Архивы.
Древняя Месопотамия была страной архивов. Самые ранние архивы относятся еще к первой четверти III тысячелетия до н. э. В этот период помещения, в которых хранились архивы, в большинстве случаев не отличались от обычных комнат. Позднее таблички стали хранить в ящиках и корзинах, покрытых битумом, чтобы уберечь их от сырости. К корзинкам были привязаны ярлыки с указанием содержания документов и периода, к которому они относятся. В архиве храмовой администрации в городе Уре в XIX в. до н. э. таблички располагались на деревянных полках в специальном помещении. В царском дворце Мари археологи нашли колоссальный архив, относящийся к XVIII в. до н. э. В Уруке в двух комнатах было обнаружено около 3500 документов хозяйственной отчетности VIII—VI вв. до н. э. При раскопках в Хорсабаде, на территории Древней Ассирии, взору археологов предстала комната, в стенах которой были расположены три ряда ниш от 25 до 30 см высотой и шириной и от 40 до 50 см глубиной, разделенных перегородками. В этих нишах найдено некоторое количество фрагментов табличек. Очевидно, когда-то в этом помещении хранились архивные документы.
Первые известные нам архивы частных лиц относятся к первой половине III тысячелетия до н. э. Они хранились в кувшинах, ящиках и в тростниковых корзинках. От I тысячелетия до н. э. сохранилось большое количество частных архивов. Среди них особое место занимает архив делового дома Эгиби, функционировавшего в Вавилоне с конца VIII до начала V в. до н. э. В этом архиве насчитывается более 3000 долговых расписок, контрактов об аренде земли и домов, об отдаче рабов в обучение различным ремеслам и т. д. В городе Ниппуре был
найден архив другого делового дома, а именно Мурашу, имевшего большое значение в экономической жизни Южной Вавилонии в V в. до н. э. Архив этот содержит свыше 800 табличек, большая часть которых прекрасно сохранилась.
В государственных, храмовых и частных архивах сохранились также тысячи писем самого разнообразного характера. Они написаны на продолговатых маленьких табличках из глины мелким, убористым письмом. Некоторые из них обожжены, а большинство высушены на солнце. Адресату они посылались в глиняных конвертах, скрепленных печатями, что обеспечивало тайну переписки и сохраняло текст от повреждений. На конверте писали и имя адресата.
Центральной фигурой месопотамской цивилизации был писец, являвшийся основным создателем богатейшей клинописной литературы. От услуг писцов зависели правители, храмы и частные лица. Некоторые из писцов занимали очень важные посты и имели возможность оказывать влияние на царей, принимали участие в важных дипломатических переговорах. Но большинство писцов, находившихся на службе у царя или у храмов, выполняли бюрократические функции по управлению хозяйством и сбору податей.
Школы.
Большинство писцов получало образование в школе, хотя нередко писцовые знания передавались и в семье, от отца к сыну. Шумерская школа, как и более поздняя вавилонская, главным образом готовила писцов для государственного и храмового управления. Школа стала центром образования и культуры. Программа обучения была до такой степени светской, что религиозное образование вообще не входило в круг школьных занятий. Основным предметом обучения являлись шумерский язык и литература. Ученики старших классов в зависимости от предполагавшейся в дальнейшем более узкой специализации получали грамматические, математические и астрономические знания. Те, кто собирался посвятить свою жизнь науке, продолжительное время изучали право, астрономию, медицину и математику.
Ряд шумерских произведений повествует о школьной жизни. Часть их носит нравоучительный характер, а другие полны иронии и сарказма по отношению к учите-
173
лям. Так, например, в произведении «О непутевом сыне» писец увещевает своего ленивого сына не слоняться по улицам, брать пример с достойных учеников и прилежно заниматься. Как рассказывается в другом шумерском произведении, по просьбе сына, который был плохим учеником и поэтому часто подвергался порке в школе, отец пригласил учителя в гости, чтобы задобрить его. Гостя усадили на почетный стул, накормили хорошим ужином и одарили ценным подарком, после чего он стал восхвалять мальчика как способного и прилежного ученика. Сохранился еще один шумерский текст, в котором ученик обвиняет своего учителя в том, что тот не научил его ничему, хотя он и посещал школу с детства до зрелого возраста. На эти упреки учитель отвечает: «Ты уже близок к старости. Время твое прошло, как у иссохшего зерна... Но если ты будешь все время учиться, днем и ночью, будешь послушен, а не заносчив, если будешь слушаться учителей и товарищей, то еще можешь стать писцом».
