Арабо-мусульманская цивилизация
В то время, как в Европе торжествовало христианство, вдоль южного, восточного, а позже и западного берегов Средиземного моря стала распространяться новая религия ислам, которая стала одной из мировых религий и легла в основу формирования Исламской цивилизации.
Исламскую цивилизацию создали арабы, населявшие Аравийский полуостров. Они принадлежали к группе семитских народов, также как ассирийцы, финикийцы, евреи. Большинство арабов к началу VII в. оставалась кочевниками, или бедуинами (жителями пустыни), разводившими верблюдов, коз, овец. И лишь некоторая их часть занималась земледелием, в основном на юге Аравийского полуострова. Это объяснялось в первую очередь самими природными условиями, в которых существовали арабские племена.
Плодородные земли простирались преимущественно по побережью Аравийского полуострова. Самым развитым земледельческим районом являлся Йемен (по-арабски счастливый) на юго-западе полуострова, где имелись плодородные земли, богатая тропическая растительность, росли финики, виноград, плодовые деревья. Середина полуострова - обширное плоскогорье - не имело рек. Источниками воды служили колодцы или, временами, сухие русла, несущие потоки дождевой воды. Это был мир бедуинов-кочевников. Лишь на западном берегу и в середине плоскогорья, где находилась большая часть колодцев, были поселки, пахоты и сады. Иным был образ жизни населения западной прибрежной полосы вдоль Аравийского залива. Здесь пролегала дорога из Йемена в Египет, Сирию и к Евфрату, что давало возможность для развития местной, внешней и транзитной торговли. На этой территории существовало несколько древних торговых городов.
К началу VII в. в Аравии, в особенности в Мекке, значительное распространение получил ханифизм - духовно-религиозное учение, направленное на поиск нового единого Бога и заимствовавшее некоторые общие идеи христианства и иудаизма. Одним из ханифов-проповедников стал Мухаммед (570-632), торговец из Мекки.
Его учение составило суть ислама новой монотеистической религии, ставшей основой Исламской цивилизации.
Ислам вобрал в себя как духовно-религиозную культуру арабов, так и многие постулаты иудаизма и христианства. Однако, это не было эклектическое смешение различных религиозных верований. Это было качественно новое цельное вероучение.
Священной книгой приверженцев ислама мусульман стал Коран (Чтение), который, согласно мусульманскому преданию, был передан Аллахом людям через пророка Мухаммеда. Уже после смерти Мухаммеда Коран был собран в единую книгу и разделен на 114 глав (сур). В основе догматики Корана идея о том, что спасение ждет только тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда. Мусульмане должны полностью вверить себя воле Аллаха. Отсюда фатализм, предопределенность высшей силой человеческой судьбы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Что такое «цивилизация»?
- Движущие силы и факторы исторического развития
- Особенности «речных» цивилизаций Древнего мира
- Роль и значение полиса в древней Греции
- Древний Рим: этапы эволюции и вклад в мировую цивилизацию
- Возникновение и распространение христианства
- Византийская цивилизация
- Арабо-мусульманская цивилизация
- Варварские королевства в Западной Европе
- Возрождение, Реформация, протестантская этика
- Зарождение идей гражданского общества и правового государства в век Просвещения.
- Англия в XVII-XIX вв. Причины завоевания Британией мирового господства.
- Зарождение современных цивилизаций на американском континенте.
- Значение Великой Французской революции
- Индия, Китай, Япония в европейское Новое время: общее и особенное.
- Образование и возвышение сша.
- Страны Азии, Африки и Латинской Америки в европейское Новое время
- Причины формирования колониальных империй.
- Объединение и возвышение Германии
- Причины, характер и итоги Первой мировой войны
- Идеология и политическая практика фашизма, национал-социализма и милитаризма
- Агрессия гитлеровской Германии в Европе. Причины «странной войны»
- Мировое сообщество после Второй мировой войны
- Причины возрождения Германии и Японии после Второй мировой войны.
- Причины и характер холодной войны
- Противостояние сверхдержав: от «холодной войны» к мирному сосуществованию
- Ближневосточная проблема.
- Формирование многополюсного мира в конце XX-начале XXI вв.
- Западноевропейская интеграция.