах Упсалы и Копенгагена, затем — в зарубежных университетах, путешествовали по Европе и Ближнему Востоку.

С 80-х годов XV в., после введения в Северной Европе книгопечатания, стали публиковать рукописные произведения классического средневековья: латинские теологические и философские труды, библейские и евангельские тексты, хроники и рыцарские романы. Художественная литература находилась под влиянием немецких образцов. К первому поколению крупных датских поэтов-гуманистов, писавших на латыни, принадлежал Ханс Садолин, профессор теологии Эразмус Лэтус - «История Дании». Начиная с 20-х годов XVI в. в университете проводились реформы: были созданы философское, медицинское и юридическое отделения, типография; разработаны новые программы; была введена стипендия.

В городах и в родовых усадьбах сооружаются целые дворцы в ренессансном стиле. Выдающиеся мастера: Адриан де Фриес, Ханс ван Оберберк и др. Датская ренессансная архитектура: краснокирпичный колорит, массивные прямоугольные здания и ненавязчивый декор. Возводились могучие крепости (Фредериксборг). В Швеции этот период также отмечен переделкой старых и возведением новых зданий. К инженерно-строительным новшествам можно отнести водопровод.

Искусство имело прикладной характер. Самым престижным видом была скульптура, расцвет которой произошел с утверждением барокко. Большинство скульпторов были иностранцами, выполнявшими преимущественно заказы короля. Вошли в моду парадные изображения государей и членов их семей — с XVII в. были выдержаны чаще всего в манере классицизма. Важным видом декоративного искусства были гобелены, как привозные, так и местные, эскизы для которых делали видные художники, а изготовление осуществлялось в заграничных или датских дворцовых мастерских. В тогдашнем декоре заметное место занимала резьба по дереву.