Буддизм.
Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась появлением новых религиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм, впоследствии превратившийся в первую мировую религию. Традиционная формула называет «три драгоценности» буддизма — это сам Будда, дхарма — его учение, и сангха — община его последователей.
Основателем буддизма считается царевич Сиддхартха из знатного рода шакьев. Мысль о страдании живых существ обратила его к подвижничеству. После долгих лет странствий в Магадхе в тени могучей смоковницы на него низошло просветление. Сиддхартха стал тогда Просветленным (Буддой). В Оленьем парке близ старинного города Варанаси он произнес свою первую проповедь о дхарме, изложив основы учения. Слава о нем распространилась, и к моменту кончины Будда был окружен многочисленными учениками.
Характерной чертой буддийского учения является определение жизни как страдания. Страдание связывается не только с неизбежным приходом болезней и смерти, но и с желанием лучшего возрождения, с самой цепью перерождений. Причиной страдания Будда называет страстное желание жизни, богатства, наслаждений или лучшей судьбы в новом существовании. Путь освобождения от страданий ему представляется в виде полного контроля над своим духом и поведением, а конечной целью при этом является нирвана (букв. «угасание»), после которой человек разрывает цепь и уже не рождается вновь.
Явственно заметны существенные отличия между ведийской религией и буддизмом. Если ведийский жертвенный культ был направлен главным образом на достижение благополучия семьи и общины, то целью буддийского вероучения являлось спасение личности. Речь, конечно, шла именно о религиозном спасении, и учение
353
формулировалось во многом в традиционных понятиях кармы, цепи перерождений и т. д. В то же время не без оснований отмечалось в научной литературе, что буддизм — религия без Бога. Здесь действительно не было места для Бога-творца, хотя неоднократно в буддийских текстах упоминаются божества — сверхъестественные существа, которые способны оказывать помощь людям в их земном существовании. Они представляются даже восторженными слушателями проповедей Будды, но в основном для данной религии — достижении нирваны — эти боги не способны ни повредить, ни помочь. Если жрецы-брахманы выступали в роли посредников для людей в их общении с богами, то в деле спасения, согласно представлениям раннего буддизма, помощников быть не может. Внешняя обрядность оказывается бесполезной, а кровавые жертвоприношения даже греховны, ибо в буддизме распространяется идея непричинения вреда живым существам.
Не имеет существенного значения также соблюдение ритуальной чистоты, и, хотя существование сословно-кастовой иерархии в миру не подвергается сомнению, религиозное освобождение не ставится в зависимость от социального положения человека. Буддизм не придает большого значения различию между людьми по их племенной или кастовой принадлежности и не препятствует общению между ними. Для достижения спасения считалось необходимым отказаться от мирской жизни — от собственности и семьи, традиционных внешних уз и душевных привязанностей. Бритоголовые, в оранжевых одеждах, с горшком в руке для милостыни скитались по городам и селениям последователи Просветленного — Будды. Они именовались словом «бхикшу», т. е. нищие.
Нищенствующая братия четыре месяца в году — сезон дождей — проводила в пещерах, а впоследствии — и в специально построенных для них помещениях монастырей. Бхикшу составляли монашескую общину — сангху. Внутренняя организация монастыря отвечала общим принципам древнеиндийских объединений — будь то деревня или городская ремесленно-торговая корпорация. Наиболее важные вопросы решались общим голосованием, повседневную жизнь регулировал выборный совет. Мальчики с восьми лет считались послушниками, а после двадцати становились монахами. Обязанностью их являлось постоянное исполнение монастырского устава и повторение многочисленных заповедей. Периодически устраивались коллективные покаяния, во время которых каждый монах признавался в своих прегрешениях и принимал назначенное ему искупление. Монахи могли работать по благоустройству своей обители, часто занимались врачеванием, обучением, но главным их делом были неустанные тренировки психики, которые должны были способствовать полному самоконтролю и в конечном счете вести к освобождению — нирване.
В первоначальном буддизме не было традиции изображения Учителя, поклонялись символам Будды. Некоторые из этих символов и священных предметов значительно древнее самого буддизма. Почитание смоковницы, например (под которой Сиддхартха достиг просветления), очевидно, восходит к древнему культу деревьев. Колесо — старинный символ Солнца и царской власти — в буддизме стало олицетворением Учения (сама буддийская проповедь именовалась «поворот колеса дхармы»). Основным культовым сооружением являлась ступа — искусственный холм, как правило, увенчанный зонтом. Верующие поклонялись ступе и заключенной в ней реликвии (волос Будды, зуб Будды и т. п.), обходя ее слева направо (по Солнцу).