Словесность. Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, гимнов, легенд, эпических сказаний и сборников пословиц, которые когда-то составляли богатую шумерскую литературу. Особый жанр составляли произведения о гибели шумерских городов из-за набегов соседних племен. Большой популярностью пользовался «Плач о гибели жителей Ура» (в конце XXI в. до н. э.), где описываются страшные подробности о страданиях женщин, стариков и детей, которые мучились от голода, горели в объятых пожаром домах и тонули в реке.
Самым знаменитым памятником шумерской литературы являлся цикл эпических сказаний о легендарном герое Гильгамеше. В наиболее полном виде этот цикл сохранился в более поздней аккадской переработке, найденной в библиотеке Ашшурбанапала. Это величайшее литературное произведение Древней Месопотамии. Согласно преданию, Гильгамеш был сыном смертного человека и богини Нинсун и правил в Уруке. Но сохранившаяся традиция позволяет полагать, что Гильгамеш был историческим лицом. Например, в шумерских царских списках он упоминается как один из царей Первой династии города Урука.
В этом произведении рассказывается о том, как Гильгамеш начал угнетать жителей Урука, заставляя их работать все время над сооружением городских стен. Измученные горожане обратились к богам с мольбой избавить их от своего царя. Когда многократные их жалобы надоели богам, Ану, бог неба, велел одной богине сотворить героя, который мог бы состязаться в силе с Гильгамешем. Богиня слепила из глины могучего героя по имени Энкиду. Его тело было покрыто шерстью, и сам он жил в степи среди диких зверей. Узнав о существовании Энкиду, Гильгамеш решил побороться с ним, чтобы жители Урука могли убедиться в доблести своего царя. Поэтому в степь была послана блудница по имени Шамхат, чтобы соблазнить Энкиду и привести его в Урук. Энкиду целую неделю наслаждался ласками Шамхат, после чего решил вернуться к зверям. Однако последние уже не признали Энкиду и бежали прочь от него. Тогда Шамхат удалось привести Энкиду в Урук, где на виду у всего города состоялось его единоборство с Гильгамешем. Силы соперников были равными, и они решили стать друзьями. Эта дружба оказалась верной, и они вместе убили страшное чудовище Хумбабу, которое охраняло кедровый лес, и совершили много других подвигов. После этого богиня Иштар влюбилась в Гильгамеша и предложила ему свою любовь. Гильгамеш отверг ее, бросив ей упрек, что в прошлом она без конца меняла мужей и не способна на постоянное чувство. Оскорбленная такой дерзостью, Иштар пришла в ярость и послала против смельчака чудовищного быка. С помощью Энкиду Гильгамеш убил чудовище. При этом Энкиду нанес богине тяжкое оскорбление, бросив ей в лицо ляжку убитого быка со словами, что, если бы он мог добраться до Иштар, он убил бы и ее. За это оскорбление Энкиду суждено было умереть. Гильгамеш долго переживал смерть верного друга и в тоске решил отправиться на край света, к своему отдаленному предку Зиусудре, еще в незапамятные времена спасшемуся от потопа. Зиусудра рассказал Гильгамешу следующую легенду о потопе. В отдаленные времена, когда богам надоели людские беззакония и грехи, они решили уничтожить род человеческий, сделав исключение лишь для праведного и благочестивого Зиусудры и его жены. Бог Энки предупредил Зиусудру о грозящей опасности и велел ему построить
174
Статуя шеду (духа-охранителя) из царского дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. VIII в. до н.э.
В конце II тысячелетия до н. э. в Вавилонии появилось философского характера произведение на аккадском языке под названием «Да прославлю я владыку мудрости». Оно рассказывает о жалкой и жестокой судьбе невинного страдальца. Хотя он жил праведно и соблюдал все божеские установления и человеческие законы, бесконечные беды, страдания и гонения не переставали преследовать его. В этом произведении ставится вопрос, почему Мардук, верховный бог вавилонян, допускает, чтобы самые лучшие люди бесконечно страдали без всякой вины с их стороны? На этот вопрос дается следующий ответ: воля богов непостижима и поэтому люди должны беспрекословно покоряться им. Позднее этот сюжет нашел дальнейшее развитие в библейской книге Иова, мужа непорочного, справедливого и богобоязненного, которого тем не менее настигали бесконечные удары судьбы.
