Советская культура 20-х – начала 50-х гг. XX в.
Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили.
Отличительной особенностью советского периода истории культуры является огромная роль в ее развитии партии и государства. Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры: образование, материально-техническое обеспечение, все виды искусства, установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом, учебными заведениями и т.п. Была создана стройная система идеологической обработки населения. СМИ, оказавшись под жесточайшим контролем партии и государства, наряду с достоверной информацией использовали прием манипулирования сознанием населения. Внушалась народу мысль о том, что страна представляет осажденную крепость, и право находиться в этой крепости имеет лишь тот, кто ее защищает. Постоянный поиск врагов становился отличительной чертой деятельности партии и государства.
Из культурного процесса исключались многие ценности. В спецхранилищах оказались произведения писателей, художников и других представителей культуры, не угодных коммунистам. Разрушались дворянские имения, разрушались храмы, церкви и монастыри, разрушалась связь времен.
В августе 1934 года был образован Союз писателей СССР. Наряду с Союзом писателей позднее возникли Союз художников, Союз композиторов и т.д.
Не подчинившихся коммунистическому диктату как правило, трагично. (Мандельштам, Бабель, Мейерхольд и др.)
К середине 20-х годов относится появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Прочное место в репертуаре театров занимала классика.
Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов, изображающих В.И. Ленина, И. В. Сталина, других руководителей партии и государства. В каждом городе стояло несколько памятников вождям. Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В. Мухиной скульптурная группа “Рабочий и колхозница”, изображающая двух стальных гигантов.
Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. 26 декабря 1919 г СНК принял декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.
Культура СССР шла по своему, особому пути, во многом определенному Коммунистической партией.
Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа.
Развитие науки и культуры в СССР в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми малейшими, отклонениями от "задач социалистического строительства".
В 1946 г. по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 г. - 2,3 млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР, в 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений.В 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы на науку. В этом году были восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы - в Казахстане, Латвии и Эстонии. Вторая половина 40-х годов была временем организации целой серии научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки. Среди них были Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники. Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и многие другие. В то же время продолжали существовать и расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в системе МВД СССР.Война и репрессии 30-х годов нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 40-е - начале 50-х годов Советский Союз имел огромный дефицит специалистов с высшим и средним образованием. Трудности, с которыми столкнулась сфера образования в СССР, были решены за счет понижения образовательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов, как и всем научным сотрудникам, была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, подготовка их была ниже даже по сравнению с 30-ми годами. Большинство школьных учителей были подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институтах по укороченной программе.Несмотря на все это, страна перешла на всеобщее семилетнее образование. Понижение общеобразовательного уровня привело впоследствии к кризисным явлениям в науке и экономике советского государства, но в то время оно дало быстрый эффект, создалась иллюзия ускоренного научно-технического развития общества. В 40-е - начале 50-х годов советская наука и техника достигли целого ряда успехов, прежде всего в области физики, химии, точной механики, но все они в основном были нацелены на военные нужды.В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, интенсивно шли исследования в области химического и бактериологического оружия.В то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, подверглись жесткому нажиму и даже запретам.Если в развитии точных и естественных наук вмешательство и диктат партийно-государственного аппарата были тормозом, то для гуманитарных наук они стали просто катастрофой. За первое послевоенное десятилетие в гуманитарных науках не появилось ни одного сколько-нибудь серьезного достижения, а в области литературы и искусства - ни одного сколько-нибудь выдающегося произведения.Не менее отрицательно на развитии науки, литературы и искусства сказалась и кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 40-х - начале 50-х годов. Целью ее было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между советским народом и достижениями культуры западных стран. В результате этой кампании многие деятели науки и искусства подверглись репрессиям, были уволены со своих должностей и даже попали в тюрьмы и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литературы и искусства, что приводило к падению художественного и идейного уровня, формированию посредственного, приукрашивающего советскую действительность искусства.Гонениям подверглись известные советские композиторы, писатели и поэты: Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Н. Мясковский, А. Ахматова, М. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к "антинародному" направлению.Все это привело к резкому сокращению количества новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, увеличению посредственности, сознательному слому великой русской художественной традиции XIX - начала XX в.
- История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания.
- Этногенез восточнославянских племён. Формирование Древнерусской государственности, споры вокруг «норманнской теории».
- Крещение Руси и его социокультурное значение.
- Предпосылки и сущность феодальной раздробленности Киевской Руси. Русские земли в XII – первой половине XIII в.
- Культура Киевской Руси IX – 1-й половины XIII в.: основные черты и известнейшие памятники.
- Борьба Руси против угрозы с Востока и Запада в XIII в. Последствия монголо-татарского нашествия для исторического и культурного развития Руси.
- Основные этапы и особенности процесса объединения Руси вокруг Москвы. Противостояние Орде. Создание централизованного Российского государства.
- Достижения и особенности русской культуры XIII – XV вв.
- Эпоха Ивана IV: основные направления внутренней и внешней политики.
- Достижения и особенности русской культуры конца XV – XVII в.
- Россия в начале XVII в. Смутное время: причины, ход событий, последствия.
- Социально-экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика России XVII в.
- Эпоха Петра I: особенности и проблемы российской модернизации. Значение реформаторской деятельности Петра I.
- Эпоха дворцовых переворотов в России.
- Россия во второй половине XVIII в.
- Россия в первой половине хiх в.: попытки реформ и охранительная политика.
- Официальная идеология и общественная мысль в России хiх в.: консервативное, либеральное, радикальное течения.
- «Великие Реформы» 60-70-х гг. Хiх в. И контрреформы Александра III.
- Основные тенденции и достижения в развитии русской культуры XVIII – XIX вв.
- Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX – XX вв. Реформы с.Ю. Витте и п.А. Столыпина.
- Первая революция в России 1905 – 1907 гг. Становление парламентаризма и многопартийной системы в России.
- Внешняя политика России на рубеже XIX – XX вв.
- «Серебряный век русской культуры».
- Революционный процесс 1917 г. И Гражданская война в России. Политика «Военного коммунизма».
- II съезд Советов
- Социально-экономические (нэп, коллективизация, индустриализация) и политические изменения в ссср 1920-х – 1930-х гг.
- Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Проблемы послевоенного развития страны: экономика, внутренняя и внешняя политика.
- Советская культура 20-х – начала 50-х гг. XX в.
- Ссср в эпоху «Оттепели»: социально-экономическое, и политическое развитие страны. Итоги правления н.С. Хрущева, причины его отставки.
- Ссср в эпоху «Застоя» л.И. Брежнева: социально-экономическое и политическое развитие страны. Попытки реформ. Диссидентское движение.
- Перестройка в ссср 1985 – 1991 гг. Крах советской системы. Распад ссср.
- Внешняя политика ссср 1953 – 1991гг. От начала «Холодной войны» к. «Новому политическому мышлению».
- Советская культура 50-х – 80-х гг.
- Россия 1992-2010 гг.: внутренняя и внешняя политика.
- Основные тенденции и проблемы духовного и культурного развития современной России (1992-2009 гг.). Современная российская культура.