Дадаизм на примере творчества Марселя Дюшана.
Ответ- Дадаизм. Термин dada (детская лошадка, все детское, лепет младенца) не имеет в науке однозначного толкования применительно к данному направлению. Одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда, культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протест против всего. Возникло во Франции в среде эмигрантской художественной молодежи в разгар Первой мировой войны, просуществовало с 1916 по 1922 гг. Главные теоретики и организаторы Т.Тцара и Х.Балль. Своим предтечей дадаисты почитали Марселя Дюшана, введшего в искусство ready-mades (готовые изделия) - предметы обихода (велосипедное колесо, сушку для бутылок, писсуар) в качестве равноценных и полноправных произведений искусства; открывшего этим новую эпоху в искусстве ХХ в. Путем скандальных акций, выставок, манифестов, экспонирования шокирующих обывателя объектов и т.п. действий дадаисты отрицали и передразнивали все традиционные ценности культуры и искусства, включая и достижения довоенного авангарда, хотя и часто пользовались многими приемами ранних авангардистов. Среди творческих находок дадаистов, унаследованных другими направлениями авангарда можно указать на принцип стохастической организации своих произведений, метод «психического автоматизма» в творчестве, активное использование при создании артефактов содержимого помоек и свалок мусора и отслуживших предметов обихода. Все это найдет последователей в сюрреализме, поп-арте, концептуализме и других арт-практиках 20 в. В 1913—1914 Дюшан, разочаровавшись в живописи, показал на выставках свои первые реди-мейд — промышленные изделия, обретающие в контексте экспозиции характер неутилитарной, отвлеченной формы (Велосипедное колесо, 1913; Сушилка для бутылок, 1914). Эти акции знаменуют начало дадаистского периода в творчестве художника. В 1915 Дюшан прибыл в Нью-Йорк, где вместе с Пикабиа и Мэн Реем основал группировку дадаистов.
Из Америки в 1918 г. Дюшан вернулся в Париж. Там он взялся за работу над картиной «L.H.O.O.Q.» - пририсовал усы и бороду к портрету Джоконды да Винчи и объявил, что его произведение гораздо лучше и современнее. Продолжительное время Мона Лиза Дюшампа находилась в офисе Французской коммунистической партии в Париже. Однако существовал и более радикальный вариант «улучшения» Моны Лизы - «L. H. R. O. O. Q.», который он так и не решился выставить на публике, а тайно любовался этой картиной, повесив ее в своей ванной. (Дюшан всегда «умел жить своей удивительной герметичной жизнью», много лет спустя сказал о нем Дали).
В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор.
Впоследствии Дюшан практически отошел от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций.
После 1942 года Дюшан жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство. Несколько раз снимался в кино, сам снял вместе c Маном Рэем экспериментальный фильм «Анемик Синема», ему посвящен короткометражный игровой фильм Паоло Марину-Бланко (2002). В 2000 во Франции учреждена премия Марселя Дюшана молодым художникам.
Коллаж - а это, несомненно, одна из головокружительных вершин кубистической живописи - вводит в искусственный мир картины какой-то фрагмент реальности. У сюрреалистов коллаж включает готовые элементы, которым - по отдельности или в разношерстном соединении-приписывается некий аллегорический смысл. Обе упомянутые техники основаны на контрасте или неожиданности и несут, пускай в разной степени, отпечаток романтизма. Ничего подобного нет в совершенно простом и обескураживающем изобретении, названном Дюшаном «реди-мейд»: это промышленные товары или готовые изделия (например, рекламные плакаты), на которых проставлено его имя; иногда они сопровождаются несколькими словами подписи или слегка ретушированы. Выбранный предмет здесь попросту изолирован, отмечен, исключен из окружения и перенесен в другую среду; фрагмент реальности не изымается из нее с целью столкнуть его с рукотворными частями картины или превратить в символ - он изъят ради самого изъятия и черпает свое значение, свою неповторимую действенность в том факте, что отрезан от окружающего.
- Итальянское Барокко в архитектуре и скульптуре культуре 17 века на примере творчества Лоренцо Бернини.
- Барокко европейском искусстве 17го столетия на примере творчества Микеланджело Караваджо, Рембранта ван Рейна и Диего Веласкеса (в чем стилевые особенности творчества каждого из и них).
- Голландская живопись 17 века на примере творчества «малых голландцев» (основные жанры, стилистические особенности и живописные приемы).
- «Большой стиль» Людовика XIV и французский классицизм на примере архитектуры Парижа, Версаля и творчестве Никола Пуссена.
- Искусство эпохи Просвещения и Великой Французской революции на примере творчества Жака Луи Давида.
- Романтизм в европейской живописи на примере творчества английских прерафаэлитов.
- Академизм в европейской живописи на примере творчества Жана Огюста Доминик Энгра и Вильяма Бугро.
- Французский импрессионизм на примере творчества Эдуарда Мане и Клода Моне.
- Творчество Поля Гогена и Поля Сезанна, их влияние на живопись европейского модерна и авангарда.
- Уникальная творческая манера Винента Ван Гога, значение его творчества для искусства последующих эпох.
- Пуантилизм на примере творчества Жёржа Сёра, почему эта манера получила название «научного импрессионизма».
- Графика и рекламные плакаты Анри де Тулуз-Лотрека, как переход от постимпрессионизма к европейскому модерну.
- Фовизм на примере творчества Анри Матисса.
- Кубизм на примере творчества Пабло Пикассо.
- Дадаизм на примере творчества Марселя Дюшана.
- Сюрреализм на примере творчества Сальвадора Дали.
- Абстракционизм на примере творчества Василия Кандинского.
- Супрематизм на примере творчества Казимира Малевича.
- Встреча русского авангарда и европейского модернизма в творчестве Марка Шагала.
- Конструктивизм начала 20 века на примере творчества в.Е. Татлина.
- Творческая манера и внутреннее содержание экспрессивного абстракционизма Джексона Поллока.
- Современное искусство на примере поп-арта Энди Уорхола .
- 17) Сальвадор Дали "Сон". / 1937/ сюрреализм
- 18) Марсель Дюшан "Сушилка для бутылок" .
- 20) Василий Кандинский "Композиция №7". / абстракционизм/ 1910/