Монахи жили собирая подаяния с благочестивых мирян. Со временем появились и пожертвования, приносившие постоянные доходы. Запрет иметь собственность распространялся лишь на отдельных монахов, но не на целые общины. Монастырям не возбранялось получать в пожалование деревни, с которых они могли собирать подати. Отдельные монастыри играли значительную роль в политической жизни. Хроники Шри-Ланки, например, рассказывают об активном вмешательстве сангхи в государственные дела и порою кровопролитных столкновениях между наиболее влиятельными монастырями.
Бытовая обрядность для буддизма не имела большого значения, и миряне обращались по-прежнему к брахманам, приглашая их на свадьбы, похороны и другие церемонии. От них ожидали помощи в обычных мирских делах — для получения урожая, приплода скота и т. п., но одновре-
354
менно светские почитатели Будды и его учения стремились улучшить свою участь в новом перерождении, исполняя заповеди и оказывая материальную поддержку святым монахам. Буддийские тексты, составленные на местных разговорных языках, были понятнее населению, чем тщательно скрываемая от непосвященных санскритская литература брахманов. Особым успехом буддизм пользовался среди горожан, так как само возникновение городов было связано с распадом традиционных социальных связей, развитием частной собственности, обособлением личности.
Буддизм, как правило, пользовался покровительством царей крупных держав. С другой стороны, и в буддийских текстах выдвигался идеал мирового владыки, от которого зависит основание царства праведности. Распространение праведности («поворот колеса дхармы») одновременно означало усиление власти правителя, отвечающего этому религиозному идеалу. Стремление к обращению все большего количества людей в буддийскую веру принципиально отличает эту религию от ведийской — последняя, напротив, была предназначена лишь для тех, кто по происхождению принадлежал к какой-либо из варн «дваждырожденных».
Все большее распространение буддизма способствовало появлению новых его школ и направлений, эволюции всего религиозного учения. Первоначально считалось, что мирянин, исполняющий заповеди правдивости, трезвости, непричинения вреда живым существам, не скупящийся на подаяния монастырям, заслуживал таким образом для себя лучшее перерождение, однако спасение — нирвана — для него оставалось недоступным, являясь уделом только монахов. Но постепенно некоторые буддийские школы стали признавать возможность спасения и для мирян, не отрекшихся от земных уз — от семьи и собственности. Такой «широкий путь» спасения, естественно, казался более привлекательным для состоятельных мирян, которые могли себе позволить щедрые даяния монахам, но сами не проявляли склонности к суровому подвижничеству.
Более того, сторонники «широкого пути» спасения обвиняли своих оппонентов в эгоизме, говоря, что монах, стремящийся лишь к личному спасению, еще не отрешился от собственного «я». Новым религиозным идеалом становится сострадание к близким, и появляется представление о великодушном бодхисаттве, который жертвуя собою и отказываясь от нирваны, способствует освобождению людей от мучений и цепи перерождений. Таким образом, вопреки первоначальному учению складывается представление о святых как помощниках в деле спасения. Пышный культ бодхисаттв, к милосердию которых взывают верующие, сближает буддизм с более традиционными религиями и способствует ассимиляции местных верований в процессе распространения мировой религии.
Меняется отношение и к самому Будде. Появляются его изображения, посвященные ему храмы, устанавливается культ его как божественного существа, развиваются идеи о конце света и пришествии будущего Будды-Спасителя.
Множество буддийских школ подразделяется на два основных направления: «малая колесница» (или «узкий путь спасения») и «великая колесница» (или «широкий путь спасения»). Первое из них претендует на большую древность как «учение старцев» (тхеравада) — еще во времена Ашоки буддизм в этой разновидности утвердился на Ланке, а затем и в Юго-Восточной Азии. Школы «великой колесницы» пользовались более значительным успехом. Под покровительством, в частности, кушанских царей они активно распространялись в Восточном Иране и в Средней Азии, затем в Китае, а позже в Японии, Тибете и Монголии. В каждой из этих стран создавались свои канонические тексты, и в целом буддийская религия обретала весьма своеобразные черты. На Ланке и поныне господствует буддизм тхеравады. На севере Индии еще в древности особое влияние приобрели школы «великой колесницы», а затем буддизм, все более сближаясь с индуизмом, в конце концов был им почти полностью вытеснен.
