logo
История древнего востока

1595—1150 Гг. До н.Э. — Средневавилонский период, 15—11 вв. До н.Э. —Среднеассирийский период.

1500—1200 гг. до н.э. — Эпоха «четырех великих 15—14 вв. до н.э. — Расцвет Митанни.

держав» на Ближнем Востоке

1410—1350 гг. до н.э. — «Амарнский мировой порядок» на Ближнем Востоке

9 в. до н.э. — I этап новоассирийской экспансии. 10—8 вв. до н.э. — Расцвет Фригии. 9—8

745—644 гг. до н.э. — II этап новоассирийской — Расцвет Урарту. экспансии. 626539 гг. до н.э. Нововавилонское царство.

612 г. до н.э. — Падение Ниневии. 539 г. до н.э. — Кон. 7—6 в. до н.э. — Расцвет Лидии.

Персидское завоевание. 331 г. до н.э. — Македонское 547 г. до н.э. — Персидское завоевание. 3

завоевание. 4/3 вв. — Образование гос-в Северного до н.э. — Македонское завоевание. Закавказья.

ТАБЛИЦА II

12 в. Великое переселение народов на Ближнем Востоке. «Народы моря» в Малой Азии и Фрако-фригийцы в Анатолии. Миграция аборигенов Анотолии, Армянского нагорья

расселение арамеев в странах 107 вв. до н.э. Новоассирийский период.

Сер. 11 — сер. 10 вв. до н.э. — III Переходный период.

Сер. 10 в. — 525 г. до н.э. — Позднее Царство.

824 г. до н.э. — Основание Карфагена. 664—525 гг. до н.э. — Саисское возрождение (XXVI династия).

525 г. до н.э. — Персидское завоевание. 332 г. до н.э. — Македонское завоевание. 146 г. до н.э. — Падение Карфагена.

СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ

1350—1180 гг. до н.э. — Великая Новохет Восточном Средиземноморье. и Закавказ

Плодородного полумесяца

434

СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА II (продолжение).

ИРАН и СРЕДНЯЯ АЗИЯ

ИНДИЯ

ВОСТОЧНАЯ и ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Ок 3000 г. до н.э. — Первое

эламское государство

Ок. 25—18 вв. до н.э.— Раз-

26—18 вв. до н.э.— Индская

Нач. 2 тыс. до н.э. — Эпоха

витые культуры Северного и

цивилизация.

Ся.

Восточного Ирана.

1817 вв. до н.э. Крупные

17 в. до н.э. Миграции

17 в. —1027 г. до н.э. — Эпоха

этнические перемещения в

индоариев в долину Инда.

Шан-Инь.

Иране, индоарийское

Упадок Индской цивилизации.

вторжение.

1514/13 вв. до н.э.

1413 вв. до н.э. Расселение

Растение иранцев в Иране.

ведийских индоариев в Пенджабе.

10—8/7 вв. до н.э. — Объеди-

97 вв. до н.э. Поздневе-

1027—770 гг. до н.э. — Эпоха

нение авестийских ариев.

дийский период. Освоение до­лины Ганга. Формирование ма-хаджанапад.

Западного Чжоу.

7 в. до н.э.— Мидийское и

770—256 гг. до н.э. — Эпоха

Бактрийское царства. Рождение

Восточного Чжоу.

зороастризма.

722—403 гг. до н.э. — Эпоха Чуньцю.

6—5 вв. до н.э.— Появление

6—5 вв. до н.э. — Конфуций.

буддизма.

550—540 гг. до н.э. — Персидс-

5—4 вв. до н.э.— Возвышение

403221 гг. до н.э. Эпоха

кое завоевание.

Магадан.

Чжаньго.

330—329 гг. до н.э. —

4—3 вв. до н.э. первые

Македонское завоевание.

сведения о государствах вьетов.

330 г. — ок. 150 г. до н.э. —

3 в. до н.э. — Общеиндийское

221207 гг. до н.э. Эпоха

Македонское господство.

государство Ашоки.

Цинь.

Селеквиды.

247 г. до н.э.—224 г. н.э.—

2 в. до н.э. — 1 в. н.э. — Индо-

202 г. до н.э. — 8 г. н.э. —

Парфянское царство.

греческие, индо-сакские, индо-парфянские государства.

Эпоха Старшей Хань.

ок. 30—370 г. н.э. —

4—6 вв. до н.э. — Держава

25—220 гг. н.э. — Эпоха

Кушанское царство.

Гуптов.

Младшей Хань.