По своему содержанию к произведению о невинном страдальце примыкает и поэма «Вавилонская теодицея» (дословно «богооправдание»), возникшая в первой половине XI в. до н. э. В отличие от большинства древневосточных литературных произведений, носящих анонимный характер, нам известен автор этой поэмы. Им был некий Эсагил-кини-уббиб, служивший жрецом-заклинателем при царском дворе. В ней в яркой форме излагаются религиозно-философские идеи, волновавшие вавилонян. «Теодицея» построена в форме диалога невинного страдальца с его другом. На протяжении всего произведения страдалец обличает неправедность и зло, излагает свои претензии к богам и сетует на несправедливость общественных порядков. Друг стремится опровергнуть эти рассуждения. Автор произведения не высказывает своего отношения к сути спора и не навязывает своего мнения читателю или слушателю.
X веком до н. э. датируется интересное произведение под названием «Раб, повинуйся мне», пронизанное пессимистическим отношением к жизни и ее превратностям. Оно содержит диалог господина со своим рабом. Скучая от безделья, господин перечисляет самые различные желания, которые он хотел бы исполнить. Раб сначала поддерживает намерения хозяина и высказывает свои доводы в пользу их осуществления. Затем, когда господин отказывается от их реализации, раб всякий раз приводит аргументы относительно того, что все действия человека бесполезны и бессмысленны. Так, если господин поступит на службу к правителю, тот может отправить его в
175
опасный поход; если он отправится в путешествие, то может погибнуть в пути; можно было бы завести семью, но и этого не следует делать, ибо в таком случае дети разорят отца; если заняться ростовщичеством, можно потерять и свое имущество и заслужить черную неблагодарность должников; бессмысленно также приносить жертвы богам, ибо последние капризны и жадны, а взамен за приношения оставляют людей без всякого внимания. Раб внушает господину, что не следует делать добро людям, ибо после смерти и злодеи, и праведники, и знатные, и рабы равны, и никто не отличит их друг от друга по черепам. В конце произведения раб убеждает своего пресыщенного жизнью хозяина, что единственное благо заключается в смерти. Тогда господин высказывает желание убить своего раба. Но тот спасается тем, что указывает на неизбежность скорой смерти и самого господина.
Большую художественную ценность имеют ассирийские анналы, написанные ритмическим языком и содержащие яркие образы, в том числе и описания природы чужеземных стран, через которые проходили ассирийские воины. Но самым знаменитым ассирийским произведением была повесть о премудром писце и советнике ассирийских царей Ахикаре. Сохранился клинописный текст, который называет Ахикара ученым советником Асархаддона (681—669 гг. до н. э.). Таким образом, герой повести был историческим лицом. Как видно из самого произведения и упомянутого клинописного текста, он происходил из арамейской среды, в которой, по-видимому, и возникла сама повесть. Текст ее еще в древности и в средние века был переведен на греческий, сирийский, арабский, армянский, славянские и другие языки. В наиболее полном виде повесть сохранилась на сирийском языке. Сюжетная линия повести такова: Ахикар не имел своих детей, поэтому он усыновил сына своей сестры Надана и, научив его почетной профессии писца, устроил на придворную службу. Но племянник оказался неблагодарным человеком и оклеветал перед царем своего приемного отца. В результате этого Ахикар подвергается бесконечным злоключениям, но в конце концов справедливость восторжествовала, и Надан умирает, понеся заслуженное им божье наказание.
Крылатое божество с головой орла. Рельеф из дворца в Нимруде
- История Древнего
- Электронное оглавление
- Глава 4. Общеегипетское государство в период среднего царства (XXI—XVIII вв. До н.