- История Древнего
- Электронное оглавление
- Глава 4. Общеегипетское государство в период среднего царства (XXI—XVIII вв. До н.
- Глава 5. Великая египетская держава в эпоху нового царства (XVI—XII вв. До н. Э.) ..59
- Раздел I. История Древнего Египта 2
- Глава 6. Египет в поздний период 17
- Глава 7. Культура древнего египта 27
- Раздел II. История древней передней азии 51
- Глава 8. Географическая среда. Население. Источники и историография 55
- Глава 9. Древнейшая месопотамия. Формирование раннеклассового общества. Города-государства шумера 71
- Глава 11. Месопотамия во II тысячелетии до н. Э. Преобладание вавилона 86
- Глава 12. Великая ассирийская военная держава в I тысячелетии до н. Э. . 102
- Глава 13. Вавилония в конце II —первой половине I тысячелетия до н. Э.: от политического упадка до образования великой державы 116
- Глава 14. Культура народов древней месопотамии 127
- Глава 15. Малая азия и закавказье 143
- Глава 16 . Хеттское царство 149
- Глава 17. «троянское», фригийское и лидийское царства 158
- Глава 18. Ванское царство (урарту) и государства закавказья 167
- Глава 19. Восточное средиземноморье и аравия сирия, финикия и палестина в древности 178
- Глава 20. Карфаген в IX — III вв. До н. Э.: от финикийской колонии до великой державы 197
- Глава 21. Древние государства аравийского полуострова 203
- 1. Страна и население.. 203
- Раздел III. Иран и стредняя азия в древности 222
- Глава 22. Географическая среда и население. Источники и историография 223
- Глава 23. Иран. Древние государства элама 227
- Глава 24. Мидийское царство в VIII—VI вв. До н. Э.. 234
- Глава 25. Персидская держава в VI-IV вв. До н. Э.. 240
- Глава 26. Средняя азия в III—I тысячелетиях до н. Э.. 262
- Глава 27. Кушанская держава и парфия 270
- Страна и население 342
- Глава 36. Разложение первобытнообщинного строя и древнейшие государственные образования в китае. Шан-инь и чжоу 347
- Глава 37. Древний китай в VIII—III вв. До н. Э 353
- Глава 38. Первое централизованное государство в китае — империя цинь (221—207 гг. До н. Э.) 360
- Глава 39. Империя хань в III в. До н. Э. — I в. Н. Э... 366
- Глава 40. Древний китай в I—III вв. Н. Э... 373
- Глава 41. Культура древнего китая 380
- Глава 42. Другие страны дальнего востока 387
- Глава 43. Государства юго-восточной азии в древности 391
- Географические границы.
- Глава 1. Природные условия. Население. Источники и историография
- 1. Страна и население
- 2. Основные источники по истории Древнего Египта
- Архивы. Деловые и юридические документы.
- «Поучения» и «пророчества» как источник.
- 3. Краткий обзор развития египтологии
- Отечественная египтология.
- Глава 2. Формирование раннеклассового общества и государства
- 1. Первые земледельческие общины. Разложение первобытнообщинных отношений (V — первая половина IV тысячелетия до н. Э.)
- 27 Глиняный сосуд додинастического периода с изображением охотника и четырех собак
- 2. Социальная дифференциация общества.
- 3. Периодизация истории Древнего Египта
- Глава 3. Объединение египта и создание централизованного общеегипетского государства. Эпоха строительства великих пирамид
- 1. Раннее царство (XXXIII—XXIX вв. До н. Э.)
- Стела Нармера (лицевая и оборотная сторона)
- 2. Общество и государство в период Древнего царства (XXVIII—XXIII вв. До н. Э.) Социально-экономические отношения.
- Царевич Рахотеп и его жена Нофрет. IV династия
- Чиновник Каапер. V династия
- Гигантский сфинкс в Гизэ. IV династия
- Солнечный храм фараона Ниусерра (реконструкция)
- Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара
- Глава 4. Общеегипетское государство в период среднего царства (XXI—XVIII вв. До н. Э.)
