Основные тенденции и достижения в развитии русской культуры XVIII – XIX вв.
В годы правления ПетраI русская культура стремительно европеизировалась, приобретала светский, в отличие от религиозного, характер, включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран. Петр верил в преобразующую силу государства, ломающего старые обычаи и насильственно внедряющего новые нравы. Бритье бород, запрет традиционной одежды, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян на учебу за границу— все это радикально изменило быт. Петровские преобразования предопределили характер и направления развития русской культуры в XVIII в.
В XVIII в. в России сложилась система светского образования. Открывались медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные школы, а также цифирные школы для начального обучения. Отличительная особенность системы образования в XVIII в. — ее сословный характер. Учреждались закрытые учебные заведения для дворян, духовенства, купечества, солдат. Лишь школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесла не были сословными. Были учреждены общеобразовательные школы: четырехклассные в губернских городах и двухклассных в уездных центрах. В XVIII в. было создано множество учебников. Их распространению способствовали успехи в издательском деле: создание новых типографий, открытие в Петербурге первой государственной библиотеки, становление периодической печати (газета «Ведомости», с 1702). Значительны достижения российской науки. В литературе XVIII в. торжествовал классицизм, ориентировавшийся на античные художественные образцы и гражданские доблести. В конце века его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека. Строительство новой столицы — Петербурга стало рубежным этапом в становлении русской архитектуры. В Россию пришла архитектура барокко — стиля яркого, блистательного, пышного. Увлечение античным искусством второй половины XVIII в. нашло выражение в строгом, сдержанном классицизме. Излюбленный жанр русских живописцев XVIII в. — портрет. Вместе с тем развивалась историческая и пейзажная живопись. В 1757г. была образована Академия художеств. Годом раньше в Петербурге открылся первый профессиональный театр.
Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи.
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
- История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания.
- Этногенез восточнославянских племён. Формирование Древнерусской государственности, споры вокруг «норманнской теории».
- Крещение Руси и его социокультурное значение.
- Предпосылки и сущность феодальной раздробленности Киевской Руси. Русские земли в XII – первой половине XIII в.
- Культура Киевской Руси IX – 1-й половины XIII в.: основные черты и известнейшие памятники.
- Борьба Руси против угрозы с Востока и Запада в XIII в. Последствия монголо-татарского нашествия для исторического и культурного развития Руси.
- Основные этапы и особенности процесса объединения Руси вокруг Москвы. Противостояние Орде. Создание централизованного Российского государства.
- Достижения и особенности русской культуры XIII – XV вв.
- Эпоха Ивана IV: основные направления внутренней и внешней политики.
- Достижения и особенности русской культуры конца XV – XVII в.
- Россия в начале XVII в. Смутное время: причины, ход событий, последствия.
- Социально-экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика России XVII в.
- Эпоха Петра I: особенности и проблемы российской модернизации. Значение реформаторской деятельности Петра I.
- Эпоха дворцовых переворотов в России.
- Россия во второй половине XVIII в.
- Россия в первой половине хiх в.: попытки реформ и охранительная политика.
- Официальная идеология и общественная мысль в России хiх в.: консервативное, либеральное, радикальное течения.
- «Великие Реформы» 60-70-х гг. Хiх в. И контрреформы Александра III.
- Основные тенденции и достижения в развитии русской культуры XVIII – XIX вв.
- Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX – XX вв. Реформы с.Ю. Витте и п.А. Столыпина.
- Первая революция в России 1905 – 1907 гг. Становление парламентаризма и многопартийной системы в России.
- Внешняя политика России на рубеже XIX – XX вв.
- «Серебряный век русской культуры».
- Революционный процесс 1917 г. И Гражданская война в России. Политика «Военного коммунизма».
- II съезд Советов
- Социально-экономические (нэп, коллективизация, индустриализация) и политические изменения в ссср 1920-х – 1930-х гг.
- Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Проблемы послевоенного развития страны: экономика, внутренняя и внешняя политика.
- Советская культура 20-х – начала 50-х гг. XX в.
- Ссср в эпоху «Оттепели»: социально-экономическое, и политическое развитие страны. Итоги правления н.С. Хрущева, причины его отставки.
- Ссср в эпоху «Застоя» л.И. Брежнева: социально-экономическое и политическое развитие страны. Попытки реформ. Диссидентское движение.
- Перестройка в ссср 1985 – 1991 гг. Крах советской системы. Распад ссср.
- Внешняя политика ссср 1953 – 1991гг. От начала «Холодной войны» к. «Новому политическому мышлению».
- Советская культура 50-х – 80-х гг.
- Россия 1992-2010 гг.: внутренняя и внешняя политика.
- Основные тенденции и проблемы духовного и культурного развития современной России (1992-2009 гг.). Современная российская культура.