- Глава 5. Великая египетская держава в эпоху нового царства (XVI—XII вв. До н. Э.) ..59
- Раздел I. История Древнего Египта 2
- Глава 6. Египет в поздний период 17
- Глава 7. Культура древнего египта 27
- Раздел II. История древней передней азии 51
- Глава 8. Географическая среда. Население. Источники и историография 55
- Глава 9. Древнейшая месопотамия. Формирование раннеклассового общества. Города-государства шумера 71
- Глава 11. Месопотамия во II тысячелетии до н. Э. Преобладание вавилона 86
- Глава 12. Великая ассирийская военная держава в I тысячелетии до н. Э. . 102
- Глава 13. Вавилония в конце II —первой половине I тысячелетия до н. Э.: от политического упадка до образования великой державы 116
- Глава 14. Культура народов древней месопотамии 127
- Глава 15. Малая азия и закавказье 143
- Глава 16 . Хеттское царство 149
- Глава 17. «троянское», фригийское и лидийское царства 158
- Глава 18. Ванское царство (урарту) и государства закавказья 167
- Глава 19. Восточное средиземноморье и аравия сирия, финикия и палестина в древности 178
- Глава 20. Карфаген в IX — III вв. До н. Э.: от финикийской колонии до великой державы 197
- Глава 21. Древние государства аравийского полуострова 203
- 1. Страна и население.. 203
- Раздел III. Иран и стредняя азия в древности 222
- Глава 22. Географическая среда и население. Источники и историография 223
- Глава 23. Иран. Древние государства элама 227
- Глава 24. Мидийское царство в VIII—VI вв. До н. Э.. 234
- Глава 25. Персидская держава в VI-IV вв. До н. Э.. 240
- Глава 26. Средняя азия в III—I тысячелетиях до н. Э.. 262
- Глава 27. Кушанская держава и парфия 270
- Страна и население 342
- Глава 36. Разложение первобытнообщинного строя и древнейшие государственные образования в китае. Шан-инь и чжоу 347
- Глава 37. Древний китай в VIII—III вв. До н. Э 353
- Глава 38. Первое централизованное государство в китае — империя цинь (221—207 гг. До н. Э.) 360
- Глава 39. Империя хань в III в. До н. Э. — I в. Н. Э... 366
- Глава 40. Древний китай в I—III вв. Н. Э... 373
- Глава 41. Культура древнего китая 380
- Глава 42. Другие страны дальнего востока 387
- Глава 43. Государства юго-восточной азии в древности 391
- Географические границы.
- Глава 1. Природные условия. Население. Источники и историография
- 1. Страна и население
- 2. Основные источники по истории Древнего Египта
- Архивы. Деловые и юридические документы.
- «Поучения» и «пророчества» как источник.
- 3. Краткий обзор развития египтологии
- Отечественная египтология.
- Глава 2. Формирование раннеклассового общества и государства
- 1. Первые земледельческие общины. Разложение первобытнообщинных отношений (V — первая половина IV тысячелетия до н. Э.)
- 27 Глиняный сосуд додинастического периода с изображением охотника и четырех собак
- 2. Социальная дифференциация общества.
- 3. Периодизация истории Древнего Египта
- Глава 3. Объединение египта и создание централизованного общеегипетского государства. Эпоха строительства великих пирамид
- 1. Раннее царство (XXXIII—XXIX вв. До н. Э.)
- Стела Нармера (лицевая и оборотная сторона)
- 2. Общество и государство в период Древнего царства (XXVIII—XXIII вв. До н. Э.) Социально-экономические отношения.
- Царевич Рахотеп и его жена Нофрет. IV династия
- Чиновник Каапер. V династия
- Гигантский сфинкс в Гизэ. IV династия
- Солнечный храм фараона Ниусерра (реконструкция)
- Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара
- Глава 4. Общеегипетское государство в период среднего царства (XXI—XVIII вв. До н. Э.)
- 1. Распад Египта на номы. Борьба Гераклеополя и Фив за объединение Египта (I Переходный период: середина XXIII—середина XXI в. До н. Э.)
- 2. Египет Среднего царства
- Работник, толкущий зерно. XXI—XX вв. До н.Э.
- 3. Обострение социальных противоречий. Восстание рабов и бедняков. Египет под властью гиксосов
- Глава 5. Великая египетская держава в эпоху нового царства (XVI—XII вв. До н. Э.)