- 1. Распад Египта на номы. Борьба Гераклеополя и Фив за объединение Египта (I Переходный период: середина XXIII—середина XXI в. До н. Э.)
- 2. Египет Среднего царства
- Работник, толкущий зерно. XXI—XX вв. До н.Э.
- 3. Обострение социальных противоречий. Восстание рабов и бедняков. Египет под властью гиксосов
- Глава 5. Великая египетская держава в эпоху нового царства (XVI—XII вв. До н. Э.)
- 1. Завоевания фараонов XVIII династии (ок. 1554— ок. 1306 гг. До н. Э.)
- Раздел I. История Древнего Египта
- Дейр-эль-Бахри. XVIII династия
- Фараон Тутмос III
- 2. Экономика
- 3. Социальные отношения
- 4. Государственное управление
- 5. Религиозно-политическая реформа Эхнатона
- Нефертити, супруга Эхнатона. XVIII династия
- 6. Египет при XIX династии (ок. 1306—ок. 1197 гг. До н. Э.). Правление фараона Рамсеса II
- 7. Правление XX династии (ок. 1147 —ок. 1075 гг. До н. Э.). Конец эпохи Нового царства
- Глава 6.Египет в поздний период
- 1. Египет под властью иноземцев Египет под властью ливийцев.
- Завоевание Египта Кушем.
- Фараон Тахарка. XXV династия. VII в. До н. Э.
- Ассирийцы в Египте.
- 2. Борьба Саиса за объединение
- Египет в составе Ахеменидской державы.
- Египет в IV в. До и. Э.
- Глава 7. Культура древнего египта 1. Особенности древнеегипетской культуры
- 2. Египетская религия
- Египетский пантеон. Мифология.
- Религиозная реформа Эхнатона.
- Организация культа.
- Танец и музыка. Роспись в гробнице Нахт. Новое царство
- 3. Язык. Письменность. Система обучения
- (Вверху);
- 4. Литература
- Анубисом (с головой шакала). Новое царство
- «Певица Амона» Раннаи. Новое царство
- 5. Изобразительное искусство и архитектура
- Абидосе
- 6. Научные знания
- Заключение к разделу I
- Важнейшие даты
- Историография
- 1. Природные условия
- 2. Население Древней Месопотамии
- 3. Периодизация
- 4. Источники древней истории Месопотамии
- Памятники материальной культуры.
- Хозяйственные документы.
- Надписи исторического содержания.
- Памятники шумеро-аккадской словесности.
- Источники из других стран Древнего Востока.
- Произведения античных авторов.
- 5. Историография Дешифровка клинописи.
- Археологическое изучение.
- Глава 9. Древнейшая месопотамия. Формирование раннеклассового общества. Города-государства шумера
- 1. Месопотамия на заре цивилизации
- 2. Южная Месопотамия времени Ранних династий
- 3. Политическая история шумерских городов-государств
- (Пуаби) в Уре
- Глава 10. Образование централизованного государства в месопотамии. Державы аккада и III династии ура
- 1. Месопотамия под властью Аккада в XXIV—XXII вв. До н. Э.
- Победная стела Нарам-Суэна. XXIII в. До н. Э.
- 2. Нашествие кутиев
- 3. Шумеро-Аккадское царство при III династии Ура
- Статуя правителя Лагаша Гудеа
- Глава 11. Месопотамия во II тысячелетии до н. Э. Преобладание Вавилона
- 1. Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонского царства (XIX—XVI вв. До н. Э.)
- Мари. XVIII в. До н.Э.
- 2. Законы Хаммурапи. Социально-экономический и политический строй Вавилонии
- 3. Вавилонское царство при касситской династии
- 4. Хурритский мир. Государство Митинга
- 5. Город-государство Ашшур и начало ассирийской государственности (первая половина II тысячелетия до н. Э.)
- 6. Ассирия в среднеассирийский период (вторая половина II тысячелетия до н. Э.)
- Глава 12. Великая ассирийская военная держава в I тысячелетии до н. Э.
- 1. Экономический и военно-политический подъем Ассирии в конце X — IX в. До н. Э. Международная обстановка на Ближнем Востоке в начале I тысячелетия до н. Э.
- Причины активизации завоевательной политики.
- 2. Создание «мировой» Ассирийской державы
- Синаххериба в Ниневии. VII в. До н.Э.