435

БОЖЕСТВА ВЕДУЩИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ИРАНА И ИНДИИ ЕГИПЕТ

Амон (др.-егип. «сокрытый») — древнеегипетский бог, чтившийся в г. Фивы. Изображался как человек в высоком венце из двух перьев, иногда с головой барана; священные животные — баран, гусь, змей. С XVIII династии верховный бог (в отождествлении с Ра —Амон-Pa), покровитель царской власти и завоевательных войн. Вместе с Амоном так называемую фиванскую триаду образуют его жена богиня Мут (др.-егип. «мать») и сын — бог луны Хонсу (др.-егип. «странствующий»).

Анубис — древнеегипетский бог, в III тысячелетии до н.э., до распространения культа Осириса, — божество загробного мира. В дальнейшем —божество круга Осириса как владыки мертвых, покровитель заупокойного ритуала. Священное животное — черный шакал, с головой которого он изображался. Центр культа — г. Кинополь.

Апис — чтившийся в древнем Египте священный бык черно-белой окраски, который считался земным вместилищем бога плодородия Осириса-Хапи, содержался и погребался после смерти в его храме в г. Мемфис.

Атон (др.-егип. «солнечный диск») — древнеегипетский бог, чтившийся в образе видимого на небосклоне солнца. Известен со Среднего царства; при Аменхотепе ГУ (Эхнатоне) — центральная фигура проводимой им религиозной реформы (единственный бог, верховный правитель мира, имеющий титулатуру фараона, и отец Эхнатона).

Атум (др.-егип. «завершенный, полный» либо «несуществующий») — древнеегипетский бог-демиург, чтившийся в г. Гелиополе. После отождествления в начале V династии с богом Ра приобрел аспект солнечного божества.

Ба — в древнеегипетских представления «мощь», физическая жизненная энергия человека.

Бастет — древнеегипетская богиня любви и веселья, чтившаяся в г. Бубастисе.

Священное животное — кошка, с головой которой она могла изображаться.

Исида — древнеегипетская богиня, исходно связанная с царской властью и олицетворявшая престол; позднее включается в культ Осириса в качестве его верной жены и самоотверженной матери Хора. В эллинистическое время культ Исиды из Египта распространяется по всему античному миру.

Ка — в древнеегипетских представлениях объективно существующий зримый образ человека и в принципе любого существа и предмета, возникающий вместе с ним, сопровождающий его всю жизнь и сохраняющийся после его смерти (разрушения) в памяти людей и изображениях. «Сохранение ка» умершего с помощью создания его точных изображений — один из главных способов магического поддержания его посмертного существования.

Маат (др.-егип. «истина»)— фундаментальное понятие египетского мировоззрения, которое означает космологический/ социальный порядок, поддерживаемый верховным богом и фараоном в противовес тенденциям хаоса («исефет»); кроме того — олицетворяющая это понятие общеегипетская богиня (изображается с пером на голове).

Мин — древнеегипетский бог плодородия, с чем связан его итифаллический облик; кроме того — покровитель путей, связывавших Египет с побережьем Красного моря. Чтился в находившемся у начала этих путей г. Коптос.

Монту — древнеегипетский бог-воитель, покровитель военных успехов фараона. Изображался с головой сокола и чтился в г. Гермонт и г. Фивы, где впоследствии был вытеснен с ведущего места в культе Амоном.

Неит — древнеегипетская богиня, чтившаяся как создательница мира, покровительница охоты и войны в г. Санс.

Нехбет — богиня древнейшей столицы Верхнего Египта г. Нехен (Иераконполь),

436

изображавшаяся в облике коршуна. С I династии вместе с богиней Уаджит считается покровительницей царя единого Египта; в Новое царство чтится как божество, помогающее при родах.

Огдоада (греч. «восьмерка [богов]»; егип. «хемену») — древнеегипетская космогоническая система, сложившаяся в I тысячелетии до н.э. в г. Гермополе. Включала четыре пары мужских и женских божеств, олицетворявших первичный океан (Нун и Наунет), пространство (Хух и Хаухет), тьму (Кук и Каукет), «невидимое», т.е. воздух (Амон и Амаунет). Мужские божества изображались в образе или с головами лягушек, женские — змей. Возникновение этих божеств было тождественно возникновению из хаоса дифференцированного на стихии мира.

Осирис — древнеегипетский бог, с воскресением которого после смерти (убийства злым братом Сетом) был связан его аспект владыки загробного мира, проявившийся в его иконографии как помещенной на престол мумии. Отождествление с Осирисом и/или оправдание им на загробном суде — способ для усопшего достичь загробного блаженства. Центр культа с конца III тысячелетия до н.э. — г. Абидос.

