logo
11

5. История еврейского народа в Ветхом Завете.

Тщательный анализ библейских текстов даёт основание заключить, что в начале II тыс. до Р.Х. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т. е. верили в различных богов и духов, в существование души и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов. Однако именно евреи первыми в мире окончательно отказались от политеизма и навсегда уверовали в единственного бога. Религия Библии – религия единобожиямонотеизм. Евреи и бога своего назвали Сущим. Имя библейского бога `Яхве, в другом переводе Иегова и означает «сущее», «единое».

Народ Израиля берет свое начало от Авраама. О легендарном праотце монотеизма Аврааме (которого два народа – евреи и арабы считают своим родоначальником) сохранилось такое предание: однажды, взглянув на звезду, пораженный ее красотой, Авраам воскликнул: «Вот Бог мой!». Но взошла Луна и затмила звезду, и Авраам назвал Луну Богом. Когда взошло Солнце и не стало Луны, он поклонился Солнцу, сильнейшему и прекраснейшему. Но Солнце тоже зашло, и тогда Авраам понял, что ничему видимому не будет поклоняться. Есть нечто более важное, чем каждый из этих предметов в отдельности – их связь единство законов жизни, невидимый смысл всего видимого. Вера в того, который наверху существовала и у многочисленных древних племен, которые описаны в Ветхом Завете. Но она совмещалась с верой во множество богов поменьше. Ветхий (т.е. старый) завет основан на договоре (завете) Авраама с Богом. Главное в нем – признание Единого Бога, который сотворил все и определил те законы, по которым все в мире происходит.

Судьба несколько раз забрасывала евреев далеко от родной земли. Древние еврейские племена были кочевниками. Само слово «еврей» означает пришелец, пришедший. Согласно позднейшему преданию, предки евреев, последовавшие за гиксосами, поселились некогда в области, принадлежавшей Египту, на восточной окраине Дельты Нила.

«И сказал Господь Аврааму: поди из земли твоей от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и да будешь ты в благословении».

(Быт.12.1-2)

Потомки Авраама счастливо жили в земле Ханаана, но в большой семье Израиля (буквально «боровшийся с Богом», второе имя внука Авраама Иакова) поселилась зависть и ревность.

У Иакова (сына Исаака) было 12 сыновей. Именно от них произошли 12 колен (племен) народа еврейского. Любимцем отца был Иосиф. Братья возненавидели Иосифа и сговорились против него. В тайне от отца они схватили своего брата и продали в рабство купцам из каравана шедшего в Египет, отцу же сказали, что загрызли Иосифа дикие звери в пустыне.

Несчастный Иосиф оказался рабом египетского вельможи, но благодаря уму и удаче стал вскоре рабом, а потом и другом самого фараона. Он сблизился с деспотом страны Хапи, когда смог правильно истолковать вещий сон, неотступно мучавший несколько ночей властелина Египта. Он предсказал, что после тучных лет великих урожаев, ждет страну на Ниле страшный голод. Фараон поверил Иосифу и приказал запасти провизию. Когда события произошли в точности, как предсказал раб еврей, фараон уже не отпускал его от себя. В большом почете жил Иосиф в Египте, и многие сородичи его потянулись на земли Хапи. В числе прочих явились и братья Иосифа, которым он простил былую обиду. Все племя Иакова прибыло в Египет.

Тесно связанные с египетской историей племена семитов, судя по всему, испытали на себе большое влияние египетского монотеизма при фараоне Эхнатоне. Тогда их вера в «того, который наверху» стала абсолютной, а верховный бог Яхве стал действительно единственным.

Во времена блестящего Нового Царства фараоны стали побаиваться увеличения чужеродцев в своем государстве. Евреев стали притеснять вплоть до того, что убивали новорожденных. Невидимый верховный Бог стал для них особенно близок. Только на такого Бога мог надеяться народ, оторванный от своей древней земли Ханаанской. Эта вера давала возможность маленькому народу выстоять, поверить в свое превосходство над великими цивилизациями древности.

Особое место в Библии занимает миф об Исходе (т.е. освобождении еврейского народа из египетского плена). Примерно в XIV-XIII вв. до Р.Х. евреи покинули пределы Египта. Как сказано в библейском мифе, по воле Бога великий праведник Моисей вывел евреев из Египта и повел их в благословенную страну Ханаан.