- Ассирия на закате своей истории.
- 3. Социально-экономический строй Ассирии и организация государства
- Глава 13. Вавилония в конце II —первой половине I тысячелетия до н. Э.: от политического упадка до образования великой державы
- 1. Вавилония в XII—VII вв. До и. Э. Вавилония после господства касситской династии.
- 2. Разгром Ассирии и создание Нововавилонской державы Набопаласар.
- Навуходоносор II.
- Набонид и крушение державы.
- Ворота Иштар. Вавилон. Ок. 580 г. До н.Э.
- Зиккурат Набонида в Уре. VI в. До н.Э. (реконструкция)
- 3. Экономика и общество Вавилонии в VII—IV вв. До н. Э.
- Глава 14. Культура народов древней месопотамии
- Письменность.
- Библиотеки.
- Архивы.
- Религия.
- Гробницы а-бар-ги в Уре
- Научные знания.
- Вавилонская «карта мира» из Сиппара
- Искусство.
- Глава 15. Малая азия и закавказье . Малая азия: страна и население. Источники и историография. Древнейший период ее истории Природные условия и население.
- Источники и историография Хеттского царства.
- Глава 16 . Хеттское царство 1. Политическая интеграция восточной Анатолии. Хеттское царство в XVIII— XV вв. До н. Э.
- Хеттский воин. Рельеф из Самаля
- 2. Великая Новохеттская держава (XIV—XIII вв. До и. Э.). Гибель Хеттского царства
- 192 Хаттуса. Фото г. Штайнера, профессора Филипс-университета (Марбург, Германия)
- 3. Социально-экономический и государственный строй хеттского общества
- (Марбург, Германия)
- 4. Хеттская культура
- Глава 17. «троянское», фригийское и лидийское царства 1. «Троянское» царство
- 2. Фригийское царство
- Фрагмент фригийской терракоты с изображением кентавра
- 3. Лидийская держава
- Глава 18. Ванское царство (урарту) и государства закавказья
- 1. Племена Закавказья в V—II тысячелетиях до н. Э. Возникновение государства Урарту. Природные условия, источники и историография.
- Балаватских воротах. IX в. До н.Э.
- Возникновение государства Урарту.
- 208 Бронзовый шлем с надписью Аргишти и изображением культовых сцен. Кармир-блур
- Ванское царство на вершине могущества.
- 2. Урартское общество и культура
- План урартской крепости Тейшебаини (Кармир-блур)
- Бронзовая статуэтка богини Багбарту. VII в. До н. Э.
- 3. Упадок Урарту.
- Глава 19. Восточное средиземноморье и аравия сирия, финикия и палестина в древности
- 1. Природные условия. Источники. Обзор исторической литературы. Древнейший период истории Восточного Средиземноморья Природа и население.
- Источники и историография.
- 2. Ранние государственные образования в III—II тысячелетиях до н. Э. Развитие ремесел и сложение городов-государств. Эбла, Библ и Алалах.
- Филистимлянин. Египетский рельеф
- 3. Финикия и Сирия в начале I тысячелетия до н. Э. Дамасское царство
- Израильская керамика из Таанаха. X—VIII вв. До н.Э.
- 4. Палестина в I тысячелетии до н. Э. Израильско-Иудейское царство Израильско-Иудейское царство.
- 5. Восточное Средиземноморье под властью Ассирии, Вавилонии и Персии. Обострение социальных противоречий в Финикии и Палестине
- Финикийский саркофаг
- 6. Культура стран Восточного Средиземноморья
- Начало II тысячелетия до н.Э.
- Глава 20. Карфаген в IX — III вв. До н. Э.: от финикийской колонии до великой державы
- Ранний период истории Карфагена.
- Создание Карфагенской державы.
- Политическое устройство Карфагена.
- Культура Карфагена.
- Глава 21. Древние государства аравийского полуострова
- 1. Страна и население.
- Положение и природная среда.
- Хозяйства.
- Катабанская надпись о покупке дома
- Источники по древней истории Аравии.
- Алебастровые рельефы из некрополя Тимны
- Изучение истории Древней Аравии.
- 2. Североаравийские племена и государственные образования
- 3. Южноаравийские государства в древности Политическая история.
- Экономика.
