logo
11

4. Религиозные верования древних финикийцев.

Как и другие древние народы, финикийцы поклонялись множеству богов, которые олицетворяли различные природные стихии.

Верховным богом был Ваал, бог бури, молний и Солнца, воплощение высшей силы, действующей во всех делах на людей и божеств. Его называли «отец людей», «милостивый» и «милосердный». Он всегда выносит решения к пользе человека. Изображали его в виде быка, иногда появляется как бог-солнце. Главным мотивом всех мифов о Ваале был рассказ, о его победе над хаосом. Ваал вечно молод и энергичен. Его победы сохраняли стабильность в мире. Финикийцы считали Ваала хозяином дождей и гроз, богом плодородия и растительности.

Ваал пришлет обильные дожди,

Вместе со снегом придет много влаги,

И раздастся его голос из-за облаков,

И разразится он молнией.

Ваал постоянно боролся со своими врагами – богами Хаоса и Смерти. И всякий раз в схватке врагам могучего Ваала удавалось вначале взять над ним верх.

Они стояли, испепеляя друг друга взглядами,

Два равно могучих исполина,

Они схватились, как дикие быки;

Два равно могучих исполина,

Они кусали друг друга, как змеи,

Два равно могучих исполина,

Они били друг друга, как жеребцы,

Смерть внизу, Ваал над нею.

Смерть заключала Ваала в подземный мир, и тогда умирала всякая растительность на земле. В начале сезона дождей Ваал благодаря помощи своей жены, богини материнства Астарты, пробуждался к новой жизни и освобождался из царства мертвых, так что растительность расцветала вновь.

Какой уже известный вам миф это напоминает? Чем, на ваш взгляд можно объяснить это сходство мифологических сюжетов?

Воинственная супруга Ваала, Астарта была богиней неба и луны, материнства, произрастания, плодородия, любви и войны. Изображали ее в виде женщины, сидящей на льве. Богине служили только женщины – жрицы, которые одевались в боевые доспехи. Культ богини-матери у земледельцев связан тесным образом с почитанием земли – огромного материнского чрева, рождающего новый урожай.

Почитался также бог Решев, «повелитель стрел», бог света, связанный с пустыней. Он был богом – разрушителем, который уничтожал людей во время войн и эпидемий. Бог Мелькарт был богом воровства и грабежа, торговли и мореплавания, он покровительствовал всем путникам, мореплавателям, торговцам и ворам. Кроме того, Мелькарт был главным богом Карфагена.

Как повсюду в древности, существовало достаточно много местных культов. Финикийцы сооружали богам храмы и святилища. В храмах постоянно жили жрецы, писцы и музыканты.

При храмах, представлявших собой открытую площадку, в центре которой находился алтарь, существовали многочисленные коллегии жрецов. Всем богам приносились жертвы на вершинах гор. Целью этих жертвоприношений было обеспечение безопасности и благосостояния народа. Божества ведут такой образ жизни, который считается счастливым на земле: много времени проводят они в празднованиях и пирах, так что и Ваал напивается до опьянения.

В Финикии очень долго сохранялись человеческие жертвоприношения, причём иногда приносилось в жертву самое ценное для народа – дети и особенно первенцы. Человеческие жертвы приносились в момент грозной опасности для государства, в засушливые годы. Так умилостивлялись беспощадные боги неба и солнца, когда камни, их символизирующие, обливались человеческой кровью. Когда археологи взялись за раскопки Карфагена, они нашли огромное количество обгорелых детских костей — следы страшных жертвоприношений.

Мир образов и идей человека теснейшим образом связан с его образом жизни. Жизнь пахаря всецело зависит от земли, к которой он привязан. Судьба урожая, а значит и жизнь земледельца, в древности всецело находились во власти природы. Природных духов призвана была укрощать и задабривать сельская народная магия. Умилостивление обидчивых богов неба и земли должно было гарантировать высокий урожай, а значит и продолжение жизни земледельца.