Птах — древнеегипетский бог, сотворивший всех остальных богов и мир своим магическим словом (называя имена всего сущего). Чтился в г. Мемфис в образе человека, все тело которого скрыто под особой одеждой.

Ра (др.-егип. «Солнце») — древнеегипетский бог солнца; верховное божество — создатель и высший властитель мира. С IV—V династии — государственное божество, отец каждого вновь рождающегося фараона. Центр культа — г. Гелиополь. Отождествлялся с местными божествами, возвысившимися до общеегипетского почитания (Ра-Атум, Амон-Pa, Себек-Ра).

Сарапис — эллинистическое божество, сложившееся в конце IV—III в. до н.э. на основе синтеза культов египетского бога Осириса-Хапи (см. Апис) и греческих Зевса, Диониса и Плутона. При участии Манефона Севеннитского стало покровителем династии Птолемеев; кроме того — божество солнца, плодородия и загробного мира.

Себек — древнеегипетский бог в облике крокодила, считавшийся владыкой вод, источником плодородия, защитником верховного божества. Центр его особого почитания — Фаюмский оазис; в то же

время его культ был распространен по всему Египту.

Сет — древнеегипетский бог; первоначально — бог-воитель, защищавший Ра, а также бог грозы, бури, пустыни. С гиксосского времени — бог неегипетских, прежде всего азиатских, земель. Включение в культ Осириса в качестве убившего его злого брата привело к представлению о Сете как об олицетворении зла.

Сохмет (др.-егип. «мощная») — древнеегипетская богиня войны, чумы, солнечного жара, изображавшаяся с головой львицы. Чтилась в г. Мемфис как жена главного местного бога Птаха и мать бога Нефертума.

Таурт — древнеегипетская богиня — покровительница родов, женской плодовитости и семьи. Чтилась в образе гиппопотама в г. Фивы, не будучи связана с кругом Амона.

Тот (греч.; егип. Джехути) — древнеегипетский бог мудрости и луны; визирь верховного бога Ра; создатель письменности и календаря. Изображался как человек с головой ибиса, часто с папирусом и писменным прибором; священные животные — ибис и павиан. Центр культа — г. Гермополь. В I тысячелетии до н.э. отож­дествлен с греческим богом Гермесом.

Уаджит (др.-егип. «Зеленая») — богиня древнейшего культового центра Нижнего Египта г. Пе-Деп (греч. Буто). Олицетворяя мощь фараона, чтилась в виде кобры-урея, украшавшего с эпохи Древнего царства его венцы.

Хапи — древнеегипетский бог, олицетворяющий разлив Нила. Изображался тучным человеком, держащим в руках сосуды с льющейся из них водой.

Хатхор (др.-егип. «вместилище Хора») — древнеегипетская богиня чувственной любви, музыки и танца, опьянения; одновременно грозная богиня, истреблявшая по воле Ра людей (ср. с аналогичной двойственностью в образе месопотамской Иштар); мать Хора Старшего. Изображалась в образе коровы, позднее — женщины с коровьими рогами; центр культа — г. Дендера.

Хнум — древнеегипетский бог-творец, создавший на гончарном круге человечество и лепивший людей и их и при их рождении. Центр культа — остров Элефантина и г. Эсне на юге Египта. Изображался в образе барана либо человека с головой барана.

Хор — древнеегипетское божество: 1) так называемый Хор Старший — сын и

437

защитник Ра, чтимый в образе сокола либо крылатого солнечного диска (в ипостаси, чтимой в г. Бехдете; другой центр культа — г. Эдфу); 2) сын Исиды, зачатый ею от мертвого Осириса, принявший его власть над миром и отомстивший Сету за убийство отца.

Эниеада (греч. «девятка [богов]») — древнеегипетская космогоническая и теологическая система, созданная в центре культа бога Ра. Гелиополе и включавшая его и несколько поколений произошедших от него богов. В ее рамках из первоначального хаоса «воссуществовал» бог Ра, оплодотворивший сам себя и создавший бога воз­духа Шу и богиню влаги Тефнут; от них происходят бог Земли Геб и богиня неба Нут; от них — боги Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Цель этой системы — включить распространившийся в конце III тысячелетия до н.э. культ Осириса в более древний культ бога солнца Ра и объяснить происхождение не только мира, но и египетского государства (поколения богов последовательно сменяют друг друга на египетском престоле).

Ях — древнеегипетский бог луны (полумесяца), чтившийся в г. Гермополь наряду с Тотом. Священное животное — павиан.