- 4. Культура Древней Аравии
- Заключение к разделу II
- Древняя Месопотамия
- Малая Азия
- Закавказье
- Восточное Средиземноморье и Карфаген
- Ближний восток в VII в. До н.Э.
- Глава 22. Географическая среда и население. Источники и историография
- Природа и население.
- Источники и историография Древнего Ирана.
- Источники и историография Средней Азии.
- Глава 23. Иран. Древние государства Элама возникновение государства в эламе.
- Бронзовая голова эламита. Конец I тысячелетия до н. Э.
- Возвышение и гибель Эламского царства.
- Золотая статуэтка жертводателя из Суз. XIII—XII вв. До н.Э.
- Глава 24. Мидийское царство в VIII—VI вв. До н. Э. Расселение ираноязычных племен.
- Скифов.
- Возникновение и расцвет Мидийской державы.
- Мидиец, приносящий дань. Персепольский рельеф
- Мидийское общество и культура.
- Глава 25. Персидская держава в VI-IV вв. До н. Э. 1. Возникновение Персидской державы Завоевательная политика Кира II.
- Гробница Кира II в Пасаргадах
- Камбиз и завоевание Египта.
- 2. Народные восстания в Персидской державе в последней четверти VI в. До н. Э.
- Вавилонянин, приносящий дань. Персепольский рельеф
- Армянин, приносящий дань. Персепольский рельеф
- 3. Реформы Дария I
- Дарик — ахеменидская золотая монета
- Оттиск ахеменидской печати с надписью Дария I
- 4. Персидская держава в V—IV вв. До н. Э. Греко-персидские войны
- 5. Поход Александра Македонского на Восток и разгром Персидской державы
- 6. Экономика и социальные отношения в Персидской державе в VI—IV вв. До н. Э.
- 7. Религия и культура Персии
- Золотой ритон с изображением льва. V в. До н.Э.
- Глава 26. Средняя Азия в III—I тысячелетиях до н. Э.
- 1. Древнейшие племена. Раннеклассовое общество Алтын-депе
- Печать. Алтын-депе
- Общество Алтын-депе.
- Раздел III. Иран и Средняя Азия в древности Золотая голова быка. Алтын-депе
- Глава 26. Средняя Азия в III—I тысячелетиях до н. Э.
- 2. Средняя Азия на рубеже II—I тысячелетий до и. Э. Расселение индоиранских племен
- 3. Средняя Азия в составе державы Ахеменидов
- Глава 27. Кушанская держава и парфия 1. Поход Александра Македонского. Средняя Азия при Селевкидах
- 2. Греко-Бактрийское царство
- Серебряная монета Диодота II. III в. До н.Э.
- 3. Кушанская держава Политическая история.
- Кушанская культура.
- 4. Парфянское царство Возникновение в расцвет Парфянской державы.
- Парфянская крепость Дурнали (реконструкция)
- 313 Кентавр с женщиной (нижняя часть ритона из слоновой кости). Ниса. III—II вв. До н.Э.
- Парфянское общество и культура.
- Риган с протомой в виде грифона. Ниса
- Заключение к разделу III
- Иран и Средняя Азия
- Контрольные вопросы
- Глава 28. Территория и население. Периодизация. Источники и историография
- 1. Территория и население
- 2. Периодизация
- 3. Источники
- 4. Историография
- Глава 29. Индская цивилизация (XXIII—XVIII вв. До н. Э.)
- Сосуд из Чанху-Даро
- Танцовщица. Мохенджо-Даро
- Печать. Долина Инда
- Глава 30. «ведийский период». Становление ранних государств в северной индии (XIII—VI вв. До н. Э.)
- Глава 31. «буддийский период». Социально-экономическое развитие в V—III вв. До н. Э. И образование общеиндийской державы
- 1. Социально-экономические отношения
- 2. Система древнеиндийских государств. Образование общеиндийской державы
- Львиная капитель. Санчи
- Глава 32. «классическая эпоха». Политическая история южной азии во II в. До н. Э. — V в. Н. Э. Общественный строй
- Социально-экономические отношения.
- Глава 33. Религия и культура древней индии 1. Религии Ведийская религия.
- Нирвана Будды. Гандхара. II—III вв.
- Культовая пещера Бхаджа
- Будда. Гандхара. Ок. 300 г. Н.Э.
- Буддизм.
- Индуизм.
- 2. Культура Древней Индии Литература.
