logo
Ekzamenatsionnye_voprosy_novyy_variant

История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания.

История - гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом ; в более узком смысле- наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Становление исторической науки шло длительным и сложным путем. Выделяют три этапа в ее развитии:

1) древность — начало XVII в. история определя­лась как художественный рассказ, основанный на достоверных свидетельствах.

2) XVII — XVIII вв. признается, что история должна отражать не все факты прошлой жиз­ни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл, но при этом она не была самостоятель­ной наукой.

3) с начала XIX в. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческого общества

Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Одни историки считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, другие, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность).

Наиболее распространенные методы исторических исследований:

1)историко-генетический метод, последовательное раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения

2)историко-сравнительный метод, основывается на сравнениях

3)историко-типологический метод, общественно-исторические процессы с одной стороны, различаются, с другой, - тесно взаимосвязаны, важная задача выявление единого.

4)историко-системный метод, основой применения данного метода в истории является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего.

Функции исторического знания: 1)Научно- познавательная 2)Практически-рекомендательная 3)воспитательная