- 1. Завоевания фараонов XVIII династии (ок. 1554— ок. 1306 гг. До н. Э.)
- Раздел I. История Древнего Египта
- Дейр-эль-Бахри. XVIII династия
- Фараон Тутмос III
- 2. Экономика
- 3. Социальные отношения
- 4. Государственное управление
- 5. Религиозно-политическая реформа Эхнатона
- Нефертити, супруга Эхнатона. XVIII династия
- 6. Египет при XIX династии (ок. 1306—ок. 1197 гг. До н. Э.). Правление фараона Рамсеса II
- 7. Правление XX династии (ок. 1147 —ок. 1075 гг. До н. Э.). Конец эпохи Нового царства
- Глава 6.Египет в поздний период
- 1. Египет под властью иноземцев Египет под властью ливийцев.
- Завоевание Египта Кушем.
- Фараон Тахарка. XXV династия. VII в. До н. Э.
- Ассирийцы в Египте.
- 2. Борьба Саиса за объединение
- Египет в составе Ахеменидской державы.
- Египет в IV в. До и. Э.
- Глава 7. Культура древнего египта 1. Особенности древнеегипетской культуры
- 2. Египетская религия
- Египетский пантеон. Мифология.
- Религиозная реформа Эхнатона.
- Организация культа.
- Танец и музыка. Роспись в гробнице Нахт. Новое царство
- 3. Язык. Письменность. Система обучения
- (Вверху);
- 4. Литература
- Анубисом (с головой шакала). Новое царство
- «Певица Амона» Раннаи. Новое царство
- 5. Изобразительное искусство и архитектура
- Абидосе
- 6. Научные знания
- Заключение к разделу I
- Важнейшие даты
- Историография
- 1. Природные условия
- 2. Население Древней Месопотамии
- 3. Периодизация
- 4. Источники древней истории Месопотамии
- Памятники материальной культуры.
- Хозяйственные документы.
- Надписи исторического содержания.
- Памятники шумеро-аккадской словесности.
- Источники из других стран Древнего Востока.
- Произведения античных авторов.
- 5. Историография Дешифровка клинописи.
- Археологическое изучение.
- Глава 9. Древнейшая месопотамия. Формирование раннеклассового общества. Города-государства шумера
- 1. Месопотамия на заре цивилизации
- 2. Южная Месопотамия времени Ранних династий
- 3. Политическая история шумерских городов-государств
- (Пуаби) в Уре
- Глава 10. Образование централизованного государства в месопотамии. Державы аккада и III династии ура
- 1. Месопотамия под властью Аккада в XXIV—XXII вв. До н. Э.
- Победная стела Нарам-Суэна. XXIII в. До н. Э.
- 2. Нашествие кутиев
- 3. Шумеро-Аккадское царство при III династии Ура
- Статуя правителя Лагаша Гудеа
- Глава 11. Месопотамия во II тысячелетии до н. Э. Преобладание Вавилона
- 1. Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонского царства (XIX—XVI вв. До н. Э.)
- Мари. XVIII в. До н.Э.
- 2. Законы Хаммурапи. Социально-экономический и политический строй Вавилонии
- 3. Вавилонское царство при касситской династии
- 4. Хурритский мир. Государство Митинга
- 5. Город-государство Ашшур и начало ассирийской государственности (первая половина II тысячелетия до н. Э.)
- 6. Ассирия в среднеассирийский период (вторая половина II тысячелетия до н. Э.)
- Глава 12. Великая ассирийская военная держава в I тысячелетии до н. Э.
- 1. Экономический и военно-политический подъем Ассирии в конце X — IX в. До н. Э. Международная обстановка на Ближнем Востоке в начале I тысячелетия до н. Э.
- Причины активизации завоевательной политики.
- 2. Создание «мировой» Ассирийской державы
- Синаххериба в Ниневии. VII в. До н.Э.
- Ассирия на закате своей истории.
- 3. Социально-экономический строй Ассирии и организация государства
- Глава 13. Вавилония в конце II —первой половине I тысячелетия до н. Э.: от политического упадка до образования великой державы
- 1. Вавилония в XII—VII вв. До и. Э. Вавилония после господства касситской династии.
