logo search
11

4.Мифологическая картина мира в Ветхом Завете.

Ветхий Завет начинается с мифов о сотворении мира, о первых людях и великом потопе.

«В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма была над бездною, и дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.

И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды… И стало так.

И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву…, дерево плодовитое. И стало так. … И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день третий.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, … и времен, и дней, и годов;

И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю….

И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день четвертый.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных…. И увидел Бог, что это хорошо.

И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь….

И был вечер, и было утро: день пятый.

И создал Бог зверей земных, и скот, и всех гадов земных…

И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле….

И был вечер, и было утро: шестой день.

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, … и почил в день седьмый от всех дел Своих….

И благословил Бог седьмой день, и освятил его…».

Так описывается в Ветхом Завете творение мира Яхве. В мифе о творении рассказывается и о первом человеке, которого «создал Господь Бог из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Звали первого человека Адам. Одиноко было ему в прекрасном саду Эдемском взращенном великим Богом, истинном Рае. Не было среди тварей живых ни одного существа подобного Адаму. И тогда наслал Бог на человека крепкий сон, и взял одно из ребер его и создал из того ребра женщину и нарёк её Евой.

Счастливы были Ева и Адам в райском саду Бога. Любые плоды деревьев могли вкушать они, любую воду пить, кроме только лишь плодов прекрасной яблони. Строго запретил Господь трогать им эти плоды, ибо дерево то, было «древом познания» и всякий, кто отведает плодов его, станет мудрым. Яхве опасался, что человек может стать равным Ему, в мудрости своей, в способности творить.

Явился однажды Еве Змей, то был не просто змей, а великий падший ангел, чья душа была черна как мрак ночи. Не стал он как все ангелы, добрые духи помогать Богу и славить Его. Стал он завидовать Создателю и попытался даже восстать против его воли, отчего был, низвергнут в преисподнюю. Здесь в пекле Ада кипела злоба некогда белого ангела божьего, и мечтал он о мести. И имя ему было – Сатана. Предстал Сатана перед Евой и уговорил её сорвать яблоко с «древа познания». Попробовала Ева плод яблони и дала откусить от него Адаму.

Не было предела торжеству Сатаны, когда увидел он ярость Бога. Жестокий Яхве проклял Адама и Еву и сделал их удел смертным и выгнал их прочь из райского сада Эдемского, чтобы жили они на земле и трудились в поте лица. От Адама и Евы произошли все люди на земле. Мучительно добывали они себе пищу и молили Бога о прощении, и приносили Богу дары – жертвы. Как-то Кайн и Авель – сыновья Адама и Евы принесли жертвы Богу. И жертва Авеля понравилась Господу более даров Кайна. Расстроился Кайн, и позавидовал брату, и убил его в поле. И был проклят за это Богом на вечные времена. Так свершилось первое на земле убийство.

Увидел Бог, что новые поколения людей много хуже предшествующих, что убивают они друг друга и Бога своего не чтят, и даров ему не приносят. Решил тогда Бог уничтожить весь род человеческий. Только потомка третьего сына Адама, Сифа, которого звали Ной, и семью его пожалел Бог, ибо то были люди благочестивые, приносившие дары Ему и ничем не согрешившие пред лицом Его. Приказал Бог Ною построить огромный ковчег. Ной все выполнил как повелел ему Яхве, и в назначенный день вошел в свой корабль со всею семьёю своею, и всякой твари живой взял Ной по паре в ковчег Великий. Вскоре начался по воле Божьей ливень, и чудовищный Всемирный Потоп очистил землю от скверны рода человеческого. Только Ной и семья его спаслись. Ковчег Ноя остановился на вершине гор Арарата спустя семь месяцев и семнадцать дней от начала потопа. Стал Ной выпускать из ковчега голубя, но всё возвращался голубь обратно места сухого не находя. Когда же однажды не вернулся голубь, открыл Ной двери ковчега и ступил на высохшую твердь земную. «И устроил Ной жертвенник Господу; и принес ему жертву во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в Сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день ночь не прекратятся».

Все люди, живущие на земле происходят по вере иудеев от сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета. Например, филистимляне, извечные враги иудеев в Палестине, происходили от рода Хама. А сами иудеи были потомками легендарного Авраама, который вел своё родословие от сына Ноя Сима. Для всех известных тогда в Палестине народов нашлось место в родословной схеме Ветхого Завета.

Разумеется, когда-то все потомки этой большой семьи Ноя и сыновей его, говорили на одном языке и прекрасно понимали друг друга. Изначально они поселились в Месопотамии на берегах Тигра и Евфрата. В неуёмной гордыне своей стали люди строить там город Вавилон и башню великую с тем чтобы «творение рук своих достичь величайшей славы, прежде чем разойтись по всей земле». Разгневался Господь на тщеславных людей и смешал языки их. Перестали люди понимать друг друга и не смогли продолжать строительства башни из глиняных кирпичей. Разошлись люди в разные земли и стали говорить с тех пор на разных языках. С тех пор у каждого народа была своя судьба и свой путь. Особое внимание Ветхий Завет, разумеется, уделил лишь одному народу, который собственно и записал его строки, объявив себя «богоизбранным племенем», то были потомки Авраама, племя Израиля, которых ожидала впереди великая история….