Что такое «цивилизация»?
Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX-XX вв. В российской исторической науке его сторонниками были Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин.
Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Термин «цивилизация» происходит от лат. слова «civil» — городской, гражданский, государственный. Первоначально термином «цивилизация» обозначали определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. «Civil» противопоставлялось «silvaticus» — дикий, лесной, грубый. Отличительными признаками цивилизации, с точки зрения этой интерпретации, является появление городов, письменности, социального расслоения общества, государственности.
В более широком плане под цивилизацией чаще всего понимают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, философии. Существуют в этом контексте и противоположные точки зрения, при которых цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного общества, означающий его «закат», или упадок (О. Шпенглер).
Западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории – англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.
Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями.
Выделяются три основных типа цивилизации.
Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, повторение традиций и запрещение нарушать, выраженное через табу. Этот тип цивилизации в настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например, – в Австралии, Африке, Америке, Сибири.
Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, которые не будучи связанными друг с другом, опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно.
Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стран с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества.
Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное же общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.
- Что такое «цивилизация»?
- Движущие силы и факторы исторического развития
- Особенности «речных» цивилизаций Древнего мира
- Роль и значение полиса в древней Греции
- Древний Рим: этапы эволюции и вклад в мировую цивилизацию
- Возникновение и распространение христианства
- Византийская цивилизация
- Арабо-мусульманская цивилизация
- Варварские королевства в Западной Европе
- Возрождение, Реформация, протестантская этика
- Зарождение идей гражданского общества и правового государства в век Просвещения.
- Англия в XVII-XIX вв. Причины завоевания Британией мирового господства.
- Зарождение современных цивилизаций на американском континенте.
- Значение Великой Французской революции
- Индия, Китай, Япония в европейское Новое время: общее и особенное.
- Образование и возвышение сша.
- Страны Азии, Африки и Латинской Америки в европейское Новое время
- Причины формирования колониальных империй.
- Объединение и возвышение Германии
- Причины, характер и итоги Первой мировой войны
- Идеология и политическая практика фашизма, национал-социализма и милитаризма
- Агрессия гитлеровской Германии в Европе. Причины «странной войны»
- Мировое сообщество после Второй мировой войны
- Причины возрождения Германии и Японии после Второй мировой войны.
- Причины и характер холодной войны
- Противостояние сверхдержав: от «холодной войны» к мирному сосуществованию
- Ближневосточная проблема.
- Формирование многополюсного мира в конце XX-начале XXI вв.
- Западноевропейская интеграция.