- 2. Разгром Ассирии и создание Нововавилонской державы Набопаласар.
- Навуходоносор II.
- Набонид и крушение державы.
- Ворота Иштар. Вавилон. Ок. 580 г. До н.Э.
- Зиккурат Набонида в Уре. VI в. До н.Э. (реконструкция)
- 3. Экономика и общество Вавилонии в VII—IV вв. До н. Э.
- Глава 14. Культура народов древней месопотамии
- Письменность.
- Библиотеки.
- Архивы.
- Религия.
- Гробницы а-бар-ги в Уре
- Научные знания.
- Вавилонская «карта мира» из Сиппара
- Искусство.
- Глава 15. Малая азия и закавказье . Малая азия: страна и население. Источники и историография. Древнейший период ее истории Природные условия и население.
- Источники и историография Хеттского царства.
- Глава 16 . Хеттское царство 1. Политическая интеграция восточной Анатолии. Хеттское царство в XVIII— XV вв. До н. Э.
- Хеттский воин. Рельеф из Самаля
- 2. Великая Новохеттская держава (XIV—XIII вв. До и. Э.). Гибель Хеттского царства
- 192 Хаттуса. Фото г. Штайнера, профессора Филипс-университета (Марбург, Германия)
- 3. Социально-экономический и государственный строй хеттского общества
- (Марбург, Германия)
- 4. Хеттская культура
- Глава 17. «троянское», фригийское и лидийское царства 1. «Троянское» царство
- 2. Фригийское царство
- Фрагмент фригийской терракоты с изображением кентавра
- 3. Лидийская держава
- Глава 18. Ванское царство (урарту) и государства закавказья
- 1. Племена Закавказья в V—II тысячелетиях до н. Э. Возникновение государства Урарту. Природные условия, источники и историография.
- Балаватских воротах. IX в. До н.Э.
- Возникновение государства Урарту.
- 208 Бронзовый шлем с надписью Аргишти и изображением культовых сцен. Кармир-блур
- Ванское царство на вершине могущества.
- 2. Урартское общество и культура
- План урартской крепости Тейшебаини (Кармир-блур)
- Бронзовая статуэтка богини Багбарту. VII в. До н. Э.
- 3. Упадок Урарту.
- Глава 19. Восточное средиземноморье и аравия сирия, финикия и палестина в древности
- 1. Природные условия. Источники. Обзор исторической литературы. Древнейший период истории Восточного Средиземноморья Природа и население.
- Источники и историография.
- 2. Ранние государственные образования в III—II тысячелетиях до н. Э. Развитие ремесел и сложение городов-государств. Эбла, Библ и Алалах.
- Филистимлянин. Египетский рельеф
- 3. Финикия и Сирия в начале I тысячелетия до н. Э. Дамасское царство
- Израильская керамика из Таанаха. X—VIII вв. До н.Э.
- 4. Палестина в I тысячелетии до н. Э. Израильско-Иудейское царство Израильско-Иудейское царство.
- 5. Восточное Средиземноморье под властью Ассирии, Вавилонии и Персии. Обострение социальных противоречий в Финикии и Палестине
- Финикийский саркофаг
- 6. Культура стран Восточного Средиземноморья
- Начало II тысячелетия до н.Э.
- Глава 20. Карфаген в IX — III вв. До н. Э.: от финикийской колонии до великой державы
- Ранний период истории Карфагена.
- Создание Карфагенской державы.
- Политическое устройство Карфагена.
- Культура Карфагена.
- Глава 21. Древние государства аравийского полуострова
- 1. Страна и население.
- Положение и природная среда.
- Хозяйства.
- Катабанская надпись о покупке дома
- Источники по древней истории Аравии.
- Алебастровые рельефы из некрополя Тимны
- Изучение истории Древней Аравии.
- 2. Североаравийские племена и государственные образования
- 3. Южноаравийские государства в древности Политическая история.
- Экономика.
- 4. Культура Древней Аравии
- Заключение к разделу II
- Древняя Месопотамия
- Малая Азия
- Закавказье
- Восточное Средиземноморье и Карфаген
- Ближний восток в VII в. До н.Э.
- Глава 22. Географическая среда и население. Источники и историография
- Природа и население.
