logo
История древнего востока

4. Культура Древней Аравии

Важным достижением древнеаравийской цивилизации было создание алфавитной системы письма, отличающейся четкостью шрифта и геометрическим характером знаков, число которых равнялось 29. Писали справа налево или способом «бустрофедон» (букв. «поворот быка», т. е. чередуя направления); письмо было двух видов: «монументальное» и «курсивное». Согласно наиболее распространенным гипотезам, южноаравийские алфавиты происходят ли­бо от финикийского, либо от протосинайского (названного так по надписям, найденным на Синае) алфавитов. Жители Северо-Западной Аравии — набатеи — в середине I тысячелетия до н. э. тоже создали алфавитное письмо, имевшее своим прототипом арамейский, восходящий к финикийскому, алфавит. Значительным достижением является создание монументальной архитектуры. Исследованные археологами развалины древних городов: Мариба, Тимны, Шабвы, Карнаву — показывают, что города строились в форме прямоугольника, их обносили стенами, сложенными из тщательно притесанных каменных глыб и до­стигавшими 10—12 м в высоту, защищали мощными квадратными башнями. Обнаружены руины многочисленных храмов, из них наиболее интересен овальный (350 м в окружности) храм бога луны Алмакаха близ развалин Мариба. Поражал воображение город Петра, расположившийся в скалистой впадине и своими постройками внедрявшийся в скалы.

Получила развитие скульптура, материалом для которой служили алебастр, бронза, глина. Каменные скульптурные изображения человека, особенно его лица, обычно схематизированы и подчиняются строго за­крепленному канону. Бронзовые и золотые фигурки животных (быков, верблюдов, лошадей) и людей (например, воинов) отличаются динамикой и выразительностью.

Интересно и искусство росписи, существовавшее с древнейших времен (наскальные изображения). Особенно широко роспись применялась при изготовлении керамики. Преобладающим был геометрический орнамент (зигзаги, полосы, волнистые линии). Делали полихромные фрески.

Религия населения Аравийского полуострова носила политеистический характер. Во II тысячелетии до н. э. в Южной Аравии главным богом был Астар, в дальнейшем почитавшийся как верховное божество у сабеев. Со временем у племен Южной Аравии большую роль стал играть бог луны, называвшийся у сабеев Алмакахом, у катабанцев — Ваддом, у хадрамаутцев — Си-ном и т. д. Богу луны был посвящен бык, фигурки которого с углублениями для стока жертвенной крови часто встречаются в его

251

святилищах. Почитались также небо, солнце, ряд планет.

Верховным божеством набатеев был Душара («владыка горной цепи, страны») — бог, творец мира, громовержец, бог войны, покровитель царской власти, воскресающий и умирающий бог природы и плодоро­дия. Наряду с Душарой набатеи почитали божество, именуемое Илаху, или Аллаху (т. е. просто «бог»), которое, вероятно, тоже имело функции верховного божества.

Наряду с мужскими почитались и женские божества: супруги богов и их женские ипостаси, например: богиня ал-Лат, женская ипостась Аллаху, которая считалась «матерью богов», ал-Узза, богиня солнца, Мануту — богиня судьбы и охранительница погребений. СОЙКЭ обнаружила в Хадрамауте храмы двух женских божеств. Обычно женские божества занимали подчиненное положение в аравийском пантеоне и именовались «дочерьми бога».

В Южной Аравии в городах сооружались многочисленные храмы, посвященные одному или нескольким богам. Для Северной Аравии более типичны не храмы, а так называемые высоты: святилища на холмах,

скалах, возвышенностях под открытым небом, где находились культовые помещения, ниши для изображений богов, алтари и «бетэли» («дома богов»), представлявшие собой камни пирамидальной и конической формы, считавшиеся воплощением и жилищем бога. Иногда на них имелось изображение божества, но вообще для древних религий Аравии не характерно наличие культовых изображений.

Служение богам осуществлялось жреческими родами. В Южной Аравии главные жреческие функции выполнялись эпонимами и мукаррибами. Из эпонимных родов выходили и жрицы, связанные с культами орошения и плодородия, обслуживавшие культ «дочерей бога».

Древнеарабская политеистическая религия просуществовала вплоть до ислама. Кроме того, контакты Аравии с ближневосточными соседями и греко-римским, а затем и византийским миром привели к проникновению сюда в первых веках нашей эры иудаизма, а со II—V вв. — к распространению христианства, в том числе и в форме различных ересей.