Культура
XIX век стал поистине золотым веком культуры в России. Сбылось – вполне и со всей очевидностью – предсказание М.В. Ломоносова, утверждавшего в 1747 г.,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
Главной причиной крутого подъема отечественной культуры XIX в. был нараставший тогда процесс смены феодализма капитализмом во всех (экономических, социальных, политических, духовных) компонентах того и другого строя. Процесс этот подспудно развивался еще до отмены крепостного права. Реформа 1861 г. освободила и ускорила его. В результате темп национального развития России повысился, жизнь страны (культурная, в частности) стала более насыщенной, чем когда-либо ранее. Ряд факторов, производных от смены феодализма капитализмом, способствовал небывалому для России прогрессу культуры.
Во-первых, неизмеримо быстрее прежнего росли в XIX в. (особенно в пореформенные десятилетия) производительные силы, а с их ростом усилилась подвижность населения: многомиллионная масса крестьян перемещалась из деревни в город, на заводы и фабрики, на строительство железных дорог и т.д. Все это влекло за собой крупные перемены в духовной жизни народа: возрастала потребность в знаниях, в образованных людях для государственной службы, просвещения, промышленности, торговли; расширялся спрос на книги, журналы, газеты, культурные зрелища и развлечения.
Во-вторых, переход России от феодализма к капитализму сопровождался ускоренным формированием на ее территории славянских наций и присоединением к ней инонациональных окраин, которые тем самым тоже втягивались в общероссийский ход истории. Это стимулировало бурный рост национального самосознания народов России, который оживлял развитие отечественной культуры, придавал особую цельность, идейную зрелость и содержательность культурным ценностям. Творческая активность народных «низов» проявлялась в том, что их представители поднимались через все препятствия к высотам национальной и мировой культуры. Крепостными были поэт Т.Г. Шевченко, живописцы О.А. Кипренский и В.А. Тропинин, актеры М.С. Щепкин и П.С. Мочалов, актрисы П.И. Жемчугова и Е.С. Семенова, /357/ архитекторы А.Н. Воронихин и П.И. Аргунов, механики отец и сын Черепановы, композитор А.Л. Гурилев.
В-третьих, мощным рычагом культурного подъема служило освободительное движение против крепостничества и самодержавия. На протяжении всего столетия оно росло и вглубь, и вширь и по мере своего роста сильнее воздействовало на духовную жизнь страны. Демократический лагерь в лице своих мыслителей, политиков, художников от А.Н. Радищева до Г.В. Плеханова способствовал развитию науки, литературы, искусства с позиций исторического прогресса, гуманизма, высокой идейности и народности.
Наконец, содействовали прогрессу российской культуры XIX в. ее связи со странами Запада, взаимные контакты и обмен культурными достижениями. На Западе в то время господствовали более развитые, чем в России, экономические и общественные отношения. Более высоким, по сравнению с Россией, был и общий уровень западноевропейской культуры, которую представляли тогда такие гиганты общественной мысли, как Г.Ф. Гегель, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Г. Спенсер, К. Маркс; такие светила науки, как П.С. Лаплас, А. Гумбольдт, М. Фарадей, Ч. Дарвин, Л. Пастер; такие гении литературы, как И.В. Гете, Д. Байрон, Ч. Диккенс, О. Бальзак, В. Гюго, Г. Гейне; такие корифеи искусства, как Л. Бетховен, Д. Верди, Ф. Гойя, Н. Паганини, О. Роден. Поэтому общение с Западом благотворно сказывалось на развитии русской культуры.
Вместе с тем в России XIX в. сохранялись факторы, тормозившие развитие национальной культуры: это крепостное право, которое ограничивало возможности просвещения, и царский абсолютизм, сознательно затруднявший доступ к знаниям простому люду. Российская культура развивалась в сложных условиях противоборства как объективных, так и субъективных факторов, из которых одни содействовали, а другие препятствовали ее прогрессу.
- Н.А. Троицкий Россия в XIX веке. Курс лекций
- От автора
- Примечания
- Под скипетром Александра I Начало реформ
- Примечания
- Россия в коалиционных войнах 1805—1807 гг.
- Примечания
- Проекты м.М. Сперанского
- Примечания
- Отечественная война 1812 г. Причины и начало войны
- Примечания
- От Немана до Москвы
- Примечания
- От Москвы до Немана
- Примечания
- Россия во главе Священного союза Коалиционные войны 1813—1815 гг.
- Примечания
- Монархи против народов
- Примечания
- Аракчеевщина
- Примечания
- Декабристы Становление
- Примечания
- Тайные общества 1821—1825 гг.
- Примечания
- Восстание
- Примечания
- Николаевская Россия «Апогей самодержавия»
- Примечания
- Реформы Николая I
- Примечания
- Внешняя политика
- Примечания
- Идейная борьба 30—40-х годов Охранители
- Примечания
- Либералы
- Примечания
- Революционеры
- Примечания
- Крымская война Планы сторон
- Примечания
- Россия против Турции
- Примечания
- Англия, Франция и Турция против России
- Примечания
- Первая революционная ситуация Понятие и признаки революционной ситуации
- Примечания
- Демократический подъем
- Примечания
- Канун освобождения
- Примечания
- Падение крепостного права
- Примечания
- Земская, городская и судебная реформы
- Примечания
- Финансовые, образовательные, военные реформы
- Примечания
- После реформ От феодализма к капитализму
- Примечания
- Народ и реформы
- Примечания
- Правительственная реакция
- Примечания
- Народолюбцы и тираноборцы Освободительное движение 60-х годов
- Примечания
- «Хождение в народ»
- Примечания
- «Народная воля»
- Примечания
- Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Происхождение войны
- Примечания
- Примечания
- Примечания
- Вторая революционная ситуация Восходящая фаза
- Примечания
- Нисходящая фаза
- Примечания
- Примечания
- Контрреформы 1889—1892 гг. Подготовка
- Примечания
- Содержание контрреформ
- Примечания
- Последствия
- Примечания
- Внешняя политика 1879—1894 гг. Россия и «Союз 3-х императоров»
- Примечания
- Разрыв с Германией
- Примечания
- Русско-французский союз
- Примечания
- Культура
- Просвещение и наука
- Примечания
- Литература
- Примечания
- Искусство
- Примечания
- Заключение
- Примечания