- Источники и историография Древнего Ирана.
- Источники и историография Средней Азии.
- Глава 23. Иран. Древние государства Элама возникновение государства в эламе.
- Бронзовая голова эламита. Конец I тысячелетия до н. Э.
- Возвышение и гибель Эламского царства.
- Золотая статуэтка жертводателя из Суз. XIII—XII вв. До н.Э.
- Глава 24. Мидийское царство в VIII—VI вв. До н. Э. Расселение ираноязычных племен.
- Скифов.
- Возникновение и расцвет Мидийской державы.
- Мидиец, приносящий дань. Персепольский рельеф
- Мидийское общество и культура.
- Глава 25. Персидская держава в VI-IV вв. До н. Э. 1. Возникновение Персидской державы Завоевательная политика Кира II.
- Гробница Кира II в Пасаргадах
- Камбиз и завоевание Египта.
- 2. Народные восстания в Персидской державе в последней четверти VI в. До н. Э.
- Вавилонянин, приносящий дань. Персепольский рельеф
- Армянин, приносящий дань. Персепольский рельеф
- 3. Реформы Дария I
- Дарик — ахеменидская золотая монета
- Оттиск ахеменидской печати с надписью Дария I
- 4. Персидская держава в V—IV вв. До н. Э. Греко-персидские войны
- 5. Поход Александра Македонского на Восток и разгром Персидской державы
- 6. Экономика и социальные отношения в Персидской державе в VI—IV вв. До н. Э.
- 7. Религия и культура Персии
- Золотой ритон с изображением льва. V в. До н.Э.
- Глава 26. Средняя Азия в III—I тысячелетиях до н. Э.
- 1. Древнейшие племена. Раннеклассовое общество Алтын-депе
- Печать. Алтын-депе
- Общество Алтын-депе.
- Раздел III. Иран и Средняя Азия в древности Золотая голова быка. Алтын-депе
- Глава 26. Средняя Азия в III—I тысячелетиях до н. Э.
- 2. Средняя Азия на рубеже II—I тысячелетий до и. Э. Расселение индоиранских племен
- 3. Средняя Азия в составе державы Ахеменидов
- Глава 27. Кушанская держава и парфия 1. Поход Александра Македонского. Средняя Азия при Селевкидах
- 2. Греко-Бактрийское царство
- Серебряная монета Диодота II. III в. До н.Э.
- 3. Кушанская держава Политическая история.
- Кушанская культура.
- 4. Парфянское царство Возникновение в расцвет Парфянской державы.
- Парфянская крепость Дурнали (реконструкция)
- 313 Кентавр с женщиной (нижняя часть ритона из слоновой кости). Ниса. III—II вв. До н.Э.
- Парфянское общество и культура.
- Риган с протомой в виде грифона. Ниса
- Заключение к разделу III
- Иран и Средняя Азия
- Контрольные вопросы
- Глава 28. Территория и население. Периодизация. Источники и историография
- 1. Территория и население
- 2. Периодизация
- 3. Источники
- 4. Историография
- Глава 29. Индская цивилизация (XXIII—XVIII вв. До н. Э.)
- Сосуд из Чанху-Даро
- Танцовщица. Мохенджо-Даро
- Печать. Долина Инда
- Глава 30. «ведийский период». Становление ранних государств в северной индии (XIII—VI вв. До н. Э.)
- Глава 31. «буддийский период». Социально-экономическое развитие в V—III вв. До н. Э. И образование общеиндийской державы
- 1. Социально-экономические отношения
- 2. Система древнеиндийских государств. Образование общеиндийской державы
- Львиная капитель. Санчи
- Глава 32. «классическая эпоха». Политическая история южной азии во II в. До н. Э. — V в. Н. Э. Общественный строй
- Социально-экономические отношения.
- Глава 33. Религия и культура древней индии 1. Религии Ведийская религия.
- Нирвана Будды. Гандхара. II—III вв.
- Культовая пещера Бхаджа
- Будда. Гандхара. Ок. 300 г. Н.Э.
- Буддизм.
- Индуизм.
- 2. Культура Древней Индии Литература.
- Общий вид ступы в Санчи
- Рельеф с южных ворот ступы в Бхархуте
- Архитектура и искусство.