- Общий вид ступы в Санчи
- Рельеф с южных ворот ступы в Бхархуте
- Архитектура и искусство.
- Глава 34. Древний Шри-Ланка (Цейлон)
- Статуя Будды из Анурадхапуры. IV—V bb.
- Заключение к разделу IV
- Раздел V . Страны восточной и юго-восточной азии в древности
- Глава 35. Природная среда. Населеление. Xронология и периодизация истории древнего китая. Источники,
- 1. Страна и население
- 2. Хронология и периодизация
- 3. Источники древнекитайской истории
- 4. Историография
- Глава 36. Разложение первобытнообщинного строя и древнейшие государственные образования в китае.
- 1. Неолитические истоки древнекитайской цивилизации
- 2. Предания о событиях политической истории II тысячелетия до н. Э.
- 3. Развитие производительных сил во II тысячелетии до н. Э.
- Человека. Позднее Инь
- Погребение иньского вана близ Аньяна. XI в. До н.Э.
- 4. Общество и государство в эпоху Инь
- 5. Возникновение государства Чжоу
- 6 Социально-экономические отношения в X—VIII вв. До и. Э.
- Глава 37. Древний китай в VIII—III вв. До н. Э. 1. Этнополитическая ситуация на Среднекитайской равнине
- 2. Борьба за гегемонию
- 3. Сдвиги в социально-экономическом строе общества
- 4. Идеологическая борьба в Древнем Китае в VI—III вв. До н. Э.
- Сцена сражения. Орнамент бронзового сосуда IV в. До н.Э.
- 5. Реформы Шан Яна
- Глава 38. Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. До н. Э.)
- 1. Предпосылки объединения древнекитайских царств. Развитие экономических связей
- 2. Создание централизованного государства. Империя Цинь
- 3. Внешняя политика Цинь Шихуана
- 4. Обострение социально-политических противоречий и народная война в конце III в. До н. Э.
- Воин дворцовой охраны. Керамика. Династия Цинь
- 5. Борьба Чу и Хань
- Глава 39. Империя Хань в III в. До н. Э. — I в. Н. Э. 1. Внутренняя политика первых ханьских императоров
- 2. «Золотой век у-ди»
- 3. Кочевники Центральной Азии и возникновение державы сюнну
- 4. Внешняя политика империи Хань во II—I вв. До н. Э.
- В поле и на охоте. Каменный барельеф ханьского времени
- 5. Начало кризиса империи
- Служанка-рабыня с лампой в руках. Керамика. Эпоха Хань
- 6. Социально-экономические отношения на рубеже нашей эры
- Глава 40. Древний китай в I—III вв. Н. Э. 1. Обострение социальных противоречий и народные восстания в I в.
- 2. Внутренняя политика Восточной Хань в I—II вв.
- 3. Внешняя политика империи
- 4. Демографические и этнические процессы в I—II вв.
- 5. Социальные отношения в I—II вв.
- 6. Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань
- Глава 41. Культура древнего китая 1. Мифология и религия
- 2. Письменность
- Тушечница. Позолоченная бронза. II в.
- 3. Литература
- 4. Искусство
- 5. Естественнонаучные знания
- 1. Древние государства Корейского полуострова
- 2. Древнеяпонские государства
- Глава 43. Государства юго-восточной азии в древности 1. Географическая среда и проблемы этнокультурного единства Древней Юго-Восточной Азии
- 2. Древние вьетские государства и их соседи
- Иероглифический документ из царства Диен
- 3. Государственные образования мон-кхмеров н индонезийцев Формирование раннеклассового общества.
- Древние мон-кхмерские государства.
- Древние государства индонезийских народов.
- Заключение к разделу V
- Древнего Востока
- Востоке
- 1595—1150 Гг. До н.Э. — Средневавилонский период, 15—11 вв. До н.Э. —Среднеассирийский период.
- Месопотамия
- Западносемитский мир
- Библиография
- Лекционного курса
- Докладами
- Источников
- Античные источники no истории Древнего Востока
- Археология Древнего Востока
- Письменность
- Египет и Нубия
- Месопотамия
- Северная Месопотами, Малая Азия и Закавказье
- Центральная и Средняя Азия
- Иранские народы
- Библиография
- Справочные издания Энциклопедии и словари
- История науки и библиография
- Оглавление
- Раздел I. История Древнего Египта