В судьбе Моисея, самого знаменитого из потомков Израиля-Иакова, описанной в мифах Библии, было много счастливых и чудесных случайностей, которые не только спасали ему жизнь, но и говорили о его избранности Богом. Древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее. Единственным источником информации о нем служит библейский текст. Согласно этому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян. Жестокий фараон приказал тогда умерщвлять всех еврейских младенцев мужского пола, и мать Моисея оставила его в корзине из тростника на берегу Нила, где он был обнаружен дочерью фараона и усыновлен ею.

Моисей был воспитан при дворе фараона, однако сохранил связь со своими соплеменниками. Однажды он увидел, что египетский надсмотрщик избивает еврея; вступившись за соплеменника, он убил обидчика. После этого Моисей вынужден был бежать в пустыню к востоку от Египта и стать пастухом. Жизнь в пустыне научила Моисея тем знаниям и навыкам, которые ему пригодились, когда он водил свой народ в пустыне по пути из Египта в землю обетованную (завещанную богом).

В один из дней Яхве явился Моисею:

«И сказал: «Я бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». И закрыл Моисей лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: «Я увидел бедствия народа Моего, который в Египте, и услышал вопль его от приставников его; потому что знаю страдания его и иду избавить его от руки египтян и вывести его из этой земли в землю хорошую и пространную, в землю, текущую молоком и медом, место хананеев и хеттеев, и амореев, и ферезеев, и евсеев, и иевусеев. И ныне вопль сынов Израилевых дошел до Меня и Я увидел угнетение, каким угнетают их египтяне».(Исх.3.1-9).

Не отпустил фараон евреев, как ни молил его Моисей и тогда по воле бога на Египет обрушились десять казней. Только семьям евреев удалось избежать последней (гибели всех первенцев от детей до скота). Этот день избавления от беды, «прохождения мимо» и есть день Пасхи (буквальный перевод этого слова). С тех пор евреи ежегодно отмечают это событие.

«Избранники бога» решили бежать из Египта. Когда миновали они пустыню, раскинулись пред ними лазурные воды Красного моря, а позади слышался цокот копыт конного войска фараона преследовавшего бежавших рабов. Взмолился Моисей Яхве и сотворил Бог чудо – раздвинул воды Красного моря. Прошли племена Израиля по дну моря на берег Синайского полуострова, а когда по их стопам последовали воины фараона, сомкнулись воды морские и поглотили армию Египта.

Моисей стал первым пророком Бога Яхве и основателем его религии. В глазах племени Израиля – это пророк, не имеющий себе равного: через него Бог освободил племя Израиль из египетского рабства, ему Бог открыл свой Закон, с ним Бог скрепил свой Завет – Союз с израильским народом; он – «уста Господни»: через него Бог говорит с народом.

На горе Синай, уже после Великого Исхода, Бог заключил с сынами Израиля союз-завет: «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой... вы будете у Меня царством священников и народом святым». Частью этого завета явились десять заповедей. Десять заповедей охватывают различные сферы человеческой жизни: символы веры (Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им: потому, что Я Господь Бог твой…) и основы личной и общественной морали (не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не желай... ничего, что у ближнего твоего; помни день субботний, чтобы свято хранить его... чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты; почитай отца твоего и мать твою). Эти заповеди были, несомненно, наиболее древним слоем библейского права.

Кроме них, в Законе, открытом Моисею Богом, содержались сотни предписаний и запретов морального и обрядового характера:

«Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти. Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руке у него, то должно предать его смерти. Кто проклинает отца своего или мать свою, того должно предать смерти» (Исх.21.12-17)

«Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен.

Пришельца не притесняй и не угнетай его.

Никакой вдовы, ни сироты не притесняйте» (Исх. 22.19-21).

Под руководством Моисея был изготовлен Ковчег Завета (для переноски и хранения скрижалей, каменных плит, на которых был записан Закон).

Исполнение завета должно было стать залогом хорошей жизни народа. Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех этих заповедей, то обращу лицо Мое на вас и падете перед врагами вашими и будут господствовать над вами неприятели ваши и побежите, когда никто не гонится завами… И сделаю города ваши пустынею и опустошу святилища ваши… И опустошу землю так, что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами и обнажу вслед вам меч…» (Лев.26.14.-17,25).

Давая завет Бога еврейскому народу Моисей решал очень сложную задачу управления толпами людей, уставшими от длительных скитаний, отсутствия необходимого количества пищи и воды, потерявшими надежду, лишенных своих богов.