- Глава 34. Древний Шри-Ланка (Цейлон)
- Статуя Будды из Анурадхапуры. IV—V bb.
- Заключение к разделу IV
- Раздел V . Страны восточной и юго-восточной азии в древности
- Глава 35. Природная среда. Населеление. Xронология и периодизация истории древнего китая. Источники,
- 1. Страна и население
- 2. Хронология и периодизация
- 3. Источники древнекитайской истории
- 4. Историография
- Глава 36. Разложение первобытнообщинного строя и древнейшие государственные образования в китае.
- 1. Неолитические истоки древнекитайской цивилизации
- 2. Предания о событиях политической истории II тысячелетия до н. Э.
- 3. Развитие производительных сил во II тысячелетии до н. Э.
- Человека. Позднее Инь
- Погребение иньского вана близ Аньяна. XI в. До н.Э.
- 4. Общество и государство в эпоху Инь
- 5. Возникновение государства Чжоу
- 6 Социально-экономические отношения в X—VIII вв. До и. Э.
- Глава 37. Древний китай в VIII—III вв. До н. Э. 1. Этнополитическая ситуация на Среднекитайской равнине
- 2. Борьба за гегемонию
- 3. Сдвиги в социально-экономическом строе общества
- 4. Идеологическая борьба в Древнем Китае в VI—III вв. До н. Э.
- Сцена сражения. Орнамент бронзового сосуда IV в. До н.Э.
- 5. Реформы Шан Яна
- Глава 38. Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. До н. Э.)
- 1. Предпосылки объединения древнекитайских царств. Развитие экономических связей
- 2. Создание централизованного государства. Империя Цинь
- 3. Внешняя политика Цинь Шихуана
- 4. Обострение социально-политических противоречий и народная война в конце III в. До н. Э.
- Воин дворцовой охраны. Керамика. Династия Цинь
- 5. Борьба Чу и Хань
- Глава 39. Империя Хань в III в. До н. Э. — I в. Н. Э. 1. Внутренняя политика первых ханьских императоров
- 2. «Золотой век у-ди»
- 3. Кочевники Центральной Азии и возникновение державы сюнну
- 4. Внешняя политика империи Хань во II—I вв. До н. Э.
- В поле и на охоте. Каменный барельеф ханьского времени
- 5. Начало кризиса империи
- Служанка-рабыня с лампой в руках. Керамика. Эпоха Хань
- 6. Социально-экономические отношения на рубеже нашей эры
- Глава 40. Древний китай в I—III вв. Н. Э. 1. Обострение социальных противоречий и народные восстания в I в.
- 2. Внутренняя политика Восточной Хань в I—II вв.
- 3. Внешняя политика империи
- 4. Демографические и этнические процессы в I—II вв.
- 5. Социальные отношения в I—II вв.
- 6. Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань
- Глава 41. Культура древнего китая 1. Мифология и религия
- 2. Письменность
- Тушечница. Позолоченная бронза. II в.
- 3. Литература
- 4. Искусство
- 5. Естественнонаучные знания
- 1. Древние государства Корейского полуострова
- 2. Древнеяпонские государства
- Глава 43. Государства юго-восточной азии в древности 1. Географическая среда и проблемы этнокультурного единства Древней Юго-Восточной Азии
- 2. Древние вьетские государства и их соседи
- Иероглифический документ из царства Диен
- 3. Государственные образования мон-кхмеров н индонезийцев Формирование раннеклассового общества.
- Древние мон-кхмерские государства.
- Древние государства индонезийских народов.
- Заключение к разделу V
- Древнего Востока
- Востоке
- 1595—1150 Гг. До н.Э. — Средневавилонский период, 15—11 вв. До н.Э. —Среднеассирийский период.
- Месопотамия
- Западносемитский мир
- Библиография
- Лекционного курса
- Докладами
- Источников
- Античные источники no истории Древнего Востока
- Археология Древнего Востока
- Письменность
- Египет и Нубия
- Месопотамия
- Северная Месопотами, Малая Азия и Закавказье
- Центральная и Средняя Азия
- Иранские народы
- Библиография
- Справочные издания Энциклопедии и словари
- История науки и библиография
- Оглавление
- Раздел I. История Древнего Египта