Зарождение идей гражданского общества и правового государства в век Просвещения.
Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии. «Имей мужество пользоваться собственным умом!» – так немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) определил суть умонастроений своей эпохи, которую называли веком Просвещения. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей.
Просвещение было мощным интернациональным движением. Оно составило главное содержание внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII в.
Английское Просвешение. Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась прежде всего в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроходцем. В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704), который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скрытому и молчаливому согласию», должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором межличностных отношений.
Конституционные идеи Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Англии, так как в нем реализовался классовый компромисс буржуазии и дворянства.
Французское Просвещение. Идея нравственного возрождения общества политическими методами – народным восстанием, огосударствлением широких сфер общественной жизни придала особое своеобразие французскому Просвещению, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо (1712-1778), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Вольтер (1634-1778), Дени Дидро (1783-1784) и др.
Политические взгляды Руссо изложил в сочинении «Об общественном договоре», в котором на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества. Главный труд Монтескье «О духе законов» содержал идеи права и государства, а потому был актуален для многих европейских монархов. В нем Монтескье проводит мысль о том, что законодательство и государственное устройство каждой страны должны приспосабливаться к ее климатическим и почвенным условиям, а также к религии, характеру и степени развития ее народа. Из различных форм государственного правления он отдает предпочтение республиканской.
По своим политическим взглядам Вольтер был монархистом. Чтобы обладание самодержавной властью не привело к злоупотреблениям и произволу, по мнению Вольтера, государи должны быть философски образованны и окружены философами.
Просвещенный абсолютизм. Во второй половине XVIII в. в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств все более нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом.
Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Наиболее углубленно монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих II Великий (1712-1786), оставивший после себя 30-томное собрание сочинений.
Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Что такое «цивилизация»?
- Движущие силы и факторы исторического развития
- Особенности «речных» цивилизаций Древнего мира
- Роль и значение полиса в древней Греции
- Древний Рим: этапы эволюции и вклад в мировую цивилизацию
- Возникновение и распространение христианства
- Византийская цивилизация
- Арабо-мусульманская цивилизация
- Варварские королевства в Западной Европе
- Возрождение, Реформация, протестантская этика
- Зарождение идей гражданского общества и правового государства в век Просвещения.
- Англия в XVII-XIX вв. Причины завоевания Британией мирового господства.
- Зарождение современных цивилизаций на американском континенте.
- Значение Великой Французской революции
- Индия, Китай, Япония в европейское Новое время: общее и особенное.
- Образование и возвышение сша.
- Страны Азии, Африки и Латинской Америки в европейское Новое время
- Причины формирования колониальных империй.
- Объединение и возвышение Германии
- Причины, характер и итоги Первой мировой войны
- Идеология и политическая практика фашизма, национал-социализма и милитаризма
- Агрессия гитлеровской Германии в Европе. Причины «странной войны»
- Мировое сообщество после Второй мировой войны
- Причины возрождения Германии и Японии после Второй мировой войны.
- Причины и характер холодной войны
- Противостояние сверхдержав: от «холодной войны» к мирному сосуществованию
- Ближневосточная проблема.
- Формирование многополюсного мира в конце XX-начале XXI вв.
- Западноевропейская интеграция.